«Способы и приемы развития познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей дошкольного возраста»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем детская деятельность, в которой проявляется их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7395e3c7813199517a39973a6d599dc7.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы «Современные подходы к развивающему занятию»
В тексте ФГОС не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Процесс обучения остается. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем детская деятельность, в которой проявляется их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определенной информации об окружающем мире.
Главная особенность организации образовательной деятельности - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: икт, проектной деятельности, игровых, проблемно - обучающих ситуаций и пр. И все это должно базироваться на личном интересе ребенка к этому виду деятельности.
Следовательно, современное занятие – это интересная для ребенка специфическая детская деятельность. Любое дело или деятельность имеет ряд определенных этапов, которые способствуют успешной реализации этой самой деятельности.
А теперь разберем подробно каждый этап занятия, построенного на деятельностном подходе.
Первый этап: мотивация.
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию, занимательному делу, или какой-либо деятельности, создать условия увлеченности, умственного напряжения, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
С целью мотивировать детей к деятельности я использую следующие игровые методы и приемы:
- Заинтересовать можно поставленной проблемой (для старшего возраста). Например, дети, собираясь на прогулку находят записку от Незнайки, он собрался в путешествие на Север, да не знает, что собой ему надеть, что нужно взять с собой. Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, как Незнайке узнать обо всём этом, дети предлагают помощь, озвучивают варианты и рассказывают о климате Севера, о животных Севера и т.д.
- Внесение игрушек. Яркость и новизна внесённого объекта (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи).
- Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками).
- Сюрпризность, эмоциональность (показ "Птичка и собачка" — воспитатель показывает пищалку, вызывает желание прислушиваться "Кто это поет, поищите". Прилетает птичка, кружится над детьми, садится на руки, чирикает.)
- Внезапность появления, исчезновение игрушки, интригующие обстановки.
- Игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Игрушки использую яркие, эстетичные, желательно новые.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», а также оценивают результаты труда малышей. Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста. Работая на младшей группе часто нам помогала кукла Катя. Например, педагог: «Катя, собирайся с нами в гости к бабушке, посмотреть домашних животных.» А Катя плачет, отвечает, что не знает, кто это, домашние животные, боится их. «Ребята, давайте расскажем Кате о домашних животных.»)
Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность. Во время работы у каждого ребёнка свой персонаж (вырезанный, игрушечный, нарисованный, которому он оказывает помощь). По окончании работы предложить детям поиграть с игрушками.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям. Данную мотивацию можно использовать в НОД аппликации, конструировании, рисовании.
Например, (для младшей и средней группы):
Рисование: Ребята к нам пришел ёжик. А пришел он с друзьями. Они играют в прятки и не знают, куда им спрятаться. Попробуем спрятать их под листьями.
Лепка: Матрешка собралась гулять, а на улице прошел дождь, там лужи. Сделаем для матрешки дорожку из камешков.
Этот пример подходит для детей старшей, подготовительной групп.
Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики из кубиков, аппликацию, нарисовать красками).
- «Научи меня» - один из видов мотивации, основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас. По окончании игры каждому ребёнку даете оценку его действий и раздаете звездочки.
Например, рисование ладошками: Ребята хочу сделать необычную выставку, а не могу придумать, как превратить отпечаток ладошки в рисунок. Научите меня.
Использовать этот вид мотивации можно в игровой деятельности, в НОД в старших группах.
Каждая деятельность должна содержать то, что вызовет удивление, изумление, восторг, что дети будут помнить долго. Нужно помнить изречение "Познание начинается с удивления". При этом важно учесть возраст детей, приемы, которые подходят для данного возраста.
ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ МОТИВАЦИИ
- учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
мотивация должна быть экономной (2-3 мин),
она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
- завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Таким образом, можно сказать, что мотивация в организации НОД для дошкольников является непосредственным стимулом, без которого ребёнок просто не сможет включиться в предлагаемую взрослым педагогическую ситуацию. А педагог, в свою очередь, должен уметь соподчинять и компоновать разные мотивы для достижения своих учебно-воспитательных целей, учитывая при этом индивидуальные черты характера и интересы каждого из детей группы.
Следующим этапом нашего занятия, будет планирование детской деятельности.
Самое главное в этом этапе прийти к общему мнению или решению. Какие у вас есть варианты? Именно на этом этапе проявляется тот самый выбор, который мы предоставляем детям. Когда все спланировали, переходим к реализации нашего плана. Самое главное правило здесь: «НЕ ДЕЛАТЬ ЗА РЕБЕНКА».
Ход (процесс) НОД (основная часть)
Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение).
Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
Взрослый, как равноправный участник:
- предлагает всевозможные способы реализации задач;
- постепенно «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.);
- предлагает свою идею или свой результат для детской критики;
- проявляет заинтересованность в результате других;
- включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников;
- усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательно общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем
Виды деятельности: учебная, игровая, художественная,
речевая, развивающая, продуктивная.
Всю деятельность ребенка необходимо сопровождать вопросами: «Что ты делаешь, зачем, почему именно так, почему именно такой цвет выбрал?» и т.д. Причем важно задавать правильные вопросы. Что это значит? Вопросы бывают двух видов: закрытые и открытые. Необходимо задавать как можно больше открытых вопросов, для того что бы побуждать детей к разговору, размышлению, анализу.
Окончание непосредственно образовательной деятельности (заключительная часть)
«Открытый конец»
Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
Необходимо хвалить их работы, комментировать их действия, но при этом не навязывать свое мнение. Все детские работы необходимо выставлять, подписывать их дети могут сами.
И, наконец, последний этап – рефлексивный итог. Оказание помощи детям в осмыслении собственной деятельности. Важно использовать для анализа беседу или открытые вопросы. Такие как «Зачем мы отправились в путешествие?», «Что нового вы узнали?», «Для чего мы проводили эксперименты?» и др. В конце занятия можно придумать и использовать какой-то ритуал.
Уважаемые педагоги, опираясь на описанные ниже уровни проведения занятия, предлагаю проанализировать свои НОД с точки зрения современного подхода к ним:
Уровни проведения занятия
1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.
2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.
3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.
4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».
Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....
Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...
Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...
Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».
Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...
Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...
Презентация на тему "Создание условий педагогом для развития творческой активности в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста."
Речевое развитие : настольно-печатные игры, лото, домино, пазлы, артикуляционная гимнастика.Книжный уголок : выставки, иллюстрированные картинки, д/и «доскажи сказку&raq...