«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывания по картине»
статья (старшая группа)

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании  ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности человека.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartina.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывания по картине»

Актуальность проблемы развития речи всегда будет стоять на первом месте в воспитании  ребенка и подготовки его к школе, так как именно речь делает нас людьми. Недоразвитие речевой функции оказывает неблагоприятное влияние на обучение детей в школе и вызывает задержку в умственном развитии детей. Таким образом, актуальность исследования речи определяется огромной ролью речи в жизнедеятельности человека.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  Одним из важнейших направлений работы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС является речевое развитие.

Одним из самых трудных видов речевой деятельности является составление рассказов по картине.

Мария Митрофановна Конина выделяет следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине:

1) Составление описательного рассказа по предметной картине;

— это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий образа жизни.

2) Составление описательного рассказа по сюжетной картине;

— это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

3) Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине;

Ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. От него требуется не только осмыслить содержание картины и передать его в слове, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

4) Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок;

По существу, ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

5) Составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту.

Описание пейзажной картины и натюрморта, навеянное настроением, часто включает элементы повествования.

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

Существуют определённые требования к отбору и к организации работы с картиной:

1 Картина должна быть по возрасту ребенка, интересной,понятной , воспитывающей положительные отношения к окружающему

2 Картина должна быть высокохудожественной, изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистичными

3 Картина не должна быть с чрезмерным нагромождением деталей.

Также при выборе картины для занятия педагог должен учитывать что дети знают:

1 О персонажах картины

2 О действиях персонажей

3 о месте действия (где это происходит)

4 о времени действия (Когда?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в ходе рассматривания картин (использование технологии ТРИЗ)

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине. В стаье описан один из методов эффективного инструмента речевого и личностного развития детей,   эт...

Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

        Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно  высказывать свои мы...