Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития
личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно
организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является
развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства
осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта
малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная
деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по
физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и
воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма
существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают
подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для
ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою
потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры
заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это
принято при традиционных занятиях физическими упражнениями. Подвижные игры
оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию
бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях,
весело и дружно играет со сверстниками.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью
решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и
оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и
совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания
таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни
в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое
удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых
он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются
элементарные умения ориентироваться в пространстве. Дети согласовывают свои
движения с движениями других играющих, находят свое место в колонне, в кругу, не
мешая другим. По сигналу быстро убегают или меняют место на игровой площадке или в
зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных
переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети
приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится
наблюдать, как старшие дети и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за
руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на
стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость,
застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение
на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и
непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение
управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны,
например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего
только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям
закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира:
о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках,
издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда,
автомобиля, самолета…
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в
течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на
организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме
способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной,
сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение
обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем
и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При
активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца
и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает
благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,
укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным
заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать
время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом
времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в
соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирует необходимые навыки движений.
Создаются условий для радостных эмоциональных переживаний детей. Воспитываются
дружеские взаимоотношения и элементарно дисциплинированность. Умения
действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те
основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи
разнообразных подвижных игр и упражнений.
Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры
классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры –
баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду
используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры
различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой
игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).По образному
содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных
игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет
может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и
условный (ловишки, пятнашки, перебежки). В бессюжетных играх («Найди себе пару»,
«Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые
движения. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек. Особую группу
составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает
специфический оттенок движениям. По характеру игровых действий различают игры
соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств,
чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой,
средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными
играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг»,
«Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у
играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из
названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается»
и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков.
Самых маленьких детей, таким образом, подводят к играм.
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной
сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в
коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с
правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения
не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности
согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе
подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным
особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем
мире, их возможностям в познании нового.
Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи, психо-физического
самочувствия воспитанников . Если дети возбуждены, лучше провести спокойную,
малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где
звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели
на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в
которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами
("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).
При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на
участке), имеющееся оборудование ,а также то , в какое время дня она проводится.
Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые
имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более
спокойными.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений.
Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме
того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры,
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а
выпрыгивают),
– изменить размещение играющих на площадке: ловишка находится не сбоку, а в
середине площадки,
– сменить сигнал: вместо словесного, звуковой или зрительный,
– провести игру в нестандартных условиях : по песку бежать труднее; в лесу, убегая от
ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами;
– усложнить правила: в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число
ловишек и т.п.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития
личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно
организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является
развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства
осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта
малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная
деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по
физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и
воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма
существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают
подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для
ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою
потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры
заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это
принято при традиционных занятиях физическими упражнениями. Подвижные игры
оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию
бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях,
весело и дружно играет со сверстниками.
Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью
решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и
оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и
совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания
таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни
в коллективе.
Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое
удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых
он овладевает новыми, более сложными движениями.
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются
элементарные умения ориентироваться в пространстве. Дети согласовывают свои
движения с движениями других играющих, находят свое место в колонне, в кругу, не
мешая другим. По сигналу быстро убегают или меняют место на игровой площадке или в
зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных
переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети
приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится
наблюдать, как старшие дети и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за
руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на
стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость,
застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение
на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и
непринужденно выполняет самые различные движения.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение
управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны,
например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего
только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.
Сюжетные подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают детям
закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира:
о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках; о звуках,
издаваемых машинами; о средствах передвижения и правилах движения поезда,
автомобиля, самолета…
Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в
течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на
организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме
способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной,
сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение
обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем
и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При
активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца
и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает
благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит,
укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным
заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать
время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.
Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учетом
времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в
соответствии с поставленными воспитателем задачами.
Укрепление и оздоровление организма детей, формирует необходимые навыки движений.
Создаются условий для радостных эмоциональных переживаний детей. Воспитываются
дружеские взаимоотношения и элементарно дисциплинированность. Умения
действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря - вот те
основные воспитательные задачи, которые педагог может осуществлять при помощи
разнообразных подвижных игр и упражнений.
Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры
классифицируются. Различают элементарные подвижные игры и спортивные игры –
баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры имеют правила. В детском саду
используются преимущественно элементарные подвижные игры. Подвижные игры
различают по двигательному содержанию, иначе говоря, по доминирующему в каждой
игре основному движению (игры с бегом, игры с прыжками и т.д.).По образному
содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных
игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет
может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и
условный (ловишки, пятнашки, перебежки). В бессюжетных играх («Найди себе пару»,
«Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые
движения. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек. Особую группу
составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает
специфический оттенок движениям. По характеру игровых действий различают игры
соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств,
чаще всего скоростных. По динамическим характеристикам различают игры малой,
средней и большой подвижности. В программу детского сада вместе с подвижными
играми включены игровые упражнения, например «Сбей кеглю», «Попади в круг»,
«Обгони обруч» и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес у
играющих детей вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из
названий задания соревновательного типа («Кто точнее попадет», «Чей обруч вращается»
и др.) имеют зрелищный эффект и собирают многочисленных зрителей и болельщиков.
Самых маленьких детей, таким образом, подводят к играм.
Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной
сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в
коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с
правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать подвижные игры и упражнения
не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности
согласования движений. Первое требование, которым надо руководствоваться при отборе
подвижных игр, - соответствие содержания игровых действий, правил возрастным
особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем
мире, их возможностям в познании нового.
Выбор игры зависит также от поставленной педагогической задачи, психо-физического
самочувствия воспитанников . Если дети возбуждены, лучше провести спокойную,
малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания ("Где
звенит колокольчик?", "Найди флажок", "Пройди тихо" и др.). Если же дети долго сидели
на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в
которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами
("Мой веселый звонкий мяч", "Воробушки и кот" и др.).
При выборе игры нужно учитывать время года, погоду, температуру (в помещении или на
участке), имеющееся оборудование ,а также то , в какое время дня она проводится.
Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые
имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более
спокойными.
Варьирование и усложнение подвижных игр. Подвижные игры – школа движений.
Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме
того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.
Варьируя игру, нельзя менять замысел и композицию игры, но можно:
– увеличить количество повторений и общую продолжительность игры,
– усложнить двигательное содержание («воробушки» из домика не выбегают, а
выпрыгивают),
– изменить размещение играющих на площадке: ловишка находится не сбоку, а в
середине площадки,
– сменить сигнал: вместо словесного, звуковой или зрительный,
– провести игру в нестандартных условиях : по песку бежать труднее; в лесу, убегая от
ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами;
– усложнить правила: в старшей группе можно выручать пойманных, увеличить число
ловишек и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.
Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...
Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуальными. Ведь только зд...
Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...
Двигательная активность в формировании личности детей дошкольного возраста
laquo;Береги здоровье смолоду» — этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Эти мудрые слова всегда были и остаются актуал...
Мастер-класс для педагогов "Фитбол-гимнастика как средство повышения двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"
Фитбол-гимнастика - одна из нетрадиционных форм работы с детьми и область эффективного, продуктивного развития двигательных качеств, укрепления и оздоровления всего организма. Фитбол-гимнас...
Роль двигательной активности в физическом воспитании детей
Для чего нужна физическая активность детям....