Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Гросу Светлана Владимировна

          Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.

          Присутствует  средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.

          По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.

          Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. 
          Задачи:

         - изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПДС «Солнышко» ГБОУ ООШс.Б.Рязань

План работы по самообразованию

воспитателя Гросу С.В.

на 2019 - 2020 уч.год

на тему:

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

          Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.

        Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

          Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.

          Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.

          Присутствует  средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.

          По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.

          Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность. 
         
Задачи: 

         - изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса
, мотивации к речевой деятельности у воспитанников. 
         Ожидаемые результаты:

  1. Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
  2. Создание картотек: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
  3. Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
  4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.

План направленности действий и содержание работы

месяцы

педагог

дети

родители

сентябрь

- Постановка проблемы.

- Определение цели и задач над темой.

- Подбор и изучение литературы  по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

- Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме.

Мониторинг  уровня  развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа).

Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

октябрь

Создание картотеки «Картины для составления рассказов»:

- «Кошка с котятами»,

- «Ежи»,

- «Купание медвежат»,

- «Верблюды» и др.

Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами».

Задачи: 

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

 - упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов.

Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»:

- внимательно рассматривать картину;

- рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя);

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов.  

- Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»;

- Игра «Что умеет делать кошка».

Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи»

Памятка «В игры играем - речь развиваем» 

ноябрь

Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»:

- «Как Миша варежку потерял»,

- «Медвежонок на прогулке».

- «Как подружки котёнка спасли»,

- «Девочка и ёж».

Составление с детьми рассказов по картине «Ежи».

Задачи:

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

- упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его.

- развивать внимание, память.

Составление рассказов по картине «Ежи»:

- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

- составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана;

- внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его;

- оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

 

- Игра-разминка «Осень».

Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину»

«Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей»

декабрь

Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

- упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие;

- развивать память, внимание.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»:

- составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу);

- подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие;

- выделять «зимние» слова.

- Игра «Послушай и запомни;

- Игра «Отгадай задуманное слово».

Папка – передвижка

«Составляем рассказы по картинке»

Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки»

январь

Создание презентации «Серии сюжетных картинок  для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке».

Задачи:

- формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.

 - упражнять в подборе слов близких по значению;

- воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; - Развивать внимание память.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»:

- составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- подбирать слова близкие по значению;

- внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа.

- Отгадывание кроссворда;

Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

февраль

Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!»

Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали».

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

- формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»:

- внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя);

- выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой;

- составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений;

- слушать друг друга, не перебивая.

- Упражнение «Соедини по точкам»;

- Игра «Предложения в шкатулке».

Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию».

Памятка «Играем вместе с ребёнком»

(речевые игры).

март

Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат».

Задачи:

- Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

- упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных;

- воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

Составление рассказов по картине «Купание медвежат»:

- внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя);

- рассуждать над её содержанием;

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст;

- подбирать слова, близкие по значению;

- слушать друг друга, дополнять ответы товарищей.

- Игра «Умное эхо».

Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи».

Памятка «И снова поиграем!».

апрель

Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками»

Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж».

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её;

- формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

- побуждать детей к придумыванию окончания рассказа;

-упражнять в подборе слов на заданную тему; - воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания;

- договариваться и приходить к общему мнению.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»:

- отгадывать загадки, аргументируя свой ответ;

- внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её;

- составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений;

- придумывать окончание рассказа; - подбирать слова на заданную тему;

- выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению.

- Отгадывание загадок;

- Игра «Доскажи словечко».

Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха»

май

Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине.

Задачи:

- продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;

- формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план.

- воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок».

Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине:

- внимательно рассматривать картину;

- рассуждать над её содержанием;

- составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план;

- слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений.

- Игра «Опиши предмет».

Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

       

          Формы отчёта.

- Презентация опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» на педсовете.

- Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»

- Картотеки: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»

          Методическая литература.

1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.

2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;

3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;

4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000

5. Методические советы к программе «Детство»;

6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;

7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;

8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;

9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.

10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;

11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;

13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.

14. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.

15. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/  О. С.Ушакова. - М.: ТЦ «Сфера»,2004.

         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»

Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана  Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".

В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»

Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно  высказывать свои мы...