проект "Создание мини музея "Я - Городовиковец"
проект (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Создание музейной комнаты в ДОУ»
Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей. В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
В нашем детском саду мы работаем над созданием этнографического музея. Во многом помощь родителей и творческое, ответственное отношение педагогов к его созданию определили его содержание и дизайнерское оформление.
Данный проект направлен на обогащение развивающей среды ДОУ, создание коллективом педагогов дошкольного учреждения, детей и родителей музейной комнаты в ДОУ и организацию работы по формированию краеведческих представлений у дошкольников в пространстве музейной комнаты; предполагает воспитание у детей любви к малой Родине и краю.
Гипотеза. Вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации музейной комнаты позволит систематизировать работу по изучению родного города и края.
Цель: Разработка и создание музейной комнаты в детском саду.
Задачи:
С педагогами:
1) совершенствовать традиционные, разработать и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики;
2) повышение профессионализма педагогов в работе по формированию краеведческих представлений;
3) разработать положение, пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1) знакомить с музейной культурой Городовиковска
2) способствовать формированию интереса и любви к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;
3) развивать познавательный интерес к истории, культуре и традициям Калмыкии
4) содействовать воспитанию гражданственности.
С родителями:
1) заинтересовать родителей в создании музейной комнаты,
2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной деятельности.
При создании и разработке мини-музея мы опираемся на основные компоненты образовательной среды детского музея:
- материальный компонент: оформление музея, дизайн, фондовые коллекции музея, оборудование;
- проектно-процессуальный компонент: информационный элемент (первоисточники), технологический (образовательные технологии), результативный элемент (мониторинг уровня развития, оценка, анализ);
- личностный компонент: музей позволяет детям быть активными, бережно относясь к предмету, даёт возможность узнать, не заучивая что-то, раскрывая свои потенциальные творческие способности.
Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно. Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).
Задачи, решаемые в процессе деятельности в рамках мини-музея, созвучны с основными задачами современных комплексных программ.
В музее будут представлены любые предметы, в том числе выполненные детьми, отражающие прошлое, настоящее и будущее Городовиковска. Основной критерий отбора: экспонаты должны вызывать у детей интерес, удивлять, провоцировать желание задавать вопросы и искать ответы.
Активными участниками в создании мини-музея, соавторами и творцами экспозиций являются дети и родители.
Участники:
- заведующий ДОУ
- воспитатели и музыкальный руководитель;
- воспитанники детского сада,
- родители,
- социальные партнёры: сотрудники районного краеведческого музея, детской библиотеки, Дома творчества детей.
Тип проекта: долгосрочный.
Проект будет реализован в три этапа:
1. подготовительный,
2. практический,
3. заключительный.
На подготовительном этапе определяется стратегия реализации проекта (определяется цель, задачи, направления работы, результативность), решаются организационные вопросы.
Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий:
1. Организационно-методическая работа педагогов
- Изучение литературы по музейной педагогике.
- Составление положения о музейной комнате.
- Создание пакета методических материалов по созданию мини-музеев в ДОУ. Консультация для педагогов по созданию и организации работы музейной комнаты руководителем музея МКОУ К СОШ
- Составление картотеки описания экспонатов.
- Разработка системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея.
- Взаимопросмотр открытых мероприятий по организации работы в мини-музее.
- Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности
2. Организация работы с детьми
- Мониторинг знаний детей о музее (устный опрос)
- Посещение музеев Городовиковского района с детьми («Районного историко-краеведческого музея», МКОУ КСОШ).
- Экскурсии в детскую библиотеку, Экскурсии в районный Дом детского творчества
- Образовательная деятельность в музее ДОУ (экскурсии, беседы, исследование,
- Беседы с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании
- Формирование коллекций
- Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей
3. Взаимодействие с родителями.
- Анкетирование родителей с целью выявления педагогической ориентации по музейной педагогике.
- Информация для родителей на тему «Воспитание любви к родному краю в детском саду и семье», «Роль музея в развитии познавательной активности детей».
- Вовлечение родителей в формирование коллекций, создание экспозиций, сбор информации.
- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры Городовиковска.
- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ
- Анкетирование родителей по результатам создания мини-музея, его роли в развитии детей.
Для этого во время практического этапа будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования деятельности в рамках музейной комнаты.
Организация познавательно-исследовательской деятельности в рамках музейной комнаты будет осуществляться через:
- формирование и организацию коллекций,
- совместная исследовательская и творческая деятельность, метод чувственного восприятия (сенсорный опыт);
- взаимодействие с предметной средой музея.
Музейная комната станет местом изучения быта казаков, познания истории Городовиковска и Калмыкии
На заключительном этапе будут проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Результаты реализации проекта будут представлены через:
- показ открытых мероприятий в рамках проекта,
- разработки информационно-методических материалов о музейных экспонатах,
- выпуск брошюры с методическими материалами организации работы с воспитанниками в музейной комнате,
- размещение методических материалов на сайте МКДОУ д/с «Сказка»
На подготовительном и заключительном этапе проекта проводят мониторинг через анкетирование педагогов и родителей, мониторинг знаний, умений и навыков детей.
Вопросы для беседы с ребенком:
- Для чего нужен музей?
- Что хранится в музее?
- Что можно делать с экспонатами?
- Какие правила поведения в музее ты знаешь?
Предполагаемый результат.
С педагогами:
1. Создание музейной комнаты в ДОУ.
2. Овладение педагогов практическими навыками в организации работы по формированию краеведческих представлений.
3. Разработка положения, пакета методических материалов, системы планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея.
С детьми:
1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае.
2. Проявление интереса к истории, культуре и традициям Краснодарского края.
3. Повышение познавательной активности детей в познании родной станицы, края.
С родителями:
1. Активное участие родителей в сборе, создании экспонатов, оформлении музейной комнаты.
Планы на будущее
В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога ДОУ. Организовать работу по распространению педагогического опыта работы ДОУ по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Проект мини-музей «Мир воздуха » Руководитель мини-музея: Горкина С.С.- воспитатель первой категории р.п. Пышма МБДОУ ПГО « Пышминский детский сад № 7».
Наименование мини-музея: мини-музей «Мир воздуха »Профиль музея: познавательно- исследовательский. Цель:Изучение детьми воздуха и способы его обнаружения.Формировать осоз...
Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"
Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...
«Организация мини-музея в ДОУ. Особенности местоположения мини – музеев в ДОУ.»
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество ...
Организация мини – музея в старшей группе «Я – экскурсовод» (в мини – музее «Животные Севера»)
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей об особенностях природы и жизни животных и птиц Крайнего севера.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с особенностями природы Крайнего севера.- расш...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...
Организация мини - музея в старшей группе "Я - экскурсовод" ( в мини - музее «Золотая Хохлома»)
Цель: Познакомить детей с видом народного промысла хохломой. Задачи: Образовательные: Р...