Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkaya_pedagogika.vyazanye_karandashi.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей
Воспитатель: Толмачева В. Б.
Аннотация
В статье представлен практический материал по использованию игр мягкой педагогики (вязаная графика) в развитии сенсорики малышей.
В разработке раскрывается актуальность применения развивающих игр «Мягкой педагогики» во всестороннем развитии детей.
1. Введение
Познание окружающего мира начинается в младенчестве и строится на активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. Н.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками. Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание. Малыш рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Но всё это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Научить детей тонко, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения призвано сенсорное воспитание.
В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Психологические исследования показывают, что без такого воздействия восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным, и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Поэтому дошкольный этап детства считается периодом сенсомоторного развития («сенсо» – чувство, «мото» – движение), как базы, на основе которой формируются ментальные функции: память, речь, восприятие, мышление.
Проблемы сенсорного развития детей раннего и дошкольного возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.).
Психологи считают, что в дошкольном возрасте важно активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами, ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо. Особенно актуально это в раннем возрасте, когда ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия. Когда ребенок учится хватать игрушки, нужно помочь малышу приспособить хватательные движения к форме предмета), его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение, «маленькое» это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами. На третьем году жизни задачи сенсорного воспитания более сложные, хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.
Для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития у детей, необходимо создавать условия, которые позволят обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, сформировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой - маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый).
Реализуя образовательную программу меня заинтересовал учебно-методический комплект Е.Д. Файзуллаевой «Мягкая педагогика»: воспитание детей раннего возраста», где представлены авторские игры, которое можно успешно использовать в сенсорном развитии малышей.
Цель:развитие сенсорного опыта малышей средствами использование развивающих игр «вязаная графика»
Задачи:
- пополнить предметно-развивающую среду пособиями «мягкой педагогики» для сенсорного развития детей;
- систематизировать игры «мягкой педагогики», направленные на формирование представлений детей о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине);
- внедрить в практику работы с детьми игры «мягкой педагогики»;
- определить эффективность применения игр «мягкой педагогики» в развитии сенсорного опыта малышей.
2. Понятие «мягкой педагогики», разные аспекты «мягких игр»
Понятие «мягкая игрушка» знакомо всем. А вот о термине «мягкая педагогика» слышали немногие. Основы «мягкой педагогики» заключены в самом значении слова «мягкий». У него есть синонимы: пластичный, податливый, пушистый, нежный, тонкий, учтивый, вежливый, благоприятный. Идеи «мягкой педагогики» основаны на желании взрослого быть с ребенком дружелюбным, быть ему товарищем по игре, весело коммуницировать и получать от игры удовольствие. Тогда ребенок обязательно откликнется на предложение взрослого поиграть, он будет расположен к общению и начнет доверять родителю, а ведь самый важный базовый навык — это доверие к миру.
Развивающие игры «Мягкой педагогики» предлагаемые Е. Д. Файзуллаевой – это сенсорно-тактильные предметы игрового обихода из текстиля.
Ею разработаны такие пособия как:
«Вязанная графика»;
«Шифоновая радуга»;
«Палочки–игралочки»;
«Меховые рукавички»;
«Мнушки» и другие.
Главным достоинством этих пособий является их интегративное содержание, их можно использовать как:
- спокойные сенсорные сказки;
- тренажеры для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, активизирующие творческий и умственный потенциал ребенка;
- средства для релаксации;
- дидактический материал на занятиях и в свободной деятельности;
- для индивидуальной и групповой работы с детьми.
В своих статьях Е.Д Файзуллаева говорит о том, что можно использовать любые мягкие материалы: лоскутки, шнурки, веревочки, всё, что есть, вплоть до подушек. Именно эти предметы и будут создавать мягкую среду. Также можно использовать бумагу, пластилин, воск, глину, пасту для лепки.
Все эти материалы нужны для развития сенсорики — первой ступени развития интеллектуальных и умственных способностей ребенка. Ребенок получает первый опыт встречи с разными материалами и накапливает сенсорные впечатления.
Разные аспекты «мягких игр»
Игры с мягкими предметами полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей.
3. Практическое обоснование использования развивающих игр «мягкой педагогики» в развитии сенсорного опыта детей
В детском саду я работаю не первый год. Наблюдая за детьми своей группы, оценивая их умения и навыки по сенсорному развитию во время диагностики развития, я отметила довольно низкий уровень сенсорных способностей, дети не показывают определённые цвета предметов, не могут собрать простую пирамидку, игрушку-матрёшку, не владеют умением действовать со шнуровками, слабо развита моторика рук и глазомер. В беседе с родителями по теме «Сенсорного воспитания детей дома», узнала, что в игровом уголке ребенка есть в наличии множество мягких игрушек, машинок, игрушек - трансформеров, не подходящих детям по возрасту, а также, совсем мало или нет вообще развивающих игрушек и игр: пирамидок, кубиков, конструкторов, вкладышей, шнуровок и т.п. Сами родители порой не знают о значении таких развивающих игр для полноценного развития ребёнка и мало занимаются дома. Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию. Для этого начала создавать в группе предметно-развивающую среду, на первом этапе связала разноцветные шнурочки «Вязаная графика» разной длины и подобрала для ник картотеку игр, которая обеспечивает накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество. В зависимости от наполнения пособий для сенсорного развития детей раннего возраста, игры могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша, развития воображения, творческих способностей, восприятие сенсорных эталонов, развития активной речи.
Для целенаправленной работы была составлена картотека развивающих игр «мягкой педагогики».
В работе использую несколько пособий, сделанными своими руками на основе пособий Елены Дмитриевны Файзуллаевой «Мягкая педагогика», Свои. Они очень интересные, яркие, развивающие. Игры с пособиями позволяют малышам различать цвета, формы, величину, различать размер и количество. И огромную роль имеет развитие мелкой моторики рук, так как является умственной способностью ребёнка.
«Вязаная графика» – это творческий набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и длины, которые можно использовать для игровой деятельности, в изобразительном творчестве, на психолого-коррекционных и развивающих занятиях. Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации развивающей работы с детьми. В процессе тактильного рисования вязаными изделиями, развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). В основе работы с игровым набором «Вязаная графика» используется принцип «рисование, как изобразительное письмо детей». В процессе использования «Тактильного рисования вязаными сенсорными карандашами» решаются задачи:
- развития тонкой моторику пальцев рук;
-развития координированности движения рук;
-обогащается чувственный опыт;
-развиваются мыслительные процессы и творческая активность;
-развивается речь ребенка;
-развивается воображение;
-формируется у ребенка представлений о цвете, форме, величине;
-развивается умение действовать по образцу.
Этот набор можно использовать как для индивидуальных занятий, в этом случае ребёнку предлагается нарисованный шаблон, который нужно разукрасить «вязаными сенсорными карандашами», так и в групповой работе обыгрывая с детьми какой-то сюжет (сказку, потешку или стишок) и изображая на большом холсте элементы сюжета (дождик, травку, солнышко и т.д.), так же использую ее на занятиях по развитию речи, формированию математических представлений, конструированию и т.д.
Работа в направлении реализации мягкой педагогики продолжается, в дальнейшем планируется накапливать, пополнять, расширять игры и дид. материал, а именно «шифоновая графика, мнушки, игры из фетра и др.»
Библиография:
1. Арт-методики для развития малышей: Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» (от 2 месяцев до 3 лет)/ под ред. И.А.Лыковой. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2018 – 128 с.
2. Файзулаева Е.Д. «Мягка педагогика». Воспитание детей раннего возраста: Учебно-методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И.А. Лыковой. М.: «Цветной мир», 2021. 88 с.
3.Файзулаева Е.Д. Практическая нейропсихология для педагогов, методическое пособие / Е.Д. Файзулаева, А.И. Сергеева – Томск: ООО «Академия счастливого детства», 2018 – 71 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, игровые упражнения как средство развития сенсорных способностей малышей
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве).Наблюдая за м...
Консультация для воспитателей: «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста» «Развивающие игры творческого характера, как средство развития диалогической речи у детей с ОНР».
Игровые технологии – это фундамент всего дошкольного образования. В свете государственных образовательных стандартов личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детст...
Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей
Технология «Textile-fun» («Досуг с тканью») Технология «Textile-fun» /«Досуг с тканью»/ разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер и основана на мног...
Мягкая педагогика как средство развития сенсорного опыта малышей
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко и просто. Развивающие игры «Мягкой педагогики» – это сенсорно...
Презентация "«Игры с песком как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста»
Самая лучшая игрушка для детей - куча песка! К.Д. Ушинский...
Методическая разработка Развивающие игры мягкой педагогики как средство развития сенсорного опыта малышей
Сенсорное развитие в раннем детстве служит основой для формирования всех линий развития ребёнка, поэтому сенсорному воспитанию уделяется приоритетное внимание.Малыш рождается на свет с готовыми органа...