Проект "Мягкая педагогика для малышей"
проект

Короткова Клавдия Георгиевна

Продолжительность проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.

Практическая значимость проекта:

- пополнить представление детей о мягких предметах, игрушках, модулях;

- проявлять интерес и желание играть с мягкими предметами, игрушками, модулями;

- развивать речевую активность детей,

- научить включать в сюжет игры различные мягкие предмет, игрушки и модули;

- научить детей бережнее относиться к мягким пособиям и атрибутам;

- развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым.

Введение

Мягкие игрушки прототипы различных животных, которые заботливые мамы шили своим чадам из лоскутков ткани, набивали ватой, украшали, используя различные навыки рукоделия, вязание и вышивку. В конце XIX века широкое развитие получило производство мягкой игрушки в промышленных масштабах.

Актуальность.

 В раннем возрасте основой становления личности ребёнка является предметно-игровая деятельность. Миновав её, невозможно рассчитывать на полноценное взросление человека.

 Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми; в игре же происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности.

 Источником накопления чувственного опыта в раннем возрасте является игрушка, так как именно на игрушку ребёнок переносит все свои человеческие чувства. Необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребенку можно было организовать игру. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней его жизни. Мягкая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи, пополняет сенсорнй опыт. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка.

В основу проекта положена следующая гипотеза: развитие эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста в процессе формирования познавательной активности к мягким предметам, игрушкам и модулям будет успешным, если:

 • создать условия психологической защищённости, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;

 • предметно – пространственная развивающая среда соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 • развивать эмоциональную отзывчивость в контексте познавательной активности к мягким пособиям и игрушкам;

 • использовать методы педагогической интеграции.

 • положить начало формирования заботливого, доброжелательного отношения к мягким предметам и игрушкам.

Проблема.

Исходя из сегодняшней ситуации, одна из проблем детства состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, а у взрослых в неразборчивости их выбора. Многочисленные исследования педагогов и психологов говорят о том, что игрушка - действенное средство развитии психики, и всегда широко используется в народной педагогики для социального воспитания и приобщении ребенка к жизни взрослых. С этой целью и был разработан проект «Мягкая педагогика для развития малышей».

Цель. Формирование у детей социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

- развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребенка;

- формирование бережного отношения к мягким предметам, игрушкам и модулям при взаимодействие с ними;

- способствовать накоплению опыта доброжелательных отношений детей и взрослых, умения играть вместе.

Предполагаемые результаты.

Для детей:

- активизируется словарь детей, развивается их речевая активность;

- научаться бережно относиться к мягким предметам, игрушкам и модулям;

- развивается умение играть дружно, не ссориться, делиться игрушками, а также общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым.

- пополнить представление детей об игрушках – «мягкие игрушки»;

- интерес и желание играть с мягкими пособиями и игрушками, включать их в сюжет игры.

Для родителей:

- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

- повышение компетентности родителей при выборе мягких пособия и игрушек;

- пополнение развивающей сред группы самодельными мягкими пособиями и игрушками.

 

Разработка проекта «Мягкая педагогика» соответствует задачам и принципам ФГОС дошкольного образования, которые решаются:

  • на занятиях,
  • в режимных моментах,
  • в совместной деятельности детей с педагогом,
  • в самостоятельной деятельности детей.

Все «мягкие» пособия использовались с учетом особенностей детей раннего возраста. Широкий выбор мягких пособий и игрушек можно условно разделить по классификационным видам и выделить основные:

- простая мягкая (сюжетная) игрушка, которая не содержит никаких механизмов, ее ткани имеют разнообразную фактуру и цвет;

- музыкальная мягкая игрушка, она содержит в себе вшитое электронное устройство, которое издает звуки;

- мягкие книжки для малышей;

- мягкие погремушки, внутрь которых вшита шуршалка или пищалка;

- кукла-перчатка или тряпичная кукла;

- мягкие кубики и модули (объемные и плоскостные);

- мягкий конструктор;

- мягкие набивные мячи.

А также варежки, перчатки, подушки, ленточки, мешочки, шнурки, кусочки ткани и т.п.

Данный проект состоит из трех этапов. Содержание работы (поэтапно) в процессе реализации проекта:

I этап – подготовительный.

Цель: выявление детских интересов – наблюдений за игрой детей, за предпочтениями видов игровых действий с мягкими пособиями и игрушками через введение в различные игровые ситуации по теме «Игрушки».

  1. Изучение методической литературы по теме «Таффисреда в группах раннего возраста», «Мягкая педагогика в детском саду».
  2. Определение целей и задач проекта.
  3. Наблюдение за детьми.
  4. Подборка и изготовление мягких предметов, игрушек и модулей.
  5. Пополнение игровых центров детской активности мягкими пособиями, атрибутами и реквизитом.
  6. Организация разных видов деятельности и игры детей.
  7. Подборка консультаций для родителей. Привлечение родителей к созданию мягких пособия для детей и пополнению предметно – пространственной развивающей среды в группе.

II этап – основной

  1. Организация бесед с детьми и рассматривание мягких игровых пособий.
  2. Чтение художественной литературы (стихов, потешек, песенок).
  3. Исследовательская деятельность.
  4. Совместная игровая деятельность детей и взрослых с разнообразными мягкими пособиями.
  5. Самостоятельная деятельность детей с мягкими предметами, игрушками и модулями.
  6. Консультации, беседы с родителями.

Формы работы с родителями

1. Участие в оснащении предметно – пространственной развивающей среды по теме проекта.

2. Мастер - класс для родителей «Мягкие игрушки своими руками».

3. Беседа на тему «Учим ребёнка играть и общаться».

4. Распространение памяток.

III этап - заключительный

  1. Итоговое мероприятие – презентация проекта.
  2. Выставка самодельных мягких пособий (игрушек) своими руками.
  3. Анализ результатов проекта.
  4.  

Вывод

Игры с «мягким» дидактическим материалом – это важная деятельность детей раннего возраста. Она затрагивает все образовательные области. Пластичность материалов таких игрушек, дает возможность для развития у малышей:

  1. Психических процессов  - воображения, внимания, памяти, мышления.
  2. Моторной ловкости пальцев и кистей рук; координации движения рук, глазомера.
  3. Речи и коммуникативных навыков.
  4.  Математических представлений о цвете, форме, величине, а также счетных умений.
  5. Творческой активности и фантазии.
  6. Физических качеств.

Пособия и игрушки «мягкой педагогики» в основном направлены на сенсорное развитие ребенка. Накопленный в раннем возрасте сенсорный опыт детей - это основа познавательного развития.

Познавательное развитие определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитие первоначальных навыков письма.

Можно с уверенностью сказать, что «Мягкая педагогика» поможет ребенку переключиться на совместную деятельность с детьми и взрослыми. Игры с мягкими игрушками направлены на развитие ребенка в целом. Они поднимут настроение и вызовут положительные эмоции у малышей, помогут заложить основы здоровьесбережения.

Мягким игрушкам отведена большая роль в жизни ребенка. Они создают ощущение тепла и уюта. Кроме того, они становятся настоящими друзьями для детей, участниками их игр.

 

Список используемой литературы

1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. – 815 с.

2. Воспитание детей в игре / ред. Менджерицкой Д. В. – М.: Просвещение, 2003. – 27-36 с.

3. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. – М.: Просвещение, 1980. – 64 с.

4. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. – М.: Просвещение, 1969. – 7-34 с.

5. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. – 123-128 с.

6. Павлова Л. Какие игрушки предпочитают малыши // Дошкольное воспитание, 1997, № 12. – 86-89 с.

 

7. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. – 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») Технология «Textile-fun» /«Досуг с тканью»/ разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер и основана на мног...

Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно...

Из опыта работы «Таффисреда или Мягкая педагогика в развитии малышей!»

laquo;Мягкая педагогика» – это, прежде всего, открытый стиль педагогической коммуникации. То есть доброжелательный контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним.В эпоху ра...

Методическая разработка Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органа...

Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей

Аннотация В статье представлен практический материал по использованию игр мягкой педагогики (вязаная графика) в развитии сенсорики малышей.В разработке раскрывается актуальность применения развив...