Развивающая ситуация с детьми "Сервировка стола"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №2 «Золотая рыбка»
(МАДОУ – д/с№2 «Золотая рыбка»)
г. Краснокаменск, Забайкальский край
Конспект НОД
Конспект занятия (образовательной ситуации (культурной практики)) в подготовительной группе
«Сервировка стола. Культура поведения за столом»
Воспитатель: Журавлева О.В.
г. Краснокаменск, 2022
Воспитатель. Послушайте стихотворение, посмотрите на предметы, которые находятся у меня на столе и постарайтесь угадать, о чём сегодня пойдёт речь.
Если б не было посуды, нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками, разгрызали бы зубами,
Пили воду бы в реке или в грязном ручейке.
Дети. Мы будем говорить о посуде, о том, как правильно нужно кушать.
Воспитатель. Верно, сегодня мы с вами коснёмся вопросов поведения, т. е. этикета за столом, а ещё будем учиться правильной сервировке стола.
Этикет – это…….
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.
Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей. Рядом валялись кости и объедки.
Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось. Люди отошли от подобных обычаев. Поясните мне, чем сейчас отличается приём пищи от древнего?
Дети. Сейчас люди кушают из посуды, пользуясь столовыми приборами и салфетками.
Воспитатель. Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на дикарей не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится еще слушать замечания. Вспомните пожалуйста, о чём мы обычно напоминаем вам за столом.
Дети. Убери локти со стола. Возьми правильно вилку. Кушай аккуратно. Не чавкай. Суп кушать нужно так, чтобы другие тебя не слышали и т. п.
Воспитатель. Наверное, вы думали не раз, что мы просто к вам придираемся. Ну не все ли равно, как человек кушает! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время приема пищи.
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте мой рассказ про девочку Карину. Однажды её пригласили в гости в одну семью, где было очень много детей. Придя домой она мне поведала такую историю. Отметьте, пожалуйста, для себя, что не понравилось Карине.
. Пошла Карина в гости. Подходит к дому, куда её пригласили. Из открытых окон дома, так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Можно войти?»
«Входи»! - ответила хозяйка дома, - «Все уже за столом. Присаживайся». Но не успела Карина сделать и двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой набил рот до такой степени, что щёки раздулись как мячик, а изо рта крошился прямо на стол хлеб.
«Как неприлично», - подумала Карина. «Лучше сяду с Дашей, которая меня пригласила и сейчас пьёт компот. И тут же вскрикнула, потому что Даша стала выплевывать косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.
«Как вам не стыдно так некрасиво есть»! - в слезах крикнула Карина. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.
«Извините, - вздохнула Карина, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я пойду домой». И ушла.
Плохой конец! А вы, ребята, как думаете, что же не понравилось девочке Карине?
Дети отвечают.
Воспитатель. А сейчас я хочу вам загадать задачки, которые могут возникнуть во время приема пищи.
Задачка 1. Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное: рыбья или мясная кость, или косточка от сливы?
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
Задачка 2. Вы у нас будущие первоклассники . в школе прозвенел звонок, и вы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко говорит мальчик за соседним столиком. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится.
Задачка 3. Вася чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыгает носом.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Есть надо беззвучно. Жуют и глотают пищу так, чтобы никто ничего не слышал!
Задачка 4. Толя потянулся за хлебом через весь стол, попав рукавом прямо в компот Бориса.
Дети отвечают, при затруднении помогаю вопросами или сама даю правильный ответ: Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
Воспитатель. Молодцы! Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды и решили как их можно избежать. Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
- Что же такое сервировать стол?
Дети. Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи.
Воспитатель. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить всем, кто садится за стол наибольшее удобство.
Прежде чем приступить к сервировке стола проведём небольшуюфизминутку. (Дети произвольно имитируют строки стихотворения или повторяют движения воспитателя).
Мы дежурные сегодня.
Станем быстро помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну а слева от тарелки
Нужно вилку положить.
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
Воспитатель. Для того, чтобы определить необходимые предметы для сервировки стола к обеду, я вам приготовила загадки. Слушайте внимательно, постарайтесь их отгадать и внимательно следите как я буду сервировать стол (по мере того, как дети называют нужные предметы для сервировки стола, я одеваю фартук и косынку и сервирую стол для завтрака).
Воспитатель. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан.
.Дети. Салфетка
Воспитатель. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов.
Дети. Посуда.
Воспитатель. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку?
Дети. Прибор.
Воспитатель. Итак, ещё раз повторим. Для того, чтобы накрыть стол, что нам необходимо?
Дети., салфетки, приборы и посуда
Практическая работа. (Закрепление под руководством воспитателя)
Дети выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку.
Воспитатель. Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и закрепили хорошо сервировать стол к завтраку!
Рефлексия: Смайлики.
Варианты: Можно «Сервировка стола к завтрак» провести как игру эстафету или добавить подвижную игру собери из пазлов натюрморт и тд…..) Где у вас продуктивная часть (или салфетки украсить, или алгоритмы наклеить, знаки с правилами, рисунки противоположности нарисовать или подобрать, обыграть различные сценки по домашнему заданию (или как заготовка) заданию в кафе и тд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»
Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...
Сценарий игровой развивающей ситуации для детей подготовительной группы "Избушки лубяная и ледяная"
На основе русской народно йсказки "Заюшкина избушка" у детей сформируются представления о различных природных зонах, об особенностях видов жилищ, в зависимости от климатических условий.Во ...
Образовательно-развивающая ситуация « Гардероб для Золушки ».
Познакомить детей с понятием «холодный батик» и техникой выполнения,активизировать творческое экспериментирование в процессе создания образов нетрадиционными изобразительными материалами...
: Игровые развивающие ситуации для профилактики школьной дезадаптации у детей 6-7 лет «Переполох в лесу»
Подготовка детей подготовительной группы к школьному обучению, формирование учебной мотивации, профилактика школьной дезадаптации....
Конспект развивающей ситуации на игровой основе в группе для детей с задержкой психического развития 5- 6 лет с применением нетрадиционных форм обучения
Конспект развивающей ситуации на игровой основе в группе для детей с задержкой психического развития 5- 6 лет с применением нетрадиционных форм обучения, как песко - терапия и сказка – терапия. "Диффе...
"СТАНЬ КРЕПЫШОМ" Конспект музыкально-игровой развивающей ситуации на основе интеграции образовательных областей с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР)
Дети получили приглашение от Крепыша и отправляются к нему в гости. По пути они встречаются с тётушкой Чистюлей, доктором Айболитом и его пациентами. В содержании использованы игры на развитие музыкал...
Образовательно-развивающая ситуация <<Как стать счастливым?>>
Образовательная область: <Социально-коммуникативное развитие>. Интеграция с образовательными областями: <Художественно-эстетическое развитие>, <Речевое развитие>, <Познавате...