Занятие по познавательному развитию в старшей группе "Чаепитие в Фиолетовом лесу".
план-конспект занятия (старшая группа)

Ворыгина Мария Александровна

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chaepitie.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по познавательному развитию

в старшей группе

«Чаепитие в Фиолетовом лесу»

Зайцева Надежда Аркадьевна

педагог-психолог

Ворыгина Мария Александровна

воспитатель

МКДОУ Савинский детский

сад № 2, п.Савино

Ивановской области

e-mail:savinskiy-ds2@ivveg.ru

Цель: формирование познавательных навыков и совершенствование социально-личностных качеств  старших дошкольников через использование игр В.В.Воскобовича.

Задачи:

1. Закреплять знания о птицах родного края.

2. Закреплять знания о числах первого десятка, умение определять количественное значение числа, сравнивать.

3. Способствовать формированию у детей умения анализировать схемы, составлять цифры и фигуры из частей, конструировать объект, используя схему.

4. Продолжать учить ориентироваться на плоскости по заданному алгоритму.

5. Учить осуществлять анализ объекта и составлять новую форму на основе выделенных признаков.

6. Продолжать учить оценивать невербальные характеристики эмоциональных состояний и давать им словесные обозначения.

7. Способствовать развитию у детей творческих способностей, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, тактильного восприятия.

8. Развивать навыки бесконфликтного межличностного взаимодействия, умение работать в парах, принимать точку зрения партнёра и совместно находить оптимальное решение проблемы.

9. Воспитывать эмпатийные переживания, желание придти на помощь.

10. Воспитывать бережное и ценное отношение к природе и к птицам в частности.

Участники: Дети, педагог-психолог, воспитатель.

Материал: Ларчик «Мир диких животных»: цветные карточки птиц, силуэтные карточки птиц, ковролиновые силуэты птиц, персонаж Фиолетового леса Филин Уух, мини - коврографы (по количеству детей), цветные верёвочки, цветные кружки, конструктор цифр «Волшебная восьмёрка», конструкторы «Чудо крестики 1», «Чудо крестики 2», «Чудо крестики 3», схемы, схема графического диктанта (по количеству детей), мешочек с кормом для птиц, канат, набивные мячи.

Предварительная работа: изготовление кормушек для птиц из бросового материала, организация птичьих столовых на территории детского сада, сбор корма для птиц, подкормка птиц, уход за кормушками (очищение от снега, старого корма, мусора), наблюдение за птицами на кормушках, проведение экологической акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!» в микрорайоне, где расположен детский сад.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог-психолог: Доброе утро, всем кто проснулся!

                                   Доброе утро, кто улыбнулся!

                                   Доброе утро, людям и птицам!

                                   Доброе утро приветливым лицам!

                                   Всем доброе утро!

- Ребята, сегодня я приглашаю вас в сказочный Фиолетовый лес. В этот лес ведут две дороги: одна прямая и лёгкая, но она даёт мало волшебной силы, вторая длинная и трудная, по ней нельзя идти, можно только прыгать, преодолевая высокие сугробы, но она даёт много волшебной силы. Дорожки выбирайте сами. (Лёгкая дорожка-канат, разложенный на полу, трудная дорожка - разложенные на небольшом расстоянии набивные мячи, представляющие собой высокие сугробы).

2. Основная часть.

Педагог-психолог: Вот мы и в Фиолетовом лесу. Кто это нас встречает?

  Филин Уух

 (воспитатель группы): Здравствуйте, ребята! Меня зовут мудрый Филин Уух. Сегодня очень солнечный и морозный день и я решил пригласить к себе на горячий чай с еловым вареньем всех птиц, живущих в Фиолетовом лесу. Чтобы никого не забыть из птиц я достал альбом с их фотографиями. Присоединяйтесь, вместе будем рассматривать. (Дети усаживаются вокруг воспитателя и рассматривают фотографии птиц, делятся впечатлениями.)

Филин Уух (воспитатель): Что-то давно я не встречал в лесу некоторых птиц. Как вы думаете, почему? (некоторые птицы осенью улетают в тёплые края). Значит не всех друзей я смогу пригласить на чаепитие.

Педагог-психолог: Ребята, поможем Ууху узнать, какие птицы сейчас в лесу зимуют, а какие улетели в тёплые края? (ответы детей).

      Предлагаю разделиться на две команды-девочек и мальчиков. Девочки будут помогать Филину Уух, вспоминать, какие птицы улетели из родных мест в тёплые края, а мальчики определят птиц зимующих. (Дети распределяются на две команды, чтобы разложить фотографии птиц из альбома на две группы - зимующие птицы и перелётные птицы).

Педагог-психолог: Девочки, назовите птиц перелётных? (ласточка, лебедь,                                              цапля, кукушка). Мальчики, какие птицы остались зимовать? (синица, воробей, ворона, голубь, дятел, сорока, филин). Сосчитайте девочки, сколько птиц отправилось в путешествие? (4). Сколько птиц Филин Уух сможет пригласить на чаепитие? (7).

         Ребята, чтобы Филин Уух не забыл сколько птиц покинули лес и сколько чашек ему нужно приготовить для чаепития, предлагаю составить эти цифры из разноцветных палочек конструктора «Волшебная восьмёрка».

Подойдите к столу.

Команда девочек составляет цифру 4, команда мальчиков – 7. Педагог-психолог и воспитатель вместе с Филином Уух ходят от одной команды к другой, хвалят детей, помогают.

Педагог-психолог: Молодцы! Все справились с заданием и Филин Уух благодарит вас за помощь.

Эколого-психологический тренинг

«Прогулка по зимнему Фиолетовому лесу».

Педагог-психолог: Давайте немного отдохнём: закроем глаза и представим раннее утро в Фиолетовом лесу. В лесу ещё всё спит (дети сидят на корточках, головы опущены). Начинается новый день. Восходит солнышко (дети поднимаются, делают круг руками). Вдруг запорхала снежинка, потом ещё одна, ещё, и ещё, и начался снегопад (дети накрывают ладошку другой ладошкой, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее – ловят снежинки). Снегопад стал утихать, а потом совсем прошёл. Поднялся ветерок. Под его порывами закачались деревья (дети качают поднятыми руками вправо-влево) и с их веток посыпался снег (дети делают движения кистями рук, поднимая и опуская их), плавно закружились снежинки и стали опускаться на землю (дети плавно кружатся и садятся на корточки).

Воспитатель: Ребята, пока вы отдыхали, мудрый Филин Уух всё приготовил для чаепития и задумался: Как же созвать всех зимующих птиц? Что вы предлагаете? (позвать голосом Ух-Ух, отправить приглашение, и др).

Филин Уух: Если позвать голосом Ух-ух-ух, мы нарушим правило поведения в лесу – в лесу кричать нельзя! Согласны со мной? (ответы детей). Если отправить приглашение – оно может затеряться. Слетаю сам и лично каждую птицу приглашу.

     Ребята, хотите мне помочь пригласить птиц на чаепитие? (ответы детей).

Педагог-психолог: Дети, вам нужно взять фотографии зимующих птиц и найти в Фиолетовом лесу её ковролиновый силуэт, сравнить её с цветной карточкой.

Дети ходят по Фиолетовому лесу и ищут ковролиновый силуэт зимующей птицы. Ковролиновый силуэт и фотографию приглашённой птицы размещают на коврографе.

Воспитатель: Все птицы приняли приглашение и прилетели на вкусный чай с еловым вареньем. Гости долго веселились, а потом решили сделать Филину Уух приятное – нарисовать его портрет.

Воспитатель: Ребята поможем гостям? (Ответы детей).

Подойдите к столам . Перед вами лежат коврографы,  верёвочки, схемы. Цифра по схеме, указывает, на сколько клеточек надо провести линию, стрелочка показывает в какую сторону надо вести линию.

Работать начинаем от точки:

1

1

2

1

1

5

4

5

Педагог: У вас у всех получились портреты одинаковые.

- Как можно сделать их разными? (Рассуждая, дети приходят к выводу, что у одного героя разным может быть настроение).

Педагог: У вас есть всё необходимое для создания настроения Филина Уух. Вы должны договориться между собой так, чтобы создать мудрому Филину разные настроения. (Дети выполняют задание: на контур Филина на коврографе прикрепляют глаза, брови, рот, вырезанные из липкой ленты, соответствующие разным эмоциям, используют разноцветные кружки).

Педагог-психолог: А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось? (Дети показывают свои портреты, рассказывают о настроении Филина Уух, какое они создали: грустное, весёлое, удивлённое, сердитое, испуганное и т.д) и по каким признакам это можно понять (характеристика глаз, бровей, рта).

Воспитатель: Филину Уух очень понравились портреты и он решил повесить их в своём доме, а ещё он обратился к ребятам с просьбой сделать для зимующих птиц кормушки.

- Как вы думаете, почему Филин Уух обратился к вам с такой просьбой? (Ответы детей).

- Важна ли для птиц зимой наша поддержка?(Ответы детей).

- Из чего можно сделать кормушки? (Из бросового материала: пластиковых бутылок, коробок из-под кефира и т.д.).

         Мы будем делать кормушки из деталей конструктора «Чудо крестики».

Кто с кем хочет конструировать кормушку для зимующих птиц? (Ответы детей).Распределитесь на пары.

(Дети подходят к столам, на которых разложены конструкторы «Чудо крестики» В.Воскобовича и по схеме конструируют кормушки. Воспитатель и педагог-психолог помогают, хвалят детей).

      Когда работа выполнена, воспитатель спрашивает:

- Интересная ли была работа?

- Сколько кормушек получилось?

- Какие фигуры вы использовали для конструирования кормушек?

Педагог-психолог: Ребята, Филин Уух и птицы очень рады кормушкам, осталось положить в них угощение, которое мы приготовили с вами для наших пернатых друзей.

      Открывайте мешочек. (Дети по-очереди достают угощение).

- Кто из птиц рад салу?

- Кто любит хлебные крошки?

- Какие птицы будут лакомиться семечками подсолнуха?

- Кто обрадуется семенами репейника?

- Для кого припасены сушёные ягоды рябины?

- Шишки?

Птицы поблагодарили ребят за кормушки и угощение, а Мудрого Филина Уух за тёплый приём.

3. Подведение итогов.

Воспитатель: Прощаясь, мудрый Филин Уух обещал пригласить своих друзей-птиц на чашечку чая весной, когда перелётные птицы вернутся в родные места и огласят их звонкими трелями, а зимующие птицы сообщат всем: «Мы живы, мы живы, мы живы, мы живы!» благодаря нашей с вами заботе.

Педагог-психолог: А нам пора в детский сад, в свою группу.

- Скажите, что мы делали в Фиолетовом лесу?

- Что было самым трудным?

- Самым интересным?

- Чему научились?

- Кто из героев Фиолетового леса вас удивил, порадовал?

(Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию в старшей группе «Весна в Фиолетовом лесу» с использованием авторской технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях весной в живой и неживой природе. Задачи: Расширить кругозор о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживо...

Конспект образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" на тему "Весна в Фиолетовом лесу"

Конспект разработан для детей 3-4 лет с использованем технологии "Сказочные лабиринты игры Воскобовича"....

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей компенсирующей группе "Спешим на помощь жителям Фиолетового леса"

Конспект занятия в старшей группе с детьми с ЗПР с использованием развивающих игр Воскобовича...

Открытое занятие по познавательному развитию в старшей компенсирующей группе "Путешествие в Фиолетовый лес"

План-конспект занятия по математике в старшей группе с использование развивающих игр Воскобовича...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по лесу»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе«Прогулка по лесу» Цель:  расширять представления детей о разнообразии растительного мира.Задачи: Образовательны...