Рабочая программа по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"
рабочая программа (младшая группа)

Горбова Любовь Николаевна

Методическая разработка рабочей программы по образовательной области  "Социально-коммуникативное развитие" для детей 3-4 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №30 «Родничок»

 

 

 

 

 

                           

                                                                                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной образовательной программы дошкольного образования

МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»

по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  

                                   (дети 3-4 лет)                      

Составитель воспитатель МБДОУ

«Детский сад №30 «Родничок»

Горбова Л.Н.

п. Ушаково.

Содержание

 

п/п  

Наименование раздела  

Страница  

1.  

Целевой раздел  

3  

1.1.  

Пояснительная записка  

3  

1.2.  

Цель и задачи Программы   

3  

1.3.  

Принципы и подходы к формированию Программы  

4  

1.4.  

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы    

4  

1.5.  

Характеристика возрастных особенностей развития детей второго года освоения образовательной области «Социально коммуникативное развитие»

5  

1.6.  

Планируемые результаты освоения Программы  

5  

2.  

Содержательный раздел  

6  

2.1.  

Содержание образовательной деятельности  

6  

2.2.  

Учебный план    

6  

2.3.  

Календарно-тематический план второго года освоения по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ОД «Социальный мир»

 

7  

2.4.  

Взаимодействие с родителями воспитанников  

7  

3.  

Организационный раздел  

9  

3.1.  

Материально-техническое обеспечение Программы  

9  

3.2.  

Программно-методическое обеспечение Программы  

11  

  

  

  

 

 

  

1. Целевой раздел  

1.1.Пояснительная записка  

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второго года освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и рассчитана для детей 3-4 лет.  Включает в себя обязательную часть на основе   примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.  

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:  

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;  
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;  
  • Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;  
  • основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30«Родничок».  

1.2. Цель и задачи Программы  

Цель: усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.  

  1. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.  
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.  
  3. Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).  
  4. Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.  
  5. Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).  
  6. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как результатам труда взрослых.  
  7. Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание), способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки  
  8. Обогащать представления о правилах безопасного пользования предметами.  
  9. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям.  

1. 3. Принципы и подходы к формированию Программы 

  1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.  
  2. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.  
  3. Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.    
  4. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.             
  5. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.   
  6. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.   
  7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.   
  8. Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.  

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы  

        В МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.    

       Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. 1-2 ОД в течение дня не более 15 минут каждое. Перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями  

 

1.5. Характеристика возрастных особенностей развития детей второго года освоения образовательной области «Социально коммуникативное развитие»

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!».  Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый -  характерное противоречие кризиса трех лет.  

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - он может сопереживать другому ребенку.  

В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативно, их последствия ребенок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3-4-х лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребенок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  

Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (Новый год, день своего рождения).  

1.6. Планируемые результаты освоения Программы  

На этапе завершения второго года освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ребенок умеет (имеет):  

  1. Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.  
  2. По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.  
  3. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.  
  4. Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.  
  5. Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.  
  6. Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи.  
  7. По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.  
  8. Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.  
  9. Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.  
  10. Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения  

2. Содержательный раздел  

2.1. Содержание образовательной деятельности  

Эмоции. Понимание и различение отдельных ярко выраженных эмоциональных состояний людей (радость, веселье, слезы, гнев). Учет их в общении при поддержке, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, ласково обратиться.  

Взаимоотношения. Представление о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях, членах семьи, а также о животных, растениях. Освоение простых способов общения и взаимодействия: обращаться к детям по именам, договариваться о совместных действиях («давай кормить кукол»), вступать в парное общение. Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность отвечать на его вопросы, действовать согласованно, учитывать советы и предложения педагога.  

Культура поведения, общения со взрослыми и сверстниками. Представление об элементарных правилах культуры поведения, упражнение в их выполнении (здороваться, прощаться, благодарить). Понимание, что у всех детей равные права на игрушки, что в детском саду мальчики и девочки относятся друг к другу доброжелательно, делятся игрушками, не обижают друг друга. Семья. Представление о семье, членах семьи, их отношениях (родители и дети любят друг друга, заботятся друг о друге). Отвечать на вопросы о своей семье, о радостных семейных событиях.  

Труд взрослых. Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми (на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструментами). Например, шитье шапочки (платья) для куклы, поделка игрушек из бумаги или бросового материала. Совместно со взрослым устанавливать взаимосвязь «цель-результат» в труде. В процессе наблюдения формирование первоначальных представлений о хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду; знакомство с действиями мытья посуды, пола, вытирания пыли, подметания дорожек.  

Самообслуживание. Освоение отдельных действий, затем - процессов самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению порядка (не сорить, убирать игрушки и строительный материал на место, быть опрятным).  

 

2.2. Учебный план  

ОД  

Третий   год освоения образовательной области  

в неделю  

в месяц  

в год  

Социальный мир  

0,25  

1  

9  

 

 

2.4. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 ОД «Социальный мир»  

                                                                                                              Сентябрь  

Тема недели

ОД

Программное содержание

Кол-во часов

Литература

1 неделя  

«Здраствуй детский сад!»

Социальный мир Тема: «Питание человека»

Цель: Становление положительного отношения к результатам труда человека.

1

Л.В.Коломийченко «Занятия для детей 3-5 лет. стр.21

 

Итого: 1

         

 

Октябрь

1 неделя «Осенний лес»

Социальный мир 

Тема: «Человек среди людей»

Цель: Становление эмоционально положительного отношения к людям.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет. стр.24

 

Итого: 1

Ноябрь

1неделя

 «Одежда»

Социальный мир Тема: «Мы такие разные»

Цели: Содействие полоролевой социализации

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет. стр.26

 

Итого: 1

Декабрь

 1 неделя

«Зима»

Социальный мир 

 Тема: «Разное настроение»

 Цели: Содействие нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет.стр.38

 

Итого: 1

Январь

1 неделя

  «Домашние животные»

Социальный мир 

«С кем я живу»

 

Цели: Содействие нравственному развитию и полоролевой социализации детей.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет.стр.44

 

Итого: 1

 

Февраль

1 неделя  «Транспорт»

Социальный мир 

Тема: «Хорошо у нас в саду»

Цели: Содействие нравственному развитию детей  

1

Л.В.Коломийченко «Занятия для детей 3-5 лет.стр.51

 

Итого: 1

Март

1 неделя  

«Мамин праздник»

Социальный мир Тема: «Жилище русского человека»

Цели: Формирование эмоционально положительного отношения к предметам быта русской традиционной культуры.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет.стр.57

 

Итого: 1

 

Апрель

1 неделя  

«Пожарная безопасность»

Социальный мир 

Тема: «Русская кухня»

Цели: формирование эмоционально положительного отношения к русской традиционной кухне.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет.стр.60

 

Итого: 1

Май

1 неделя  

«Весна. День Победы»

Социальный мир Тема: «Народное творчество»

Цели: Развитие эмоционально положительного отношения к русской народной игрушке.

1

Л.В.Коломийченко

«Занятия для детей 3-5 лет.стр.70

 

Итого: 1

 

Всего: 9

 

2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников  

Семья - важнейший элемент социальной ситуации развития. В семье закладываются исходные жизненные позиции, ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе. Обучение дошкольников социальному опыту, накопленному человечеством, овладение культурным наследием страны, привитие нравственных норм, традиций народа - прямая функция семьи как социального института. Ни одна, даже самая лучшая программа социально-коммуникативного развития детей не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОО не создано детско-взрослое сообщество (педагоги - дети - родители), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.  

Для дифференциации работы по повышению социальной компетенции семьи необходимо в начале учебного года провести анкетирование родителей, побеседовать с детьми, понаблюдать за ними в течение дня во время взаимоотношений со сверстниками, взрослыми и родителями. На основании этих данных важно составить характеристики семей, различающихся по уровню социальной адаптации, благополучию. Именно это становится основой для индивидуального дифференцированного подхода педагогов к вопросу повышения социальной компетентности родителей, использования разнообразных форм и методов работы с семьей.  

            Основные формы работы с родителями:  

1.Коллективные: общие и групповые родительские собрания; консультации и беседы; круглые столы, вечера вопросов и ответов, дискуссии; устные журналы; тренинги; оформление наглядно-информационных стендов; подготовка памяток, папок-передвижек, фотовыставок; оформление сайта ДОО для родителей; оборудование библиотеки и видеотеки для родителей; презентации семейного опыта.  

  1. Индивидуальные: консультации и беседы; встречи в семейной гостиной; оформление альбома «Спрашивайте - отвечаем» для конкретных семей.  
  2. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей: совместное проведение занятий и досугов; дни здоровья; семейные и межсемейные проекты;

разнообразные конкурсы (стенгазет, поделок, рисунков, зимних построек и т.д.); аукционы, вернисажи и т.д.; семейные клубы по интересам.  

 

3. Организационный раздел  

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы  

Технические средства обучения  

1.

Ноутбук  

 

Дидактические материалы 

1. 

 Кем быть? Детям о профессиях. Нищева Н.В. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г.  

2. 

 Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете. Насонкина С.А.   – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017 г.  

3. 

 «Мой дом» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

4. 

 «Распорядок дня» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

5. 

 «Профессии» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

6. 

 «Кем быть» наглядно-дидактическое пособие – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

7. 

 Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. Ботякова О.А. -  СПб.: «Детство – Пресс», 2010 г.  

8. 

 Дошкольникам о Российский покорителях космоса. Дерягина Л.Б.– СПб.: Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г.  

9. 

 Мебель (цветовая палитра). С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

10. 

 Посуда. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

11. 

 Одежда для девочек. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

12. 

 Обувь (цветовая палитра).С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

13. 

 Обувь. С. Вохринцева серия «Окружающий мир», 2018 г  

14. 

Расскажите детям о бытовых приборах. Карточки для занятий в детском саду и дома. Наглядно-дидактическое пособие для детей

 

младшего возраста. – Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г.  

15. 

«Водный транспорт». Мир в картинках. Наглядно-дидактическое пособие для детей младшего возраста. – Издательство «СФЕРА-

 

КАРТИНКИ», 2018 г. 

 

Плакаты 

1.

Правила поведения за столом

2.

Этикет для самых маленьких

4.

Правила личной безопасности  

5.

Один дома  

 

3.2. Программно-методическое обеспечение программы  

№  

Программы для организации основной деятельности  

1.  

Детство: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.  Т.И. Бабаева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017г.  

2.  

ООП МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок»

 

Учебные пособия, технологии  

1.  

Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Мосалова Л.Л. – СПб. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011 г. 

2.  

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Т.И. Бабаева, Т.А. Берещина. – СПб. ООО «ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.  

3.  

Беседы о хорошем и плохом поведении. Шорыгина Т.А. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.  

4.

«Занятия для детей 3-5 лет» Л.В. Коломийченко    ТЦ Сфера,2017г        

 

Периодические издания:

1. 2.

Журнал «Дошкольное воспитание»

Журнал «Воспитатель ДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.

Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие

Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие»  Вид организованной образовательной деятельности:   Речевое  развитие...