Самообразование на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Задачи:
- изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_po_razvitiyu_svyaznoy_rechi_u_starshih_doshkolnikov.docx | 42.05 КБ |
Предварительный просмотр:
СПДС «Солнышко» ГБОУ ООШс.Б.Рязань
План работы по самообразованию
воспитателя Гросу С.В.
на 2019 - 2020 уч.год
на тему:
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Тема самообразования: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Актуальность темы: Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, логопедам, психологам.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных, как для детей, так и для педагога.
Диагностика умения составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что большая часть детей старшей группы имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден.
Присутствует средний уровень. В рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий. Высокий уровень отсутствует.
По результатам диагностики считаю тему своего самообразования актуальной.
Цель: Повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность.
Задачи:
- изучение методической литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»;
- создать условий для работы с детьми в этом направлении;
- внедрить и применять в работу методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение своего профессионального уровня по вопросу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
- Создание картотек: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!» (речевые игры).
- Устойчивый интерес детей к составлению рассказов по картине и серии картинок.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по
развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок.
План направленности действий и содержание работы
месяцы | педагог | дети | родители |
сентябрь | - Постановка проблемы. - Определение цели и задач над темой. - Подбор и изучение литературы по теме: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». - Составление перспективного плана направленности действий и содержание работы по данной теме. | Мониторинг уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста. | Установление доброжелательных, сотруднических отношений (беседа). Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». |
октябрь | Создание картотеки «Картины для составления рассказов»: - «Кошка с котятами», - «Ежи», - «Купание медвежат», - «Верблюды» и др. Составление с детьми рассказов по картине «Кошка с котятами». Задачи: - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; - упражнять в подборе слов, близких по значению и слов обозначающих действия предметов. | Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»: - внимательно рассматривать картину; - рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); - составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; - подбирать слова, близкие по значению и слова, обозначающие действия предметов. - Игра «Отгадай загадку, зарисуй отгадку»; - Игра «Что умеет делать кошка». | Родительское собрание на тему «Развитие связной речи дошкольника через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». Папка-передвижка «Идём тропинкой красивой речи» Памятка «В игры играем - речь развиваем» |
ноябрь | Создание картотеки «Серии сюжетных картинок для составления рассказов»: - «Как Миша варежку потерял», - «Медвежонок на прогулке». - «Как подружки котёнка спасли», - «Девочка и ёж». Составление с детьми рассказов по картине «Ежи». Задачи: - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием, составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; - упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему; - воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его. - развивать внимание, память. | Составление рассказов по картине «Ежи»: - внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); - рассуждать над её содержанием; - составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана; - внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; - оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.
- Игра-разминка «Осень». | Стендовая консультация «Давайте научим ребёнка, внимательно рассматривать картину» «Мастер-класс «Играя, развиваем речь детей» |
декабрь | Создание презентации «Картины для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял». Задачи: - формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); - упражнять в подборе прилагательных к существительному и в подборе слов, обозначающих действие; - развивать память, внимание. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял»: - составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу); - подбирать прилагательные к существительному, слова обозначающие действие; - выделять «зимние» слова. - Игра «Послушай и запомни; - Игра «Отгадай задуманное слово». | Папка – передвижка «Составляем рассказы по картинке» Памятка «Наши помощницы – весёлые картинки» |
январь | Создание презентации «Серии сюжетных картинок для составления рассказов детьми старшего дошкольного возраста» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке». Задачи: - формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; - составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. - упражнять в подборе слов близких по значению; - воспитывать умение внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа; - Развивать внимание память. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»: - составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; - составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; - подбирать слова близкие по значению; - внимательно слушать рассказ товарищей, следить за повествованием, во время вступать для продолжения рассказа. - Отгадывание кроссворда; | Круглый стол на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». |
февраль | Составление картотеки речевых игр «Играем, связную речь развиваем!» Составление с детьми рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасали». Задачи: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); - формировать умение выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; Формировать умение составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; - воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая. | Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котёнка спасли»: - внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью вопросов воспитателя); - выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; - составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений; - слушать друг друга, не перебивая. - Упражнение «Соедини по точкам»; - Игра «Предложения в шкатулке». | Мастер – класс «Приёмы обучения детей рассказыванию». Памятка «Играем вместе с ребёнком» (речевые игры). |
март | Составление с детьми рассказов по картине «Купание медвежат». Задачи: - Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием; - формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; - упражнять в подборе слов, близких по значению и в образовании окончаний прилагательных; - воспитывать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. | Составление рассказов по картине «Купание медвежат»: - внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя); - рассуждать над её содержанием; - составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план и литературный текст; - подбирать слова, близкие по значению; - слушать друг друга, дополнять ответы товарищей. - Игра «Умное эхо». | Гостиная «Заботливые родители – хорошие успехи». Памятка «И снова поиграем!». |
апрель | Педагогическая гостиная «Игры по развитию речи своими руками» Составление с детьми рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж». Задачи: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя) и озвучивать её; - формировать умение составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; - побуждать детей к придумыванию окончания рассказа; -упражнять в подборе слов на заданную тему; - воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; - договариваться и приходить к общему мнению. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Девочка и ёж»: - отгадывать загадки, аргументируя свой ответ; - внимательно рассматривать картинку, выделять в ней главную мысль и озвучивать её; - составлять целостный рассказ по сюжетным картинкам, пользуясь разными видами предложений; - придумывать окончание рассказа; - подбирать слова на заданную тему; - выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания; договариваться и приходить к общему мнению. - Отгадывание загадок; - Игра «Доскажи словечко». | Стендовая консультация «Красивая речь – залог успеха» |
май | Составление с детьми рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине. Задачи: - продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; - формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. - воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. Подготовка отчёта по самообразованию на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок». | Составление рассказов по (выбранной индивидуально ребёнком из картотеки) картине: - внимательно рассматривать картину; - рассуждать над её содержанием; - составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; - слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений. - Игра «Опиши предмет». | Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи» |
Формы отчёта.
- Презентация опыта «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок» на педсовете.
- Открытый показ ООД по развитию речи «Путешествие в страну правильной речи»
- Картотеки: «Картины для составления рассказов», «Серии сюжетных картинок для составления рассказов», «Играем, связную речь развиваем!»
Методическая литература.
1. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду/А. К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991.
2. Гербова В. «Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок», N 8, 1998 г.;
3. Гербова В. «Занятия по развитию речи», N 12, 1999 г.;
4. Гризик Т. «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи», N 6, 2000
5. Методические советы к программе «Детство»;
6. Статьи журнала «Дошкольное воспитание»;
7. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
8. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей»;
9. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. – Минск, 1976.
10. Ушакова О. «Развитие речи детей»;
11. Ушакова О., Щадрина Л. «Развивайте речь дошкольника», N 2, 1997 г.;
13. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников.
14. Ушакова О. С., Струнина Е. М.- М.: ТЦ «Сфера», 2007.
15. Ушакова О. С.Программа развития речи детей дошкольного возрастав детском саду/ О. С.Ушакова. - М.: ТЦ «Сфера»,2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок»
Борисова Светлана Александровна, воспитатель,МБДОУ Д/с «Дюймовочка»,Г. Абакана Методическая разработка«Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста через обучение состав...
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...
Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»
Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...
План самообразования "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине "
Самообразование...
Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов".
В данной статье рассказывается родителям как можно с помощью разных видов рассказывания способствовать развитию связной речи у детей....
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии картинок»
Проблема обучения детей рассказыванию достаточно актуальна.Для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должно быть сформировано умение связно высказывать свои мы...