"Безопасность межличностных отношений в дошкольном коллективе" (из опыта)
методическая разработка

Тарасова Ирина Митрофановна

Безопасность межличностных отношений в дошкольном коллективе (из опыта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.                      Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 46

Усть-Кутского муниципального образования

666785Иркутская область, г.Усть-Кут, ул. МК-83, строение 3

телефон, факс: 8(39565)61271. E-mail:  mdoy_crr_ds46@mail.ru

         Доклад из опыта работы

«Безопасность межличностных отношений

                                     в дошкольном коллективе»

Выполнил: воспитатель

Тарасова Ирина Митрофановна

г.Усть-Кут

Ноябрь 2021г.

 Слайд 2.  В общении с детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких  

Если при общении со взрослыми дети соблюдают практически все нормы поведения, редко проявляют агрессию, то при взаимодействии со сверстниками они могут применять совершенно неожиданные выражения и действия (кричать, размахивать руками, кривляться, дразниться, драться и др.), что может приводить к конфликтам в межличностных отношениях детского коллектива, а значит провоцировать определённые опасности, физические и психологические травмы.

В детском саду ребёнок проводит много времени и, моя цель, как педагога, создать в группе среду безопасного межличностного общения.

Слайд 3.  Для определения воспитательно/образовательных задач в процессе    

                    создания бесконфликтной обстановки, я обратилась к целевым ориентирам

                    определяемым ФГОС на этапе завершения дошкольного образования:

* Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

Слайд 4. * Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,  

                    сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять  

                    свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать  

                    конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию.

* Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Слайд 5.  Для достижения цели формирования безопасного межличностного общения  

                    детей в группе, с опорой на целевые ориентиры ФГОС, я решаю следующие    

                    задачи:

1. Формирование у детей представлений о конфликтных ситуациях, причинах возникновения, развития и способах решения конфликта. 

2. Обучение навыкам бесконфликтного взаимодействия, развитие и обогащение форм безопасного общения со сверстниками.

Слайд 6.    3. Развитие у детей способности понимать своё эмоциональное состояние,  

                   умении выражать или сдерживать его; понимать эмоциональное состояние  

                 другого человека (по мимике, жестам, голосу), адекватно реагировать на него.

4. Помощь детям в управлении собственным поведением (снятие агрессии, напряжения).

5. Воспитание уверенности в себе, формирование моральных представлений.

Слайд 7.  Основное средство в формировании у детей навыка безопасных

                    межличностных отношений со сверстниками - игра. Игра способствует              

                    формированию готовности детей дошкольного возраста к конструктивному,

                    бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.  В работе с детьми я  

                    использую коллективные игры-занятия, игры-упражнения

Слайд 8.    игры-инсценировки, игры-сказки,

Слайд 9.    сюжетно-ролевые игры.

Слайд 10.  Так же, в решении поставленных задач, в работе с детьми я использую  

                   много других методов и приёмов

*круг приветствия

Когда в группу приходят все дети, мы становимся в круг и говорим друг другу слова приветствия, комплименты, повторяем, что дети в нашей группе дружные и хорошие. Заканчивается приветствие рукопожатиями или «обнимашками».

Слайд 11.  *чтение и анализ художественных произведений, просмотр  

                    мультфильмов.

Я подобрала и постоянно обновляю библиотеку художественной литературы и подборку мультфильмов на тему нравственного воспитания дошкольников (по всем возрастным категориям). С детьми мы читаем литературу, смотрим мультфильмы, затем обсуждаем поведение и поступки героев, рассуждаем о том, почему произошла та или иная ситуация.

Слайд 12.  *этические беседы. 

Беседуя с детьми на этические темы (например, для чего существуют вежливые слова, зачем помогать товарищам, можно ли драться и др.), я побуждать их думать, выражать своё мнение. Задаю ребятам вопросы, прошу высказаться. Это позволяет понять, о чём они думают, какие представления и установки имеют. В таких беседах ребята учатся оценивать поступки своих сверстников, а порой и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Слайд 13.  *заучивание и разыгрывание «мирилок»

В ситуациях, когда произошла ссора, я использую «мирилки». Повторяя слова «мирилок», закрепляя их дружественными движениями (захват мизинчиками, рукопожатия, похлапывание по плечу, «обнимашки»), дети настраиваются на позитивное общение, и небезопасная ситуация ссоры исчезает.

Слайд 14.  *экспериментирование в поведенческих действиях

Самое лучшее закрепление теоретических знаний – это практика. Поэтому мы проводим в группе разные эксперименты по возможным последствиям тех или иных поступков детей, на практике разбираем потенциально опасные ситуации межличностного общения.

Что будет, если ударить другого ребёнка? Берём большой мягкий модуль и бьём его. Рассуждаем о последствиях: ребёнок упадёт и ударится, ребёнку будет больно и он заплачет, «А я дам сдачи»-Руслан и т.д. То есть в любом случае, данное действие приводит к конфликту, к плохим (негативным) последствиям – это плохо.

Вывод: других детей бить нельзя. И драться нельзя.

Что будет, если обозвать другого ребёнка? (обычно этот эксперимент проводится по факту произошедшего). Обсуждаем последствия: ребёнок обиделся, пожаловался взрослому, не хочет играть с тобой, может ударить и т.д. Как исправить ситуацию? Извиниться, сказать добрые слова, можно использовать «мирилку».

Вывод: обзываться – это плохо.

И другие эксперименты, подсказанные поведением и вопросами детей.

Слайд 15.  *экспериментирование в разных видах деятельности

Главная цель этих экспериментов, показать детям, что дружно играть и что-то делать вместе со всеми, лучше, чем ругаться и ссориться.

Например, *если на музыкальных инструментах каждый будет играть что хочет, получится обыкновенный шум. А если выбрать одну мелодию, и играть слаженно, получится музыка;

*большой дружный коллектив большую горку построит быстрее, чем один человек, или те дети, которые всё время ссорятся.

Слайд 16.  *Совместно с детьми мы разработали «Правила нашей группы»

1. Играй дружно. Не спорь и не ссорься по пустякам.

2. Делись с товарищем, умей уступать, соблюдать очередь.

3. Если товарищ попал в беду – помоги ему, чем можешь.

4. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

5. Умеешь делать что-то хорошее сам – научи товарища.

6. Не завидуй – радуйся успехам товарища вместе с ним.

7. Не обзывайся, плохие слова обижают. Не дерись.

8. Не смейся над товарищем, если он попал в беду.

9. Если поступил плохо, извинись и признай свою ошибку.

10. Умей спокойно выслушать замечания от других ребят.

11. Не ябедничай, старайся договориться с товарищем, но если не получается, проси помощи у взрослого.

Слайд 17.  Работа по созданию бесконфликтного, безопасного микроклимата в группе  

                   никогда не останавливается, и проводится в течении всего дошкольного  

                   периода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние межличностных отношений в детском коллективе на психологический климат» Курсовая работа

Одним из важнейших направлений воспитательной работы является деятельность педагога по формированию детского коллектива и межличностных отношений в нем. Любая организация, в том числе и детский сад, м...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

Консультация для родителейМежличностные отношения в детском коллективе....

«Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»

laquo;Исследование межличностных отношений в детском коллективе с разным уровнем адаптированности»...

Консультация для родителей Межличностные отношения в детском коллективе.

В детском саду ребенок впервые, что называется всерьез и надолго, оказывается в обществе своих сверстников. Здесь существуют свои правила, какие-то запреты, формируются группы. В яслях дети очен...

Межличностные отношения в детском коллективе на занятиях по физической культуре.

В статье рассматриваются проблемы диагностики и коррекции межличностного взаимодействия между дошкольниками старшего возраста на занятиях по физической культуре...

Исследование межличностных отношений в детском коллективе

Изучение особенностей отношения ребенка к своим сверстникам – сложная и тонкая область практической психологии. Чтобы получить достоверные результаты, необходимо использовать комплекс мето...

НАРУШЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОГО САДА

Взаимодействие дошкольника со сверстниками сложный процесс, существенным образом влияющий на развитие личности. Понимание процессов происходящих в межличностных отношениях дошкольников...