семинар
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Подготовила: Меньшикова Н.В
ТМБДОУ ЦРР «Детский сад – «Белоснежка» г. Дудинка
Давайте, вспомним, какая категория детей посещает группы раннего возраста
(1 гр раннего возраста – это 2 год жизни ребенка
2 гр.раннего возраста – это 1 мл гр)
Для того, чтобы правильно организовать образовательную деятельность детей, мы должны знать возрастные особенности.
Слайд 2
Авторы образовательной программы «Теремок » рассматривают возрастные характеристики детей с 3 позиций:
- физическое развитие
- психическое развитие
- особенности социальной ситуации (т.е поведение ребенка в социуме)
Слайд 3
Начнем с физического развития
Вес тела ребенка увеличивается на 200 – 250, длина тела увеличивается на 1 см, средняя норма веса ребенка составляет 11 – 13 кг, а рост в пределах 83 – 91 см | Вес тела ребенка увеличивается на 2,5 – 3 кг, длина тела увеличивается на 7 – 8 см. Средняя норма веса ребенка составляет 14 – 16 кг, а рост примерно 99 – 102 см |
Ребенок физически окреп, освоил прямохождение, стал более свободно владеть своим телом, много и разнообразно двигается (ходит, бегает, прыгает, лазает, поднимается по ступенькам и др.) Но при этом движения не стабильны, спонтанны | Ребенок много и активно двигается уверенно владеет своим телом. Владеет многими предметными действиями – соотносящими и орудийными ( соотносящие – закрыть коробку подходящей крышкой, собрать и разобрать пирамидку; орудийные – достать предмет с помощью палочки) |
Период бодрствования составляет 4 – 4,5 часов | Период бодрствования составляет 6 – 6,5 часов |
Многие действия выполняет двумя руками (действия с песком, снегом, тестом, тканью) | Многие действия выполняет двумя руками (действия с песком, снегом, тестом, тканью) |
Слайд 4 -психическое развитие
Ребенок понимает речь других людей, воспринимает все звуки родного языка, активно развивается слуховое восприятие и фонематический слух, может строить предложения из 3-4 слов, обращается к взрослым за помощью, задает первые вопросы | Ребенок овладевает разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, коммуникативной, информативной. по своей инициативе вступает в диалог |
Совершенствуются все психические процессы (в первую очередь – зрительное восприятие, а во взаимосвязи с ним – память, наглядно – действенное мышление) | Формируются компоненты наглядно – действенного и наглядно – образного мышления |
У ребенка очень высокая познавательная активность и на этой основе развитие инициативных предметных действий | Ребенок владеет многими предметными действиями – соотносящими и орудийными |
Активно познает разнообразные предметы и их основные свойства (форма, цвет, величина, фактура, вес и др.) | Зарождается знаковая (символическая) функция сознания, которая проявляется в речи и игре (при использовании предметов – заместителей) |
Поведение ситуативное (зависит от конкретной ситуации) | Появляется направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения |
Слайд 5 психическое развитие | |
У ребенка формируются сенсорно – моторные ориентировки | На основе собственной мотивации появляется желание выполнять действие на основе сенсорной ориентировки ( достижение результата) |
Ребенок активно использует «инструментальные движения» - ест ложкой, расчесывается, оставляет «след» на бумаге карандашом или кистью, действует с д/и | Становится значимым содержание диалога, литературного произведения появляются любимые игры, игрушки, книги с картинками и др. |
Ребенок подражает действиям взрослого | Действия ребенка трансформируются – от совместного с взрослым к самостоятельным |
Обобщает предметы по функциям (по действию, по назначению) | Умение обобщать возникает сначала в действии, а затем закрепляется словом |
У ребенка проявляет интерес к разным видам художественной деятельности (по подражанию взрослому) | Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа |
Ребенок часто переключается с одного предмета или вида деятельности на другой, более интересный для него | У ребенка расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик |
Слайд 6 - социальная ситуация развития
Усиливается стремление к автономности и самостоятельности | Появляется потребность в самостоятельности и независимости, развивается позиция «Я - сам» |
Появляется потребность в поддержке, признании, одобрении, похвале | Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и поддержке взрослого |
Ребенок выражает разные эмоции и чувства – радость, удивление, огорчение, тревогу, страх, обиду и др. | Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации совместной деятельности. Способ общения преимущественно вербальный |
У ребенка начинает формироваться отношения к себе самому | У ребенка складывается система «Я», которая проявляется в стремлении к утверждению и реализации собственного «Я» «Я - сам» |
Слайд 7 социальная ситуация развития
Осваивает основные правила поведения в социуме | Начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе (можно, нельзя, правильно) |
Наблюдаются элементарные взаимодействия (обмен игрушками, подражание действиям) но это деятельность «рядом» | Формируются навыки самообслуживания и личностные качества |
Появляется интерес к другим детям. Проявляет чувство привязанности и доброжелательности к близким людям, выражает их разными способами (мимикой, жестами, словом, фразой) | Центром внимания становятся близкие взрослые и их отношение к нему |
Осваивает основные правила поведения в социуме | Начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе (можно, нельзя, правильно) |
Мы вспомнили возрастные характеристики детей, а сейчас поговорим, как мы будем выстраивать образовательный процесс
В этом году мы будем работать по образовательной программе дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет , по программе «Теремок»
Слайд 8 программа «Теремок» - это..
- современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде
- ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи
- описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей
Напомните пожалуйста какие это области? – социально – коммуникативное развитее, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
Слайд 9 - цель программы
- создание в образовательной среде оптимальных условий для деятельного освоения детьми социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом возрастных возможностей, индивидуальных особенностей каждого ребенка и запроса его семьи
Слайд 10 - задачи программы
- создание системы условий для охраны и укрепления здоровья детей по векторам здоровьесбережения и здоровьесозидания.
- обеспечение комплексной безопасности детей в образовательной организации (в т.ч. витальной, социальной, экологической, дорожной, пожарной, информационной и др.)
- поддержка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта
- содействие становлению социокультурного опыта в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.).
Слайд 11 - задачи программы
амплификация развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи
формирование опыта общения, поддержка становления языковой личности.
организация условий для освоения детьми разных видов деятельности в их динамике и ансамбле (общение, предметно- манипулятивная, орудийная, познавательная, художественная, игровая и др.).
Слайд 12 задачи программы
- поддержка детской инициативы и становления субъекта деятельности
- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств
- создание условий для становления образа «Я» и картины мира с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей каждого ребенка
Слайд 13инновация этой программы
- Вариативная модель организации образовательной среды (для групп «вместе с мамой», кратковременного пребывания, полного дня, малокомплектного детского сада и др.)
- Технология организации образовательной среды по вектору амплификации развития детей младенческого и раннего возраста
- Технология проектирования интегрированного содержания образовательной деятельности на основе принципа культуросообразности
- Модель развития взаимоотношений педагога и детей в социокультурной образовательной среде
Реализация содержания образовательных областей осуществляется в следующих видах детской деятельности. Все виды детской деятельности, которые прописаны в образовательной программе «Теремок» полностью совпадают с ФГОС
Слайд 14 виды детской деятельности
- коммуникативная ( общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми)
- самообслуживание и элементарный бытовой труд( в помещении и на улице)
- игровая (н/и, п/и, первые сри)
- двигательная( овладение основными движениями)
- познавательно – исследовательская ( в том числе и экспериментирование)
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная ( восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- театрализованная ( театр кукол, пальчиковый театр, теневой, настольный, бибабо и др.)
конструирование из разного материала ( строительного, бытового, природного и др)
- восприятие фольклора и произведений разных видов искусства ( художественной литературы, народной игрушки, живописи, иллюстраций, скульптуры малых форм, фотографии, музыки, театра и др)
Для успешной реализации программы целесообразно использовать следующие организационные формы
Слайд 15 организационные формы
- культурно - гигиенические прогулки и тематические экскурсии (с участием родителей)
- процедуры в течение дня
- игры – забавы
- игры с правилами (подвижные, дидактические)
- игры – занятия (игровые образовательные ситуации)
- свободные игры (поддержка и становление сюжетно ролевой игры)
- ситуационные беседы (разговоры педагога с детьми
экспериментирование
- моделирование жизненных ситуаций, связанных с культурными практиками, в том числе основами безопасности жизни и здоровья
- развивающие занятия, связанные с организацией таких видов детской деятельности, как познание окружающего мира, конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе
Итак, мы познакомились с основными задачами, , видами деятельности и формами, которые предлагает образовательная программа «Теремок»
Сейчас мы более подробно познакомимся с содержанием образовательной деятельности в каждой образовательной области
Слайд 16 практическое задание
Ваша задача изучить образовательные задачи в образовательной области, которая вам попалась и содержание образовательной деятельности, сравнить образовательную деятельность детей 2 года жизни и 3 года жизни.
Выписать основные аспекты на ватман и представить нам по схеме, которая представлена на слайде.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2. Тема семинара: Технологии школьного экологического мониторинга, включающие программные наблюдения за состоянием окружающей среды
Научно- практический семинар в рамках городской инновационной площадки РИП-2....
Семинар для педагогов «Семинар для педагогов «Организация совместной познавательно-исследовательской деятельности в рамках проекта»»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.
laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...
Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци
Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...
Семинар: «Комплексный подход к развитию здоровой личности ребенка». семинар-практикум «Основные приемы работы с детскими страхами при помощи сказкотерапии».
Приемы и методы работы с детскими страхами...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Что такое семинары и семинары-практикумы?
Что такое семинары и семинары-практикумы?...