Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прогулка по лесу»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию

 в старшей группе

«Прогулка по лесу»

Цель:  расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
  • формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
  • учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
  • расширять и активизировать словарь.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в    предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: изображение леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк, набор картинок с изображением деревьев и кустарников.

Раздаточный материал: раскраски, цветные карандаши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

 в старшей группе

«Прогулка по лесу»

Цель:  расширять представления детей о разнообразии растительного мира.

Задачи:

Образовательные:

  • дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный;
  • формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья;
  • учить детей называть отличительные особенности деревьев и кустарников;
  • формировать бережное отношение к природе;
  • систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей;
  • развивать связную речь, умение рассуждать, анализировать;
  • расширять и активизировать словарь.

Воспитательные: 

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в    предложенную работу;
  • приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
  • воспитывать желание работать  друг с другом.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: изображение леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, ягод и травянистых растений; два письма от старичка Лесовичка; пенёк, набор картинок с изображением деревьев и кустарников.

Раздаточный материал: раскраски, цветные карандаши.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро ребята! Сегодня мы с вами отправимся на необычную прогулку, а вот куда отправимся, нам поможет отгадка на загадку.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём! (Лес)

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Но прежде, чем отправиться на прогулку в лес, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу. А вы знаете правила поведения в лесу? (Ответы детей) Давайте проверим. Я буду вам говорить фразу, а вы, если так правильно, будете хлопать в ладоши, а если не правильно, то топать ногами.

1. На полянке посидели,

Все попили и поели,

А потом пошли домой —

Мусор унесли с собой! Правильно?

2. Можно по лесу гулять

Ветки с дерева ломать! Правильно?

3. Девочки цветочки рвали

И в веночки заплетали.

А полянка вся пуста —

Не осталось ни цветка! Правильно?

4. Можно уходя домой,

Уносить ежа с собой? Правильно?

5. Костёр задумал разводить,

Чтоб воду к чаю вскипятить.

Отдохнул, чайку попил,

А потушить костёр забыл. Правильно?

6. Дети по лесу гуляли,

Не шумели, не кричали,

Ягоды собрали,

Кустик не сломали! Правильно? 

Беритесь за руки и отправляемся («змейкой»):

По тропинке мы шагаем – воспитатель

Раз, два, три, четыре, пять! – дети

В лес весенний на полянку – воспитатель

Собрались мы погулять – дети

Вон виднеется тропинка – воспитатель

Можно быстро добежать – дети

(На картинке лес)(Музыка «Звуки леса»)

Воспитатель:

«Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами. Лес – это среда обитания многих лесных зверей и птиц. Это их дом, где они выводят потомство, находят корм и защиту. Лес — верный друг человека. Прогулки по лесу очень важны для здоровья людей. Лес — родной дом растениям и животным. Лес — друг земледельца. Лес — украшение планеты!»

(Воспитатель обращает внимание детей на пенёк)

Ребята смотрите, что это лежит на пеньке? (Письмо).

Воспитатель: Это письмо от старичка Лесовичка, и оно адресовано вам. (Воспитатель читает письмо вслух)

«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придёте ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок».

Воспитатель: Посмотрите, как красиво и тихо в лесу. Как называется лес, где растут деревья, у которых есть листья? (Лиственный)

(На доске лиственные деревья).

Воспитатель: Назовите знакомые вам деревья. (Берёзы, клёны, дубы, рябины).

Воспитатель: Какие ещё виды деревьев вы знаете? (Хвойные деревья).

 На доске хвойные деревья

Воспитатель: Назовите хвойные деревья? (Сосна, ель, пихта, кедр).

Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (Смешанный лес). На доске смешанный лес.

Воспитатель: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу.

В каком лесу мы гуляем? (Мы гуляем в смешанном лесу).

Воспитатель: Правильно, мы гуляем в смешанном лесу. Прогулки по лесу очень полезны для здоровья.

Воспитатель: Сохраняя чистоту и порядок в лесу, мы тем самым помогаем растениям и животным.

 Физкультминутка «Птицы в лесу».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложим назад  

Воспитатель: Это кузовок, а в нем что-то лежит. Ребята, а ведь это лес приготовил для вас задания. Давайте посмотрим:

Вот две шишки, с каких они деревьев? (Длинная, чешуйки прижаты – с ели, а поменьше и круглая – с сосны).

Воспитатель: Это плоды, сравните их и узнайте с каких они деревьев? (Это с ясеня – плод называется крылатка)

Воспитатель: Как называется этот плод? (Желудь). С какого он дерева? (С дуба)  Предложить каштаны дикие, предложить  орехи . А теперь, ребята, давайте посидим под  деревьями и вдохнем чистого воздуха.

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: А кто еще в лесу живет? (Звери, птицы, насекомые). 

Назовите зверей, которые живут в нашем  лесу? 

Я вам помогу, буду загадывать загадки
 Недотрога, весь в иголках,
 Я живу в норе под елкой.
 Хоть открыты настежь двери,
 Но ко мне не ходят звери…
(Ежик)

 Зимой беленький,
 А летом серенький.
 Никого не обижает,
 А всех сам боится.
(Заяц)

 Серой шерстью он покрыт,
 И клыки его страшны,
 Он охотится на зайцев,
 Все в лесу его боятся
(Волк)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, краса,

Как зовут ее… (Лиса)

Хожу в пушистой шубке

Живу в густом лесу

В дупле орешки я грызу (Белка)

В лесу под дубом живет ,желуди копает (Кабан)

Воспитатель: Чем отличаются деревья от кустарников? (Деревья высокие, а кустарники низкие). (На доске кустарники)

Воспитатель: (поясняет) У дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей-стволиков.

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете? (Малина, шиповник, смородина сирень и т.д.)

Воспитатель: Отдохнуть и освежиться нам поможет физкультминутка.

Воспитатель: Что ещё может расти в лесу? (Грибы и ягоды).

Воспитатель: Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте ещё вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса.

Как вы думаете, кто любит грибы? (Грибы любят белки, они их запасают на зиму).

Воспитатель: Молодцы ребята. (На плакате ягоды и грибы)

Воспитатель: Назовите грибы, которые вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Назовите ягоды, которые вы знаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие ещё есть растения в лесу? (Ещё в лесу много цветов).

Воспитатель: Правильно ребята в лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут. (На картинках травянистые растения)

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка в лес. Вам понравилось? Что вам больше понравилось на прогулке? Что нового вы узнали?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на пеньке снова лежит письмо от старичка Лесовичка. Давайте его прочитаем.

(Воспитатель читает письмо)

«Ребята! Как же вы меня порадовали — соблюдали все правила поведения в лесу. Я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю вам их раскрасить. А я всегда жду вас в гости. Прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго! С уважением, старичок Лесовичок».

Воспитатель: Нам с вами пора возвращаться. Картинки с изображением растений я вам предлагаю раскрасить за столами.

(Под музыку дети идут за столы)(Продуктивная деятельность: раскрашивание картинок с изображением растений).

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

Воспитатель:  Что делали на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:   Какие задания выполняли? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что нового вы узнали? (Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель:  Вам понравилось занятие? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель:  Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"

Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас дет...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Кто в лесу главный?»

Цель: формировать представление о многообразии животных и их связи со средой обитания.   Задачи:- закреплять знания детей о диких животных и лесных птицах;- воспитывать бережное отношение к ...

Конспект прогулки в парк «Как растения готовятся к зиме» План - конспект занятия по познавательному развитию (старшая группа)

Задачи:1.     Формировать у детей представления о состоянии растений осенью.2.     Расширять представления детей о плодах и семенах деревьев, кустарников, травя...