Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Медведева Анжела Викторовна

Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

А.В. Медведева

воспитатель МБДОУ № 25, г. Канск

На современном этапе развития дошкольного образования, появляются новые технологии организации образовательной деятельности с детьми. Но как выбрать технологию, которая позволит развивать познавательный интерес, познавательные действия и при этом реализовать творческие способности воспитанников, применить имеющиеся умения и навыки в практической деятельности. Именно организация исследовательской деятельности с детьми является одним из основных способов формирования у детей умения самостоятельно получать, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения.

Основой организации деятельности в «Детской лаборатории» является эвристическое обучение. В его основе лежит игра, как форма обучения детей, как активное исследование неизвестного и применение обретённых в процессе игры навыков и знаний.  

        В процессе экспериментирования дошкольники: осознают базовые естественно-научные законы; создают базу для логического мышления, в то время, когда упорядочивают и разделяют на категории предметы; пробуя и повторяя многошаговые игровые действия, получают понимание о причинно-следственных связях, знания эти будут применяться ими в дальнейшем; в игре испытывают психоэмоциональные переживания, развивая свою социальную компетентность; развивают и тренируют двигательные способности,  одновременно развивая сферу чувств.

Исследовательская деятельность организуется по запросу детей, с использованием методики «Трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Что можем сделать?). Использование этой методики позволяет детям, в рамках проекта, самостоятельно планировать свою деятельность для достижения желаемого результата. Бывают такие вопросы, ответы на которые не требуют реализации проекта. Например, был такой вопрос: Зачем проращивают горох перед посадкой? Эксперимент мы перенесли в огород. Посадили грядку проросшего гороха, и грядку не проросшего. И наблюдали в течении недели. Вывод: проросший горох быстрее всходит, значит быстрее получим урожай.

Я хочу поделиться своим опытом по организации деятельности в «Детской лаборатории». В любой лаборатории есть определённые правила поведения (работать только в специальной одежде, не разговаривать, внимательно слушать, смотреть, нельзя пробовать). Правила дети придумали сами, самостоятельно зарисовали с помощью символов и соблюдают в процессе исследовательской деятельности.

Дети всегда очень любознательны, им в голову приходят такие креативные идеи, которые взрослым могут показаться абсурдными. Например, можно ли рисовать на молоке? Ответ на этот вопрос мои воспитанники получили в процессе проведения серии экспериментов в «Детской лаборатории».  

Для этого эксперимента мы использовали простые и безопасные ингредиенты.  Нам понадобилось молоко комнатной температуры, мука, клей ПВА и колер. Итак, в тарелку с молоком, добавили муку и клей (это для того чтобы краска держалась на поверхности молока). Все ингредиенты смешали до однородной массы. Молоко готово. Приступили к рисованию. Кончик кисточки опустили в краску и слегка дотронулись до поверхности молока. Не забывали смывать краску с кисточки, когда набирали другую. Такая деятельность не только увлекательна, но и способствует развитию мелкой моторики, усидчивости, развивает эстетическое восприятие.

Дети могут не только нарисовать на молоке, но перенести рисунок на бумагу. Для этого необходимо вырезать круг из альбомного листа такого же диаметра, как и диаметр тарелочки в которой рисовали. Аккуратно опустить круг на поверхность и как только края начнут подниматься вверх, берем осторожно за края переворачиваем и кладем на ровную поверхность, пока не высохнет рисунок, так как краска начнет растекаться.  

Пока краски сохнут, продолжаем удивляться вместе с детьми волшебному танцу красок. Для этого нам понадобилось средство для мытья посуды. На ватную палочку набираем средство для мытья посуды и дотрагиваемся до краски. Чем процент жидкости молока больше, тем активнее и длительнее будет перемещения красок.

Возвращаемся к рисункам. В этот момент детской фантазии нет предела: кто-то видит на одном из рисунков рельеф какой-то неизвестной планеты; кто-то карту еще неизученной части земного шара (можете придумать с детьми название для всех островов морей на этой карте); кто-то несуществующее растение и многое другое.

Таким образом, организация образовательной деятельности в форме «Детской лаборатории» позволяет не только формировать познавательный интерес, познавательные действия ребёнка, но и развивать его творческие способности.

Библиографический список

  1. Бостельман А., Финк М. «Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей младшего дошкольного возраста: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования»; под ред. С.Н. Бондаревой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015
  2. Давыдова Г.И. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 1. – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
  3. Давыдова Г.И. «Нетрадиционная техника рисования в детском саду». Часть 2. – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 72 с.
  4. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с Дошкольниками/Центр педагогического образования, 2018.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»

1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...

Лэпбук, как средство формирования у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях.

В данном материале представлен опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о профессиях по средствам использования лэпбука как формы совместной деятельно...

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....