Организация межгруппового сотрудничества, как способ развития познавательной активности и коммуникативности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
статья

Фильчук Елена Викторовна

Ряд ученых (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Б. Г. Ананьев) отмечали важное значение социального общения со взрослыми для развития познавательных интересов и мотивов социальной активности детей. Так М.И. Лисина указывала, что личностное общение ребенка со взрослым или сверстниками, происходит на базе познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. То есть ребенок обращается ко взрослому за разъяснениями по поводу событий, явлений, отношений, происходящих в социуме.

  Именно в период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни: предметным миром, миром природы и людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_mezhgruppovogo_sotrudnichestva.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Организация межгруппового сотрудничества, как способ развития познавательной активности и коммуникативности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Ряд ученых (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Б. Г. Ананьев) отмечали важное значение социального общения со взрослыми для развития познавательных интересов и мотивов социальной активности детей. Так М.И. Лисина указывала, что личностное общение ребенка со взрослым или сверстниками, происходит на базе познавательной деятельности, направленной на формирование детских представлений о физическом мире. То есть ребенок обращается ко взрослому за разъяснениями по поводу событий, явлений, отношений, происходящих в социуме.

  Именно в период дошкольного возраста начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами жизни: предметным миром, миром природы и людей.

Ведущие психологи А. В. Запорожец и А. Н. Леонтьев указывали на важность дошкольного возраста, как периода детства, когда формируется представление ребенка о своих отношениях и возможностях с окружающими людьми. Для того, чтобы ребенок был адаптирован в социуме и умел преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе (Я-концепция), чувствовать собственную важность и значимость при общении с другими людьми; обладать уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности (собственная компетентность); быть убежденным в положительном отношении других людей. Таким образом условием личностного развития дошкольников является непосредственное взаимодействие с социальной средой. И этот фактор помогает выработать субъективную позицию ребенка в процессе социализации.

Целью своего опыта считаем организацию межгруппового сотрудничества, как способа развития познавательной активности и коммуникативной самостоятельности детей дошкольного возраста.

Нами решались определенные задачи:

  • Мотивировать коллег на творческий самостоятельный поиск с использованием форм данного опыта.
  • Обеспечить сопровождение педагогов в процессе освоения технологии межгруппового взаимодействия.
  • Обобщить и распространить опыт работы среди коллег ДОУ.
  • Развивать в детях чувство самоуважения, потребность в совершении социально одобряемых действий и поступков, поддерживать положительный образ «Я».
  • Развивать в детях чувство единой семьи и поддерживать стремление детей к совместным действиям, приучая работать в команде.

Актуальность и значимость данной темы стала очевидной в связи с введением ФГОС ДОУ в практику современного ДОУ. А именно положения данного документа о том, что развитие ребенка должно проходить в его сотрудничестве со взрослыми. Как отмечалось выше, содружество детей с другими людьми в социуме является главным источником развития личности ребенка.  Мы убеждены, что правильно организованная деятельность детей является фундаментом для овладения ими способов и средств взаимодействия с окружающей действительностью. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру во многом зависит от взрослых, участвующих в его образовании и воспитании.

Педагогам необходимо способствовать усвоению определенного объема понятий знаний, а также формировать навыки и умения, используемые дошкольниками в практической деятельности. Общность и схожесть педагогических интересов заинтересованность в определенных темах и разделах познавательного материала привели к сотрудничеству среди коллектива педагогов, а потом и вовлеченности определенных групп детей (от параллельных возрастных, а в дальнейшим между старшим и младшим дошкольным возрастом).

Наша творческая содружественная группа педагогов для достижения задач воспитательно-образовательного процесса в детском саду использует различные подходы к организации педагогического процесса. Не секрет, что педагог в своей работе в большей степени делает уклон на ту тему, какая ему представляется интереснее всего. Начиная работать несколько лет назад в таком содружестве, мы опирались на общность личных интересов, идейную направленность и микроклимат в группах детей. Со временем выработалась тематическая направленность мероприятий, формы подачи материала, появилась организация системы межгруппового сотрудничества.

Тематические дни-это комплексная форма организации образовательной деятельности, объединяющая всех участников педагогического процесса вокруг определенной темы, которая наполнена разнообразно познавательной, творческой и поисковой деятельностью, проходящей через режимные моменты в детском саду. Тематика межгруппового сотрудничества определялась комплексно-тематическим планированием, сезонными периодами, традициями ДОУ, календарными праздниками и «активными» событиями, происходящими в городе или стране. Так отражался интегративно-событийный подход в организации образовательного процесса в дошкольном учреждении и реализовывались основные принципы, обозначенные ФГОС ДО.

При организации своей работы мы использовали вариативную тематику. Она зависела от поставленных задач и возможностей детей, их заинтересованности и общности в познании предложенной темы. Но главным является активное участие каждого ребенка в исследуемой проблеме. Ниже приводим перечень тематических разделов, который стал для нас наиболее интересным:

  1. Знакомство с миром профессий (повара, мастера красоты, фотографы, библиотекари, работники почты, экскурсоводы).
  2. Здоровый образ жизни (Олимпийские игры, зимние и летние виды спорта, спортивные соревнования, спортивная атрибутика и амуниция).
  3. Пушкиниада.
  4. Народные праздники и обычаи (Масленица, колядки, Пасха).
  5. Моя Родина-Россия. (Блокада, День Победы, Мой район, Мой город).
  6. Мир птиц и зверей.
  7. Мир морей и океанов.
  8. Архитектура вокруг нас.
  9. Дарим красоту и доброту. (Поздравления сотрудников, видео открытки для пап и мам, День рождения деда Мороза, угощения и домики для птиц).

Формы проведения мероприятий: игры, театрализация, наставничество выпускников детского сада, соревнования, конкурсы, викторины, совместные коллективные работы, круглый стол, конференции, квесты, экспериментирование и опыты (вода, свет, электричество, магнетизм).

В период карантина и ограничений, связанных с новой инфекцией COVID-19 изменился формат межгруппового сотрудничества. В своей работе широко применяли различные онлайн и электронные ресурсы. Встречи с гостями-участниками нашего сотрудничества (экскурсоводы, выпускники ДОУ, интересные личности) проходили с помощью средств видеосвязи. Была использована интересная форма подачи материала в одновременной трансляции сразу в двух группах.

Эффективность данного сотрудничества доказана, так как сочетает интересы всех участников межгруппового сообщества:

  • Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственными интересами и профессиональным уровнем.
  • Родители могут активно участвовать в значимом для них процессе.
  • Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.

В перспективе стремимся обогащать содержание общения с детьми, используя формы делового общения в условиях сотрудничества и совместного решения практических задач; познавательного общения, направленного на обсуждения интересующих детей проблем и развитие их познавательной активности; личностного общения, предметом которого становятся события личной жизни ребенка и воспитателя.

Данный опыт может успешно реализовываться в ДОУ при тесном взаимодействии педагогов и родителей. Реализация опыта позволяет создать все необходимые условия для полноценного развития и воспитания детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot».

Игровые упражнения на развитие познавательной активности и пространственного мышления детей дошкольного возраста с использованием мини роботов «Bee-bot»....

Индивидуальная образовательная программа по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».

Индивидуальная образовательная программа воспитателя по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности, самостоятельности и инициативности детей дошкольного возрас...

Мастер-класс для педагогов «Использование маркеров игрового пространства с целью развития познавательной активности, фантазии и творчества детей дошкольного возраста».

Что такое маркеры? Маркеры игрового пространства представляют собой уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.Цель игрового маркера : создание условий для игры, для раз...

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Доклад. «Говорящая стена» как средство развития познавательной активности и самостоятельности у детей дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...

«Способы и приемы развития познавательной активности, любознательности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем детская деятельность, в которой проявляется их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление определ...