Проект создания мини-музея "В гостях у сказки"
проект (младшая группа) по теме
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_.docx | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
Проект создания мини-музея
«В гостях у сказки»
для детей дошкольного возраста
подготовила
воспитатель
Грекина Т. Л
г. Братск
2016 г.
Проект по созданию мини-музея в группе «В гостях у сказки»
Актуальность и значимость проекта.
Многие из нас с детства помнят строки С. Михалкова:
«В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора.
– Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра».
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. В.Г Белинский писал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики.
С целью изучения преемственности народных традиций от поколения к поколению мною было проведено экспресс-анкетирование родителей, в котором наибольший интерес вызвали исследования по изучению сказочных предпочтений взрослых и детей. На вопрос: «Какую сказку в детстве вы любили больше всего? И почему?», было установлено, что любимыми сказками родителей в детстве были следующие произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золушка», «Три медведя», «Курочка-Ряба». На этот же вопрос детьми был дан следующий ответ: «Шрек», «Черепашки - ниндзя», «Ледниковый период», «Русалочка», «Человек - паук». Сравнительный анализ выбора любимой сказки показал, что родители в детстве более всего любили волшебные сказки, а интерес детей к русским народным сказкам значительно снижен. В связи с этой проблемой появилась необходимость, учитывая все особенности детей дошкольного возраста определить задачи по ознакомлению детей с русской народной сказкой и авторской сказкой, пути их реализации для полноценного развития личности каждого ребенка.
Мини - музей «В гостях у сказки» ориентирован на детей дошкольного возраста, позволяет формировать патриотическое сознание, нравственные качества личности. Значимость мини - музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Цель проекта:
Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини - музея.
Задачи:
- формировать условия для творческой самореализации ребенка на основе работы с экспонатами музея;
- систематизировать усиление потенциальных творческих способностей ребенка, которые
помогут максимально развить и реализовать его творческий потенциал, креативность,
способствовать социализации;
- развить познавательные способности и познавательную деятельность;
- формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- воспитание личности ребенка на основе вечных нравственных ценностей;
- организация и проведение исследовательской работы воспитанников в процессе создания музейного фонда;
- оптимизировать интерес к чтению художественной литературы;
- расширить кругозор детей, познакомить с музеями;
- поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии сказок;
- включить родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
Принципы:
- Наглядности;
- Доступности;
- Вариативности;
- Интерактивности;
- Многофункциональности;
- Переемственности.
Образовательные области:
Социализация, коммуникация, познание, безопасность, труд, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка.
Предполагаемые результаты:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к сказкам;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Тип проекта: информационно-творческий
Участники проекта.
Дети младшей группы, семьи воспитанников, воспитатели
Сроки реализации проекта:
Программа реализации проекта
Этапы проекта | Содержание работы | Участники | Сроки исполнения |
I этап (аналитический) | Выявление проблемы; -Определение темы и цели проекта; -Анализ литературы, методических пособий, обсуждение с педагогами, родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта; -Проведение опроса воспитанников и их родителей для выявления желания принятия участия в создании музея «В гостях у сказки» | Воспитатели: Грекина Т.Л Минченко А.И Старший воспитатель: Соколова Н.В Музыкальный руководитель: Коротий С.М Родители воспитанников, дети младшей группы. | Октябрь |
II этап(организационный) | - Разработка плана создания мини-музея; - Определение сроков и участников проекта; - Подбор источников информации; - Выбор места для размещения музея и дизайн оформления; - Подбор, изготовление экспонатов для музея, регистрация их в каталоге. - Оформление визитной карточки мини-музея - Отбор приемлемых методов и приемов работы; - Разработка перспективного плана по использованию музея в повседневной деятельности детей и педагога.
| Воспитатели: Грекина. Т.Л Минченко А.И | Ноябрь- январь. |
III этап (практический) | Апробация системы по использованию мини-музея «В гостях у сказки» в повседневной деятельности детей и педагога. В практический этап включаются занятия: Ознакомительная экскурсия, Занятия – экскурсии, Исследовательская деятельность; Творческие задания, Игры музейного содержания Беседы: Театрализованные игры: Чтение художественной литературы: Музыкальная деятельность: Постановка сказок: Занятия с использованием экспонатов музея. | Воспитатели: Грекина Т.Л, Минченко А.И, Зверева И.П Музыкальный руководитель: Коротий С.М, родители, дети младшей группы. | Февраль-май 2016г |
IV этап(итоговый) | Определение результативности проекта. Продукт проекта: мини-музей «В гостях у сказки», паспорт музея, презентация музея, конспекты занятий. | Воспитатели: Грекина Т.Л Минченко А.И Ст. воспитатель: Соколова Н.В Родители. | Май 2016 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы в ДОУ"
Проект расчитан на учебный год. В рамках проекта педагог, дети, родители создают удивительные экспонаты для мини-музея народных кукол, а так же знакомятся с забытыми русскими традициями.[[{"type":"med...
Конкурс. Проект "Создание мини-музея «Календари» с использованием ТРИЗ технологий»
Авторский коллектив: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад «Журавушка»Куропатина Татьяна Леонидовна, воспитатель,Корниенко Елена Николае...
Проект «Создание мини – музея «КОМИ КУЛЬТУРА»»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения....
Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»
Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...
Проект мини-музея «В гостях у сказки»
Цель проекта: формировать у детей интерес и любовь к сказкам....
Проект по созданию мини-музея «В гостях у деревянной игрушки» для детей раннего возраста(2-3 лет)
Цель проекта: Обогащение воспитательно–образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями Задачи:1....
Проект мини - музея «В гостях у сказки»
Актуальность.Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для дете...