Рабочая программа по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
рабочая программа (младшая группа)
Методическая разработка рабочей программы по образовательной области "Художественно-эстетмческое развитие" для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 «Родничок»
основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ «Детский сад № 30 «Родничок»
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Рисование», Лепка», «Аппликация»
(дети 3-4 лет)
Составитель воспитатель МБДОУ
«Детский сад №30 «Родничок»
Горбова Л.Н.
п. Ушаково.
Содержание:
№ п/п | Наименование раздела | Страница |
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цель и задачи программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию программы | 4 |
1.4. | Значимые характеристики для разработки и реализации программы | 4 |
1.5. | Характеристика возрастных особенностей детей 3-4 лет, освоения образовательной области «Художественно эстетическое развитие» | 5 |
1.6. | Планируемые результаты освоения программы | 5 |
2. | Содержательный раздел | 5 |
2.1. | Содержание образовательной деятельности | 5 |
2.2. | Учебный план | 6 |
2.3. | Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ОД «Рисование» | 6 |
2.4. | Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ОД «Лепка» | 12 |
2.5. | Календарно-тематический план образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ОД «Аппликация» | 12 |
2.6. | Взаимодействие с родителями воспитанников | 16 |
3. | Организационный раздел | 20 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение программы | 20 |
3.2. | Программно-методическое обеспечение программы | 20 |
1. Целевой раздел 1.1.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и рассчитана для детей 3-4 лет. Включает в себя обязательную часть на основе примерной основной образовательной программы «Детство» Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. Часть, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе содержания программы художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №30 «Родничок»
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и творческих способностей в художественно-эстетической деятельности.
Задачи
- Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.
- Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.
- Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым, раскрывать его в работе, используя освоенные способы создания изображения, формы, элементарную композицию.
- Создавать условия для освоения детьми свойств и возможностей изобразительных материалов и инструментов и развивать мелкую моторику и умения использовать инструменты.
- Побуждать к самостоятельному выбору способов изображения на основе освоенных технических приемов.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
- Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
- Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности.
- Обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
- Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
- Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
- Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
- Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
- Допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
В МБДОУ «Детский сад № 30«Родничок» разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные, психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.
Объем недельной образовательной нагрузки составляет 10 ОД. 1-2 ОД в течение дня не более 15 минут каждое. Перерыв между периодами образовательной деятельности не менее 10 минут. Обязательным элементом каждого занятия является физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня. Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
1.5. Характеристика возрастных особенностей художественно-эстетических способностей детей второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы схематичны, детали отсутствуют -трудно догадаться, что изображено ребенком. В аппликации дети учатся располагать и наклеивать готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составлять узоры из растительных и геометрических форм, чередуя их по цвету и величине.
Ознакомление детей 3-4 лет с художественной литературой осуществляется на материале литературных произведений разных жанров. У детей формируется умение эмоционально-образно воспринимать произведения, повторять отдельные слова, выражения персонажей. Народные сказки, потешки, загадки дают образцы ритмической речи. Ребенок откликается на красочность о образность родного языка.
1.6. Планируемые результаты освоения Программы
На этапе завершения второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» ребенок умеет (имеет):
- Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности. Есть любимые книги, изобразительные материалы.
- Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.
- Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство с реальными предметами.
- Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает совместные эмоциональные переживания.
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Поддержка стремления создавать в разных видах деятельности изображения предметов и событий, умения принять тему, предложенную педагогом. Создание простых изображений по близкой к личному опыту тематике. Постепенный переход детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
В рисовании: развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна. Знакомство со способами изображения простых предметов, проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения: на основе дуги, изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм.
В аппликации: знакомство со свойствами бумаги и последовательностью аппликационной работы. Создание изображения знакомых предметов, декоративных композиций, используя готовые формы. Создание изображения на бумаге разной формы (квадрат, круг), предметной основе. Знакомство с возможностями использования неизобразительных материалов. Верное и аккуратное использование инструментов: пользоваться клеем, намазывать его кистью, пользоваться салфеткой.
В лепке: знакомство со свойствами глины, пластилина, соленого теста, влажного песка, снега. Создание простейших форм (шар, круг, цилиндр, колбаска), их видоизменения. Умения украшать работу, используя стеки, палочку, печати-штампы. Поддержка стремления создавать интересные образы.
2.2. Учебный план
ОД | Второй год освоения образовательной области | ||
в неделю | в месяц | в год | |
Рисование | 1 | 4 | 36 |
Лепка | 0,5 | 2 | 18 |
Аппликация | 0,5 | 2 | 18 |
2.3. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
ОД «Рисование»
Сентябрь
Тема недели | ОД | Программное содержание | Кол-во часов | Литература |
1 неделя «Здравствуй детский сад!» | Рисование Тема: «Наша красивая группа» | Цели: знакомство с кистью, гуашью; учить замечать настроение, отображать его в красках. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 18 |
2 неделя «День знаний» | Рисование Тема: «Матрешки-крошки» | Цели: учить детей быть наблюдательными; определять размер, цвет, форму игрушки; развивать эстетический вкус. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 19 |
3 неделя «Мои друзья» | Рисование Тема: «Мой дружок – веселый мячик» | Цели: вызвать интерес к рисованию игрушек; формировать умение изображать круглые двуцветные предметы.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.20 |
4 неделя «Осень» | Рисование Тема: «Разноцветные шарики» | Цели: вызвать у детей интерес к рисованию воздушных шариков гуашевыми красками; учить рисовать предметы овальной формы.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.24 |
| Итого: 4 |
Октябрь
1 неделя «Осенний лес» | Рисование Тема: «Яблоко с листочком и червячком» | Цели: учить детей создавать в рисунке композицию из 2-3 элементов разной формы. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.26 |
2 неделя «Огород-овощи» | Рисование Тема: «Ягодка за ягодкой (на кустиках)» | Цели: учить детей создавать ритмические композиции; развивать чувство ритма и композиции.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.28 |
3 неделя «Сад -фрукты» | Рисование Тема: «Мышка и репка» | Цели: учить создавать несложную композицию по сюжету знакомой сказки; развивать чувство формы и композиции. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.40 |
4 неделя «Грибы-ягоды» | Рисование Тема: «Падают. Падают листья – в нашем саду листопад» | Цели: учить рисовать осенние листочки приемом ритмичного «примакивания»; развивать чувство цвета и ритма. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.44 |
| Итого: 4 |
Ноябрь
1 неделя «Одежда»
| Рисование Тема: «Град, град» | Цели: учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен. Развивать чувство цвета и ритма. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.50 |
2 неделя «Обувь» | Рисование Тема: «Светлячок»
| Цели: познакомить детей с явлением контраста. Учить рисовать светлячка белой и желтой краской на бумаге черного цвета. Развивать воображение. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.56 |
3 неделя «Игрушки» | Рисование Тема: «Сороконожка в магазине» | Цели: учить рисовать сложные по форме изображения на основе волнистых линий, согласовывать пропорции листа бумаги и задуманного образа. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.60 |
4 неделя «Дорожная азбука» | Рисование Тема: «Постирушки» | Цели: учить рисовать узоры из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Совершенствовать технику рисования кистью.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.64 |
| Итого: 4 |
Декабрь
1 неделя «Зима» | Рисование Тема: «Вьюга – завируха» | Цели: показать детям возможность создания выразительного образа зимней вьюги. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.66 |
2 неделя «Зимующие птицы» | Рисование Тема: рисование по замыслу
| Цели: развивать наглядно – образное мышление, воображение; воспитывать самостоятельность, инициативность. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3 неделя «Зимние забавы» | Рисование Тема: «Серпантин танцует»
| Цели: продолжать учить детей свободно проводить линии различной конфигурации. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в |
детском саду», с.72 | ||||
4 неделя «Новогодний праздник» | Рисование с элементами аппликации Тема: «Нарядная елочка» | Цели: учить детей рисовать праздничную елочку. Показать взаимосвязь общей формы и отдельных деталей. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.74 |
| Итого: 4 |
Январь
2 неделя «Домашние животные» | Рисование Тема: «Украсим елочку» | Цели: вызвать у детей чувство радости, желание принять участие в украшении елки. | 2 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3 неделя «Дикие животные» | Рисование Тема: «Глянь – баранки, калачи…» | Цели: учить рисовать кольца, контрастные по размеру, самостоятельно выбирать кисть; развивать глазомер.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.84 |
4 неделя «Комнатные растения» | Рисование Тема: «Колобок»
| Цели: учить детей рисовать по мотивам народных сказок. Сочетать разные техники; развивать наглядно – образное мышление, воображение. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.88 |
| Итого: 4 |
Февраль
1 неделя «Транспорт» | Рисование по замыслу Тема: «В некотором царстве» | Цели: учить детей самостоятельно выбирать тему, образы сказочных героев и средства художественно - образной выразительности.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.90 |
2 неделя «Военные профессии» | Рисование Тема: «Постираем» платочки и полотенца | Цели: учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Развивать наглядно – образное мышление. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.102 |
3 неделя «День защитника Отечества» | Рисование Тема: «Мой друг – снеговичок» | Цели: учить рисовать округлые формы.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
4 неделя «Наши добрые | Рисование Тема: «Рисуем речку» | Цели: вызвать желание рисовать речку; учить рисовать предмет, состоящий из наклонных линий. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная |
дела» |
| деятельность в детском саду» | ||
| Итого: 4 |
Март
1 неделя «Мамин праздник» | Рисование Тема: «Цветы для мамочки» | Цели: вызвать желание нарисовать картину в подарок маме на 8-е марта». Развивать чувство формы и цвета. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.108 |
2 неделя «Книжкина неделя» | Рисование Тема: «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!» | Цели: вызвать интерес к рисованию веселого солнышка, играющего с колечками.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.120 |
3 неделя «Первые весенние цветы» | Рисование Тема: «Кораблик»
| Цели: учить детей рисовать кораблик, проводя прямые линии слева направо. Правильно держать кисть, аккуратно пользоваться гуашью. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
4 неделя «Семья» | Рисование Тема: «Лес» | Цели: учить детей изображать дерево, предварительно слушая внимательно задание – описание; воспитывать доброжелательное отношение к персонажам. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.74 |
| Итого: 4 |
Апрель
1 неделя «Пожарная безопасность» | Рисование Тема: «Почки и листочки»
| Цели: учить детей передавать изменения образа: рисовать ветку с почками и поверх почек наклеивать листочки. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.126 |
2 неделя «Перелётные птицы» | Рисование с элементами аппликации Тема: «Божья коровка» | Цели: учить детей рисовать яркие образы насекомых. Совершенствовать технику рисования красками. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.132 |
3 неделя «Насекомые» | Рисование Тема: «Я флажок держу в руке» | Цели: продолжать учить детей рисовать предметы квадратной и прямоугольной формы. Развивать чувство формы.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.136 |
4 неделя | Рисование | Цели: развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к | 1 | И.А. Лыкова |
«Аквариумные рыбки» | Тема: «Одуванчики цветы, словно солнышко желты» | природе, желание ее изобразить. | «Изобразительная деятельность в детском саду» | |
| Итого: 4 |
Май
1 неделя «Весна. День Победы» | Рисование Тема: «Цыплята гуляют в траве» | Цели: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне. Обогатить возможности модульного рисования. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
2 неделя «Достопримечательности нашего края» | Рисование Тема: «Нарисуем воду в аквариуме с рыбками»
| Цели: вызвать интерес к работе с гуашью. Учить закрашивать лист путем нанесения размашистых мазков. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3 неделя «Правила Дорожного Движения» | Рисование Тема: «Филимоновские игрушки» | Цели: познакомить детей с филимоновской игрушкой; учить рисовать узоры; дать представление о характерных элементах декора. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.140 |
4 неделя «Цветы вокруг нас. Лето» | Рисование Тема: «Цыплята и одуванчики» | Цели: учить создавать монохромные композиции на цветном фоне; развивать чувство формы, цвета композиции. | 1 |
|
| Итого: 4 | |||
| Всего: 36 |
2.5. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
ОД «Лепка» Сентябрь
Тема недели | ОД | Программное содержание | Кол-во часов | Литература |
1 неделя «Здравствуй детский сад!» | Лепка Тема: «Мой веселый, звонкий мяч» | Цели: вызвать интерес у детей к лепке; формировать умение раскатывать шар круговыми движениями. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.16 |
3 неделя «Моя друзья» | Лепка Тема: «Яблоко» | Цели: вызвать у детей интерес к лепке; формировать умение раскатывать шар круговыми движениями ладоней.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.18 |
Итого: 2
Октябрь
1 неделя «Осенний лес» | Лепка Тема: «Ягодки на тарелочке» | Цели: учить детей лепить шар разными способами; показать возможность преобразования шара в диск. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.30 |
3 неделя «Сад-фрукты» | Лепка Тема: «Репка на грядке» | Цели: вызвать у детей интерес к созданию образов по мотивам знакомых сказок; учить лепить репку. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.34 |
| Итого: 2 |
Ноябрь
1 неделя «Одежда» | Лепка коллективная композиция Тема: «Грибы на пенечке» | Цели: учить детей лепить грибы конструктивным способом из двух-трех частей. Показать приемы моделирования шляпки гриба.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.46 |
3 неделя «Игрушки» | Лепка Тема: «Сороконожка» | Цели: разнообразить и обогатить способ лепки на основе цилиндра; показать сходство пластических образов. Развивать творческое воображение. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.58 |
| Итого: 2 |
Декабрь
1 неделя «Зима» | Лепка Тема: «Лесной магазин» (по сюжету стихотворения) | Цели: учить детей лепить животных конструктивным способом из 3-4 деталей, передавая самое общее представление о внешнем виде. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.62 |
3 неделя «Зимние забавы» | Лепка Тема: «Крям-ням-чики» | Цели: учить детей лепить баранки и бублики. Показать варианты оформления лепных изделий; развивать глазомер и мелкую моторику. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.82 |
| Итого: 2 |
Январь
3 неделя «Домашние животные» | Лепка Тема: «Новогодние | Цели: учить детей моделировать разные елочные игрушки из соленого теста; показать разнообразие форм игрушек: | 2 | И.А. Лыкова «Изобразительная |
игрушки» | округлые, конусообразные, спиралевидные. | деятельность в детском саду», с.70 | ||
| Итого: 2 |
Февраль
1 неделя «Транспорт» | Лепка Тема: «Баю – бай, засыпай» | Цели: учить детей лепить образы спящих игрушек в стилистике «пеленашек». Показать возможность создания композиций в маленьких коробочках – колыбельках. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.94 |
3 неделя «День защитника Отечества» | Лепка Тема: «Угостим зайку морковкой» | Цели: воспитывать у детей бережное отношение к животным; лепить из комочков удлиненные формы – морковки, по желанию вылепить зайчика.
| 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
| Итого: 2 |
Март
1 неделя «Мамин праздник» | Лепка Тема: «Веселая неваляшка» | Цели: учить детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера. Показать способ деление пластилина на части с помощью стеки. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.114 |
3 неделя «Первые весенние цветы» | Лепка Тема: «Зайка – длинные уши» | Цели: вызвать у детей эмоциональный отклик, учить передавать характерные черты персонажа (овальная голова, длинные уши). | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
| Итого: 2 |
Апрель
1 неделя «Пожарная безопасность» | Лепка Тема: «Мостик» | Цели: вызвать интерес к моделированию мостика из 3-4 «бревнышек» и созданию весенней композиции. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3 неделя «Насекомые» | Лепка Тема: «Птенчики в гнездышке» | Цели: учить детей лепить гнездышко скульптурным способом; лепить 1-3 птенчиков по размеру гнездышка. Развивать чувство формы и композиции. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», с.128 |
| Итого: 2 |
Май
1 неделя «Весна. День Победы» | Лепка Тема: «Угощение на день рождения» | Цели: воспитывать отзывчивость. Желание сделать игрушкам приятное – вылепить для них сладости. | 1 | И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
3 неделя «Правила дорожного движения» | Лепка Тема: «веселая неваляшка» | Цели: учить детей лепить игрушки состоящие из частей одной формы, но разного размера. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» с.112 |
| Итого: 2 | |||
| Всего: 18 |
2.6. Календарно-тематический план второго года освоения образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
ОД «Аппликация» Сентябрь
Тема недели | ОД | Программное содержание | Кол-во часов | Литература |
2 неделя «День знаний» | Аппликация Тема: «Шарики воздушные, ветерку послушные» | Цели: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из деталей, которые лежат в коробках, одинаковых по форме и размеру, но разные по цвету. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.17 |
4 неделя «Осень» | Аппликация Тема: «Как узкая дорожка стала широкой» | Цели: Воспитывать у детей позитивное отношение к играм и занятиям со строительным материалом. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» Стр.20 |
| Итого: 2 |
Октябрь
2 неделя «Огород-овощи» | Аппликация Тема: «Выросла репка-большая-пребольшая» | Цели: учить детей наклеивать готовые формы (репка) и дополнение самостоятельно подготовленными элементами (листьями). Освоение техники обрывной аппликации. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с» стр.28 |
4 неделя «Грибы-ягоды» | Аппликация Тема: «Как на кустиках поспели ягодки» | Цели: учить созданию образа кустика со спелыми ягодками. Развивать воображение, чувство цвета, мелкую моторику, координацию, обогащать тактильные ощущения. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» Стр.36 |
Итого: 2
Ноябрь
2 неделя «Обувь» | Аппликация Тема: «Дождь, дождь» | Цели: учить детей делать аппликативное изображение тучи: наклеивание готовых форм на фон, приклеивание рваных кусочков бумаги вторым слоем. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» |
4 неделя «Дорожная азбука» | Аппликация Тема: «Как короткий заборчик стал длинным» | Цели: учить детей аккуратно пользоваться клеем, свободно располагать изображение на бумаге; развивать ассоциативное восприятие, наглядно-образное мышление, воображение. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» Стр.48 |
| Итого: 2 |
Декабрь
2 неделя «Зима» | Аппликация Тема: «Волшебные снежинки» | Цели: учить детей наклеивать шести лучевых снежинок из трёх полосок бумаги с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр.48 |
4 неделя «Новогодний праздник»» | Аппликация Тема: «Как низкая башня стала высокой» | Цели: Учить детей вырезать маленькие и большие квадраты из бумаги; развивать воображение; Учить детей составлять изображение из его частей; упражняться в аккуратном наклеивании. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.58 |
| Итого: 2 |
Январь
2 неделя «Домашние животные» | Аппликация Тема: «Бублики-баранки» | Цели: вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из разных форм колец; учить раскладывать готовые формы и составлять композицию. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.52 |
4 неделя «Комнатные растения» | Аппликация Тема: «Как лесенка превратилась в горку» | Цели: Продолжать знакомить с правилами наклеивания; Развивать чувство цвета, ритма, композиции. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр. 76 |
| Итого: 2 |
Февраль
2 неделя «Военные профессии» | Аппликация Тема: «Мойдодыр» | Цели: Учить детей создавать весёлые композиции, склеивать готовые фигурки на цветной фон. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительной деятельности в детском саду» |
4 неделя «Наши добрые дела» | Аппликация Тема: «Как мы построили гараж для машины» | Цели: Вызвать интерес к конструированию гаража для конкретной машины. Продолжать знакомить с правилами наклеивания. Продолжать учить наклеивать домик из четырех широких полосок (стены), а из узких полосок (окно и двери), учить замыкать пространство; вызвать интерес к созданию аппликативных картинок из деталей. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.90 |
| Итого: 2 |
Март
2 неделя «Книжкина неделя» | Аппликация Тема: «Ходит в небе солнышко» | Цели: Учить детей составление образа солнца из большого круга и 7-10 лучей (полосок, треугольников, трапеций), кругов, завитков – по выбору детей, | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д/с» |
4 неделя «Семья» | Аппликация Тема: «Как мы построили стол на четырёх ножках» | Цели: учить аккуратно выполнять аппликацию, располагать правильно на листе бумаги предметы, обратить внимание на то, что предметы могут быть в разных масштабах (чтобы детали чередовались по цвету). | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.98 |
| Итого: 2 |
Апрель
2 неделя «Перелётные птицы» | Аппликация Тема: «Флажки» | Цели: формировать умение составлять из частей целое. Учить аккуратно выполнять аппликацию, располагать правильно на листе бумаги предметы. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». |
4 неделя «Аквариумные рыбки» | Аппликация Тема: «Как лодка превратилась в кораблик» | Цели: учить наклеивать готовые формы транспорта, вызывать интерес к созданию лодки из кирпичиков, воспитывать интерес к конструированиюи обыгрыванию построек.
| 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.110 |
| Итого: 2 |
Май
2 неделя «Достопримечательности нашего края» | Аппликация Тема: «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» | Цели: Учить составлять композицию из готовых элементов и наклеивать их. Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус. | 1 | И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность |
в детском саду» стр.44 | ||||
4 неделя «Цветы вокруг нас. Лето» | Аппликация Тема: «Вот какие красивые у нас клумбы» | Цели: Учить составлять композицию из готовых элементов и наклеивать их; Воспитывать эстетические эмоции, художественный вкус; учить наклеивать готовые формы цветов, дорисовывать некоторые части, воспитывать заботливое отношение к природе. | 1 | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» стр.116 |
| Итого: 2 | |||
| Всего: 18 |
2.7. Взаимодействие с родителями воспитанников
Система работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников предусматривает повышение уровня педагогических знаний родителей, трансляцию опыта позитивных педагогических воздействий на ребенка в семье.
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, литературе, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие его эмоционально-нравственной культуры, ориентировано на переживание и преобразование эмоций, чувств. Поэтому основным в деятельности ДОУ является вовлечь родителей в воспитательно образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.
Для активизации сотрудничества воспитательных возможностей родителей наиболее эффективными формами общения стали родительские собрания, которые направлены на взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно- эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей.
Немаловажную роль в повышении уровня в педагогической культуре родителей и семейного воспитания детей сыграли наглядно – информационные формы работы. Ответы на интересующие вопросы родители могут найти в папках – передвижках: «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Развиваем музыкальную культуру ребенка» и др. В содержании папок включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям. Особое место во взаимодействии с родителями имела организация выставок детского изобразительного творчества.
Диагностика освоения содержания программы
Развитие продуктивной деятельности и детского творчества»
Предметом диагностики являются
- интерес ребёнка к художественному творчеству,
- представления ребёнка о разных видах искусства,
- особенности художественно-эстетического развития и развития изобразительной деятельности, лепки, аппликации, конструирования. Методы диагностических исследований: наблюдения, беседы,
продуктивная деятельность, д/игры.
«Художественная литература»
Предметом диагностики являются
- умения детей воспроизводить элементы прочитанного в самостоятельной деятельности,
- особенности отношения ребёнка к художественной литературе.
Методы диагностических исследований:
- индивидуальные беседы по вопросам, картинкам, моделям;
- наблюдения за отношениями ребёнка к сверстникам в группе, на участке детского сада во время прогулок;
- наблюдения за сюжетно-ролевыми играми, играми- драматизациями,
- дидактические игры.
«Изобразительное искусство. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества»
- Ребенок не проявляет активности и эмоционального отклика при восприятии произведений искусства.
- Не испытывает желания рисовать, лепить, конструировать.
- Неохотно участвует в создании совместных со взрослым творческих работ.
- «Художественная литература»
- Ребенок не откликается на предложение послушать чтение или рассказывание литературного текста.
- Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого.
- Не проявляет удовольствия от восприятия художественного произведения, неохотно включается в игры с текстовым сопровождением, в театрализованные игры.
- Организационный раздел
- Материально-техническое обеспечение Программы
№ | Технические средства обучения |
1. | Ноутбук |
| Дидактические материалы |
1. | Природа (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
2. | Море (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
3. | Наши птицы (рисование красками). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
4. | Наши вырезанки (декоративная аппликация). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
5. | Наши писанки (декоративное рисование). Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
6. | Лепка из соленого теста. Методические рекомендации (технологические карты) Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г |
7. | Учимся рисовать «Дымковская игрушка» С. Вохринцева Из-во «Страна Фантазий», 2008 г. |
8. | Учимся рисовать «Полх-Майданская роспись» С. Вохринцева Из-во «Страна Фантазий», 2008 г. |
9. | Раскраска «Хохломская роспись», 2011 г. |
10. | Раскраска «Гжельная роспись», 2011 г. |
11. | Раскраска «Мезенская роспись», 2011 г. |
12. | Раскраска «Пермогородская роспись», 2011 г. |
13. | Раскраска «Городецкая роспись», 2011 г. |
14. | Раскраска «Дымковская роспись», 2011 г. |
15. | Раскраска «Урало-сибирская роспись», 2011 г. |
16. | «Народные промыслы», 2011 г. |
17. | Полхов-Майдан. Изделия народных мастеров. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г. |
18. | Филимоновская народная игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г. |
19. | Городецкая роспись по дереву. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г. |
20. | Гжель. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г. |
21. | Дымковская игрушка. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: Издательство «СФЕРА-КАРТИНКИ», 2018 г. |
22. | Знакомим с натюрмортом. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
23. | Знакомство с портретной живописью. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
24. | Знакомим с пейзажной живописью. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
25. | Знакомим со сказочно – былинной живописью. Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
25. | Б. М. Кустодиев. Праздничная Русь.Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
27. | В.М. Васнецов. «Преданья старины глубокой…». Пажинская - Откидач В.А. - СПб.: «Детство – Пресс», 2017 г. |
| Развивающая предметно-пространственная среда в группах |
1. | Уголок художественного творчества (наполняемость смотреть в паспорте группы). |
- Программно-методическое обеспечение Программы
№ | Программы для организации основной деятельности |
1. | Детство: Примерная основная общеобразовательная программ дошкольного образования. Т.И. Бабаева. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017г. |
2. | ООП МБДОУ «Детский сад № 30«Родничок» |
| Учебные пособия, технологии |
1. | Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. Лыкова И.А.- М.: «КАРАПУЗ», 2011 г. |
2. | Изобразительное творчество в детском саду: путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. Лыкова И.А.- М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
3. | Мы лужок лепили. Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
4. | Лоскутные куколки. Любимые игрушки своими руками. Лыкова И.А. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 г. |
5. | Ах, белый пароход. Лыкова И.А. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010 г. |
6. | Листик, листик – это я!. Коллаж из природного материала. Лыкова И.А. – ООО Издательский дом «Цветной мир», 2012 г. |
7. | Филимоновкая игрушка. Лыкова И.А. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г. |
8. | Чудесные писанки. Лыкова И.А. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г. |
9. | Веселый городец. Лыкова И.А. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г. |
10. | Дымковская игрушка. Любимые сказки. Лыкова И.А. - ООО Издательский дом «Цветной мир», 2011г. |
11. | И.А.Лыкова «Конструирование в детском саду» - Издательский дом «Цветной мир», Москва 2015г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" по примерной программе "От рождения до школы" в группе старшего дошкольного возраста.
Данная программа расчитана для детей старшего дошкольного возраста, разработана на основе примерной программы "От рождения до школы"...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 2 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для средней группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для старшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие
Рабочая программапо образовательной области «Речевое развитие» Вид организованной образовательной деятельности: Речевое развитие...