«Экран достижений, как средство мотивации достижения успеха ребёнком дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
«Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopilka_dostizheniy.docx | 673.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Полянский детский сад «Сказка» муниципального образования
Рязанский муниципальный район Рязанской области
«Методическая разработка наглядного пособия по созданию успеха для каждого ребенка в условиях предметно-пространственной среды»
Воспитатели: Никифорова С.В.
Смирнова Е.С.
Цель: поддержка и развитие детской инициативы через демонстрацию успеха ребенка в разных видах деятельности.
Задачи:
- Создать специальные условия и ситуации, побуждающие ребенка к активной деятельности.
- Отмечать успехи и достижения ребенка, даже самые маленькие.
- Поддерживать у ребенка чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и способностей.
- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с ДОУ.
Актуальность:
Главный смысл деятельности образовательной организации в условиях ФГОС - создание каждому ребенку таких условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, веры в себя. И, как итог, получить свою «порцию аплодисментов». Всё это приводит к появлению у ребенка чувства радости и гордости, удовлетворения достигнутыми результатами своей активности, т.е. состояния успеха. Оно в свою очередь, является катализатором новых потребностей в позитивном успехе, увеличивая стремление самореализовать себя в коллективе и окружающей социальной среде.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Как обнаружили учёные, успешность не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причём уже с детского возраста, и становится относительно устойчивой в 5–6 лет. Для ребёнка этого возраста настолько значим успех, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности — уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания. Приобретённая потребность в достижении успеха в последующей жизни почти не меняется. Она оказывает весьма значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом. Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний и показывают низкий уровень тревожности. Такие дети развиваются быстрее по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успеха.
В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых для него взрослых - родителей, воспитателей. На разных этапах психического развития дошкольник по-разному реагирует на оценку своей деятельности. Установлено, что в возрасте от 3-х до 5-и лет у ребёнка наблюдаются неспецифические реагирования, в 6-7 лет – специфические (переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха - ее понижению).
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, мы ежедневно сталкивается с рефлексией: закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, тематический день или неделя. Как он прошел? Что узнал нового? Что получилось? Но не всегда удается услышать мнение каждого ребенка и даже если дети в группе включаются в обсуждение итогов информация об их достижениях не всегда доходит до родителей. И на вопрос родителей: «Что вы делали в детском саду?», они отвечают: «Играли». Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения и рассказать о них?
Исходя из этого, мы решили создать «Копилку достижений»
Прежде чем приступить к созданию «Копилки достижений», мы с детьми установили, критерии поощрения и подобрали к каждой деятельности соответствующие картинки.
- Дружеские отношения
- Активное участие на занятиях
- Трудовая деятельность в группе и на участке
- Заучивание стихотворений, пересказ сказок и т.д дома.
В конце каждого дня на общем сборе ребята озвучивают каких успехов и в какой деятельности они добились в течении дня и ставяткартинку за эту деятельность под своей фотографией .А в конце недели у кого больше картинок получает звездочку.
Мы не сравниваем успехи детей, но всегда обращаем внимание даже на незначительную динамику детей, испытывающих в чем-то затруднение, учим детей радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей.
Ценность «Копилки достижений»мы видим в том, что в нем все достижения видны самому воспитаннику, они становятся предметом его гордости, служат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности
Родители интересуются успехами детей, расспрашивая их, за что они получили ту или иную картинку, тем самым контролируя развитие своего ребенка и стимулируя его активность. С помощью «Копилки достижений» мы можем обратить внимание родителей, на трудности, которые возникают у ребенка и вмести найти возможности для помощи ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.
Дидактическая игра как средство воспитания и обучения ребёнка дошкольного возраста.Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом для...
Приёмы, методы и средства воздействия на агрессивность ребёнка дошкольного возраста.
Воздействие на агрессивного поведения, как и особых других нарушений начинается с первых дней жизни ребенка, поэтому мы предлагаем организовывать профилактическую деятельность через психологическое пр...
Индивидуализация педагогического взаимодействия как средство формирования психологической защищенности ребёнка дошкольного возраста
В статье затрагиваются вопросы индивидуализации педагогического взаимодействия педагогов ДОУ с детьми....
Целевые ориентиры дошкольного образования, как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.
Цель работы: рассмотреть целевые ориентиры дошкольного образования,как социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста....
Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"
Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)...
ИКТ как средство достижения эффективных результатов в физическом развитии детей дошкольного возраста.
В последнее время в России происходит бурное развитие современных информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс, что накладывает определенный отпечаток на развитие личности соврем...
Живые мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей дошкольного возраста с нарушением речи
В данном материале раскрыты сложности запоминания стихоторений детьми и предложены "живые" мнемотаблицы, которые делают процесс разучивания стихотворений интересным и эмоциональ...