«Возможности применения набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в ДОУ"
презентация
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Малышок»
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
«Возможности применения набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в ДОУ
Подготовила: Морозова Евгения Сергеевна,
воспитатель МБДОУ д/с «Малышок»
2023 г.
Слайд 1 Титульный лист.
Слайд 2
Цель:
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Задачи:
- Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
- Сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фребеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
- Вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
- Показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Слайд 3
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:
1. Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
2. Используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
3. Игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.
Слайд 4
Фридрих Вильгельм Август Фребель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста, исходил из того, что дети - цветы и воспитывать их должны «добрые садовницы». Создатель понятия «детский сад». Первым, кто рассмотрел игру, как ведущий вид деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
«Игра – это не ребячество, а высший уровень развития ребёнка.»
Фридрих Фребель
Слайд 5
«Дары Ф. Фребеля» – самый первый обучающий (дидактический) материал для детей дошкольного возраста в мире, который известен и используется до сих пор.
Технология «Дары Фребеля» – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность. По его мнению, игра способствует развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.
Комплект методических пособий с игровым набором «Дары Фребеля» полностью соответствует с ФГОС ДО. Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта - дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей. Спектр действий со всеми образовательными комплектами не ограничивается методикой, предложенной Ф. Фребелем – педагог вправе проявить свое творчество и фантазию, где и как он мог бы использовать тот или иной комплект, или продумать их интеграцию, дополнить их собственными заданиями. Игровой набор легко согласовывается с любой образовательной программой ДОУ.
Слайд 6
Фребель верил, что все эти игровые материалы наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Первоначально было всего 6 «даров», в настоящее время в игровой набор «Дары Фребеля» входит 14 модулей с точно такими же образовательными функциями. Набор Фребеля — это последовательная система развития. Шаг за шагом ребенок идет от объемных тел к поверхностям, от поверхностей к линиям, от линий к точкам.
Слайд 7
Этапы работы с «Дарами Фребеля»
- Визуальное обследование «дара» как целого;
- Свободная игра ребенка с «даром»;
- Обыгрывание постройки и связь ее с предметным и социальным окружением ребенка;
- Самостоятельные постройки ребенка из нового строительного материала;
- Совместные постройки и с помощью педагога;
- Строительство по образцу;
- Строительство и перестроение: большое – маленькое, трансформация одного предмета в другой или же предоставление предмету новых качеств, свойств, построение предмета с заданными свойствами.
Формы организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Слайд 8 – 10 Первый дар: «Шерстяные мячики» (с 3 мес)
Небольшие мячи, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый (т. е. цвета радуги) и белый. Каждый шар — мяч на ниточке. Фридрих объяснял, что мягкий шар — самый удобный для нежной детской ручки предмет. Неразвитые пальцы еще не умеют удерживать твердые угловатые предметы, такие как кубики, поэтому для этих целей лучше всего использовать мячи из шерсти. В игре с мячиками у ребенка развиваются мелкая моторика, внимание, память, первичное понимание формы, ребенок обучается рассматриванию одного и того же предмета выделяя его различные качества (величина, цвет, форма, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т.д.); с помощью мячиков, подвешенных на нитях, ребенок обучается направлению движения предмета в различные стороны; закрепление опыта основ движения (вправо, влево, вперед, назад, вверх, вниз) и формирует у ребенка пространственную ориентацию.
Слайд 11 – 12 Второй дар: «Основные тела» (с 2 лет)
Основные тела: куб, цилиндр и шар. Шар – круглый, как его ни установи на ровной поверхности, он не останется на месте, рассматривается Фребелем как символ движения, кубик же — квадратный и устойчивый, это символ покоя, на какую сторону его ни положи, он будет оставаться на своем месте, и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной или вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен. Кубик своей формой и устойчивостью является противоположностью шара. Ребенок знакомится с формами и свойствами предметов; развиваются исследовательские навыки, память, мышление, тактильные ощущения, с помощью фигур, подвешенных на нитях, обучаем направлению движения предмета в различные стороны. Подобные занятия закрепляют опыт основы движения (вправо, влево, вперёд, назад, вверх, вниз) и формируют у ребёнка пространственную ориентацию.
Слайд 13 Третий дар: «Куб из кубиков» (с 3 лет)
Кубик, который был разделен на восемь кубиков. Обучаясь с этим кубом, ребенок познает, что каждый предмет может состоять из разных частей, дает представление о целом и его составляющих («целое», «половина», «четверть»), помогает объяснить сложение, вычитание, части, дает понимание симметрии, развивает координацию рук, развивает творческие способности, учится собирать большие предметы из маленьких частей, строить из кубиков, различно их комбинируя.
Слайд 14 Четвертый дар: «Куб из брусков» (с 3 лет)
Дар четвертый: куб, разделенный на 8 брусочков. Обучаясь с этим «даром», у ребенка развивается пространственное мышление; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно моторной координации, умения исследовать, рассуждать, сравнивать, делать выводы. Этот дар дополняет другой куб. Вместе они значительно расширяют возможности ребенка для строительства новых фигур. Но этот — чуть сложнее, у его частей другая форма. Объединяя детали обоих кубов, ребенок может составлять фигуры с пустыми пространствами, лучше усваивать геометрию предметов. Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок уже освоился, не изымаются.
Слайд 15 Пятый дар «Кубики и призмы» (с 4 лет)
Куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части — призмы, три разделены на 2 половины, другие три — на 4 части. В итоге набор включает 39 частей. Этот набор знакомит с понятиями квадрата и треугольника с объемными формами (куб и треугольная призма); развивает воображение; зрительно-моторную координацию, конструкторские способности; расширяет восприятие мира. Занимаясь с этим даром, ребенок обучается более сложным задачам, благодаря этому развивается пространственное мышление и моторика рук. Разнообразие фигур дает пространство для воображения, ребенок лучше использует творческие навыки и фантазию.
Слайд 16 Шестой дар «Кубики, столбики, кирпичики» (с 5 лет)
Дар шестой - кубики, столбики и кирпичики (куб, разделенный на 27 кубиков, шесть из которых разделены на более мелкие части. Итоговое количество деталей в наборе — 33 шт. Этот набор позволяет при конструировании воспроизводить объекты достаточно высокого уровня реализма, толщина плиток позволяет конструкциям в большей степени походить на настоящие, развивает пространственное мышление, воображение, учит выполнять различные строительные комбинации, анализировать, сравнивать, рассуждать, развивает понимание того, что можно творить, путем преобразования старой постройки. Вместе 4 набора составляют большой и сложный конструктор, состоящий из простых геометрических фигур.
Слайд 17 – 18 Седьмой дар «Цветные фигуры» (с 5 лет)
Цветные фигуры: набор плоских дощечек, изготовленных из дерева. Содержит 8 геометрических форм. До сих пор ребенок понимал поверхность, как часть твердых тел. Теперь плоские дощечки вводят понятие поверхности или плоскости, как отдельный объект. Это переход от твердого тела к плоской поверхности. Этот «дар» демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию, с этим даром ребенок изучает различные плоскостные геометрические фигуры, тренирует мелкую моторику, зрительно-моторную координацию рук, развивает речевые способности и игровую деятельность.
Слайд 19 – 20 Восьмой дар «Палочки» (с 4 лет).
Дар восьмой: деревянные палочки разной длины, 2.5 см, 5 см, 7.5 см, 10 см, 12.5 и 15 см. С помощью данного «дара» у ребенка развивается мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация, навыки сортировки и упорядочивания фигур по цвету, по форме, соотношение количества и размера, обучение счёту, использование палочек в качестве счётного материала, выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание, развитие творческих способностей- составление различных узоров и картинок, развитие речевых способностей и самостоятельной игровой деятельности ребёнка, демонстрируется линия и вводится понятие «длина».
Слайд 21 – 22 Девятый дар «Кольца и полукольца» (с 4 лет).
Девятый дар – кольца и полукольца, малые, средние, большие. Кольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. Полукольца диаметром 2.5 см, 3.8 см и 5 см. С помощью данного модуля ребенок знакомится с «кривой», развивается мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация, навыки счета, сравнения фигур по цвету, размеру, речевые способности, творческие способности, игровая деятельность, навыки составление различных узоров и картинок.
Слайд 23 – 24 Десятый дар «Фишки» (с 5 лет).
Десятый дар: фишки разного цвета, диаметр – 10 мм, высота – 5 мм, восьми цветов. Мелкие разноцветные фишки для представления точки. С помощью данного модуля у детей формируются навыки счета (использование фишек в качестве счетного материала), выполнение простейших математических действий (сложение и вычитание), сортировка и упорядочивание фигур по цвету, развитие творческих способностей – составление различных узоров и картинок, развитие игровой деятельности ребенка.
Слайд 25 – 26 Одиннадцатый дар(J1) «Цветные тела» (с 3лет).
Дар 11 (J1) – Цветные геометрические фигуры: куб, шар, цилиндр с отверстием. Шнурок для нанизывания. С помощью данного модуля у детей развивается мелкая моторика рук, сенсомоторные навыки, умения классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задания по образцу, речевые способности и игровая деятельность ребенка, формируются предпосылки изучения различных геометрических форм.
Слайд 27 – 28 Двенадцатый дар(J2) «Мозаика. Шнуровка» (с 2лет).
Дар 12 (J2) – Синее перфорированное поле 10 х10 ячеек, разноцветные продолговатые фишки на ножках (6 цветов) и 6 шнурков разного цвета. Может применяться для игр с детьми 2 лет. С помощью данного модуля развивается мелкая моторика рук, сенсомоторные навыки, умение действовать самостоятельно или по заданному образцу, изучение комбинаций форм и цветов, речевых способностей и игровой деятельности ребенка, математических представлений.
Слайд 29 Тринадцатый дар (5B) «Башенки» (с 3 лет)
Дар13 (5B) - Кубики, треугольные призмы и полуцилиндры, а также кубы с вырезом под цилиндр. С помощью данного модуля дети знакомятся с математическими понятиями «целое», «часть», «половина»; с треугольной призмой, полуцилиндром, кубом, развиваются навыки конструирования, речевые способности и игровая деятельность, объединение с модулями 3-6 позволяет создавать сложные конструкции.
Слайд 30 - 31 Четырнадцатый дар (5Р) «Арки и цифры» (с 4 лет).
Дар 14(5P) – 3 разрезанных цилиндра (дуги – 75 мм, дуги – 50 мм., дуги – 25 мм.) и 9 кубиков с цифрами 0 – 1 – 2 – 3, 0 – 4 – 5 – 6, 0 – 7 – 8 – 9, в кубиках имеются отверстия. С помощью данного дара дети знакомятся с цифрой, развивается мелкая моторики рук и сенсомоторные навыки, творческие способности – составление различных узоров и картинок, подготовка руки к рисованию и письму, речевые способности и самостоятельная игровая деятельность ребенка.
Слайд 32 Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми способствует:
- развитию социальных и коммуникативных умений, сенсорных навыков, познавательной активности, расширению кругозора;
- развитию мелкой моторики, координации движений, ловкости;
- развитию познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- развитию элементарных математических представлений, ориентации в пространстве;
- развитию диалогической речи, умения сотрудничать, договариваться друг с другом;
- развитию логических способностей, восприятия, мышления, внимания, памяти, навыков планирования;
- развитию потребности взаимодействия с окружающим миром.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игрового набора "Дары Фребеля" при знакомстве дошкольников с элементами чувашской вышивки в старшей группе
использование игрового набора "Дары Фребеля" как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки...
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование по использованию игрового набора "Дары Фребеля" в развитии познавательных процессов старших дошкольников....
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.
laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....
Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в ДОУ
Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование...
Образовательная деятельность в старшей группе «Весна пришла» с применением игрового набора «Дары Фребеля»
Представлен конспект по математике в старшей группе....
Занятие-игра с детьми старшей группы «Красная шапочка» с применением набора «Дары Фребеля»
Занятие-игра с детьми старшей группы«Красная шапочка» с применением набора «Дары Фребеля»...
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»
Задачи:•Познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля...