Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Прогулка по лесу»
Цель: расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников;
- формировать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
- расширять и активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: изображение леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк, набор картинок с изображением деревьев и кустарников.
Раздаточный материал: раскраски, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию
в старшей группе
«Прогулка по лесу»
Цель: расширять представления детей о разнообразии растительного мира.
Задачи:
Образовательные:
- дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
- формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
- учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников;
- формировать бережное отношение к природе;
- систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
- развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
- расширять и активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
- приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
- воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: изображение леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк, набор картинок с изображением деревьев и кустарников.
Раздаточный материал: раскраски, цветные карандаши.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент
Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
2.Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Но прежде, чем отправиться на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу. А вы знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей) Давайте проверим. Я буду вам говорить фразу, а вы, если так правильно, будете хлопать в ладоши, а если не правильно, то топать ногами.
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать! Правильно?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой? Правильно?
5. Костёр задумал разводить,
Чтоб воду к чаю вскипятить.
Отдохнул, чайку попил,
А потушить костёр забыл. Правильно?
6. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
Беритесь за руки и отправляемся («змейкой»):
По тропинке мы шагаем – воспитатель
Раз, два, три, четыре, пять! – дети
В лес весенний на полянку – воспитатель
Собрались мы погулять – дети
Вон виднеется тропинка – воспитатель
Можно быстро добежать – дети
(На картинке лес). (Музыка «Звуки леса»)
Воспитатель:
«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес — верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес — родной дом растениям и животным. Лес — друг земледельца. Лес — украшение планеты!»
(Воспитатель обращает внимание детей на пенёк)
Ребята смотрите, что это лежит на пеньке? (Письмо).
Воспитатель: Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам. (Воспитатель читает письмо вслух)
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».
Воспитатель: Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. Как называется лес, где растут деревья, у которых есть листья? (Лиственный)
(На доске лиственные деревья).
Воспитатель: Назовите знакомые вам деревья. (Берёзы, клёны, дубы, рябины).
Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете? (Хвойные деревья).
На доске хвойные деревья
Воспитатель: Назовите хвойные деревья? (Сосна, ель, пихта, кедр).
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (Смешанный лес). На доске смешанный лес.
Воспитатель: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу.
В каком лесу мы гуляем? (Мы гуляем в смешанном лесу).
Воспитатель: Правильно, мы гуляем в смешанном лесу. Прогулки по лесу очень полезны для здоровья.
Воспитатель: Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.
Физкультминутка «Птицы в лесу».
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложим назад
Воспитатель: Это кузовок, а в нем что-то лежит. Ребята, а ведь это лес приготовил для вас задания. Давайте посмотрим:
Вот две шишки, с каких они деревьев? (Длинная, чешуйки прижаты – с ели, а поменьше и круглая – с сосны).
Воспитатель: Это плоды, сравните их и узнайте с каких они деревьев? (Это с ясеня – плод называется крылатка)
Воспитатель: Как называется этот плод? (Желудь). С какого он дерева? (С дуба) Предложить каштаны дикие, предложить орехи . А теперь, ребята, давайте посидим под деревьями и вдохнем чистого воздуха.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: А кто еще в лесу живет? (Звери, птицы, насекомые).
Назовите зверей, которые живут в нашем лесу?
Я вам помогу, буду загадывать загадки
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери… (Ежик)
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. (Заяц)
Серой шерстью он покрыт,
И клыки его страшны,
Он охотится на зайцев,
Все в лесу его боятся (Волк)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,
Как зовут ее… (Лиса)
Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В дупле орешки я грызу (Белка)
В лесу под дубом живет ,желуди копает (Кабан)
Воспитатель: Чем отличаются деревья от кустарников? (Деревья высокие, а кустарники низкие). (На доске кустарники)
Воспитатель: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.
Воспитатель: Какие кустарники вы знаете? (Малина, шиповник, смородина сирень и т.д.)
Воспитатель: Отдохнуть и освежиться нам поможет физкультминутка.
Воспитатель: Что ещё может расти в лесу? (Грибы и ягоды).
Воспитатель: Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса.
Как вы думаете, кто любит грибы? (Грибы любят белки, они их запасают на зиму).
Воспитатель: Молодцы ребята. (На плакате ягоды и грибы)
Воспитатель: Назовите грибы, которые вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Назовите ягоды, которые вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Какие ещё есть растения в лесу? (Ещё в лесу много цветов).
Воспитатель: Правильно ребята в лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут. (На картинках травянистые растения)
Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Вам понравилось? Что вам больше понравилось на прогулке? Что нового вы узнали?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка. Давайте его прочитаем.
(Воспитатель читает письмо)
«Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю вам их раскрасить. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».
Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить за столами.
(Под музыку дети идут за столы). (Продуктивная деятельность: раскрашивание картинок с изображением растений).
3.Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Что делали на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие задания выполняли? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"
Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас дет...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Тайна осеннего леса"
Нетрадиционная техника рисования, граттаж....
Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Тайна осеннего леса"
Нетрадиционная техника рисования, граттаж....
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Кто в лесу главный?»
Цель: формировать представление о многообразии животных и их связи со средой обитания. Задачи:- закреплять знания детей о диких животных и лесных птицах;- воспитывать бережное отношение к ...
Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)
Задачи:1. Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2. Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...
Конспект ООД по познавательному развитиюв старшей группе Зимующие птицы нашей местности
Тема: Зимующие птицы...