Проект "Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Проект расчитан на учебный год. В рамках проекта педагог, дети, родители создают удивительные экспонаты для мини-музея народных кукол, а так же знакомятся с забытыми русскими традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sozdanie_mini-muzeya_trad._tryap._kukly_v_dou.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5
г. Армавир.
Проект
«Мини-музей традиционной тряпичной куклы».
Срок реализации: 01.09.2014-31.05.2015.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.
Автор проекта: Кирюшатова Татьяна Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №5.
Проблема: Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. С давних времен кукол делали из травы, веточек, лоскутов. Они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
В настоящее время рынок игрушек поражает изобилием интересных, ярких, но порой
бесполезных, а иногда и вредных игрушек, с точки зрения воспитания и развития детей.
Какую же игрушку выбрать? Есть ли в современном мире место рукотворным куклам и другим подобным игрушкам?
Работать над этими проблемами необходимо. И одним из возможных
путей решения является изучение народной куклы в игре современных дошкольников.
Актуальность: Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями, национальной культурой. Народная игровая кукла, как и игрушка вообще, является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Народная кукла способствует передаче ребенку нравственных, символических, мифологических знаний. Эта игрушка по-своему уникальна, содержит символические знания предыдущих поколений.
Народная кукла – это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Являясь образцом человека, она позволяет играющему с ней ребенку, подражать миру взрослых отношений. В игре с народной куклой ребенок познает окружающий мир, учится выражать свои чувства, у ребенка появляются навыки общения.
Кроме всего прочего, тряпичная народная кукла – это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному и текстильному дизайну.
Цель проекта: Создание мини-музея традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
─ Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
─ Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы.
─ Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умения самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.
─ Развивать мелкую моторику рук.
─ Развивать у детей индивидуальные творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству.
─ Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов и украшения для изготовления народных кукол.
─ Обогащать словарный запас, знакомя с новыми словами и их значениями: кукла-оберег, рукодельница, фартук, сорочка, тесьма, повойник и т.д.
─ Стимулировать развитие коммуникативных навыков и дружелюбия.
- Привлечь родителей к изготовлению экспонатов для мини-музея.
Методы проекта: Творческий, наглядный, досуговый, практический.
План работы по созданию мини-музея:
Подготовительный этап:
Содержание работы | Срок реализации |
Знакомство детей с видами тряпичных кукол, а так же с историей их изготовления. | В течение года |
Разучивание колыбельных песен, уговорушек, закличек, пословиц, поговорок, потешек, народных подвижных игр. | В течение года |
Чтение художественных произведений о народных куклах. | В течение года |
Знакомство детей с историей появления кукол на кубанской земле. | Сентябрь-октябрь 2014г. |
Беседы об истории создания кукол, о традициях, семейных событиях или праздниках, связанных с той или иной куклой. | Октябрь-ноябрь 2014г. |
Работа в творческой мастерской по изготовлению кукол по схемам и рисункам. | Согласно плана работы творческой мастерской |
Рассматривание иллюстраций с изображением кукол. | В течении года. |
Оформление альбома "Русский народный костюм". Рассматривание отдельных деталей одежды, элементов вышивки, кружев, тесьмы и прочей отделки. | Декабрь 2014г. |
Изготовление обрядовой куклы Кувадки. Участие в международной миротворческой акции "Гирлянда дружбы" в Интернет портале. Оформление декоративного панно "Куколка Кувадка - символ дружбы и мира" | Январь 2015г. |
Экскурсия в мини-музей кубанского быта. Знакомство с ремеслами и промыслами кубанских казаков. Рассматривание казачьих костюмов, головных уборов, обуви. | Февраль 2015г. |
Заочная экскурсия в музей народных кукол с использованием Интернет-ресурсов. | Март 2015 |
Заочное путешествие «Куклы разных стран» с использованием Интернет-ресурсов. | Апрель 2015г. |
Театрализованная деятельность «Петрушка в гостях у ребят» | Май 2015 г. |
Основной этап:
Содержание работы | Срок реализации |
Оформление мини-музея традиционной тряпичной куклы | Май 2015г. |
Оформление картотеки экспонатов мини-музея с фотографиями и подробным описанием кукол, их значением в обрядах и культурных традициях русского народа. | Апрель-май 2015г. |
Заключительный этап.
Содержание работы | Срок реализации |
Мультимедийная презентация мини-музея | Май 2015 г. |
Работа с родителями:
─ Консультация: «Роль народной тряпичной куклы в воспитании и развитии детей". Мастер-класс: изготовление куколки-кувадки.
─ Консультация: «Народная лоскутная кукла как источник детского художественного творчества»
─ Консультация "История появления кукол на кубанской земле. Мастер-класс "Кукла из кукурузных листьев"
Предполагаемый результат:
─ Оформлен «Мини-музей традиционной тряпичной куклы".
─ Собран дидактический и методический материал по теме «Традиционная тряпичная кукла».
─ У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для её изготовления.
─У детей выработан интерес к изучению исторического прошлого русского народа, народных традиций, к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
Список используемой литературы:
1."Традиционная тряпичная кукла" Н.В. Шайдурова, Санкт-Петербург, 2011 г.
2. «Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет» О.Р.Меремьянина. Волгоград, 2013 г.
2. «Мини-музей в детском саду» Н. Рыжкова, Москва, 2008 г.
3. «Проектная деятельность в детском саду: родители и дети», М.А. Захарова, Е.В. Костина, Москва, 2010
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5
г. Армавир.
Долгосрочный проект
«Мини-музей традиционной тряпичной куклы».
Автор проекта: Кирюшатова Татьяна Николаевна - воспитатель МБДОУ д/с №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Делаем с детьми традиционную тряпичную куклу.
Все мы, даже став взрослыми, помним своих любимых кукол. Не все из них были красавицами. Многие были потрёпанными, в стареньких платьях, но любимыми. Эта память греет наше сердце. У кукол очень древня...
«Роль русской традиционной тряпичной куклы в жизни ребенка»
Статья педагога дополнительного образования ГБДОУ №136 компенсирующего вида Выборгского района Санкт-Петербурга Маслинских А.В....
Проект в подготовительной к школе группы «Изготовление традиционной тряпичной куклы».
Данный проект представляет собой исследование традиционной тряпичной куклы, как элемента народной художественной культуры, средства народной педагогики, с помощью которого ребёнок и ...
«Изготовление традиционной тряпичной куклы».
Цель работы: Познакомиться с традиционной тряпичной куклой, ее происхождением и способами изготовления.Задачи: 1) Изучить народные традиции, связанные с историей возникновения традиционной тряпичной к...
Консультация для родителей "Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей"
Данная консультация о роли и значении тряпичной куклы в воспитании дошкольников. "Кто в куклы не играл - тот детства не видал"...
Традиционная тряпичная кукла
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Кукла – знак человека. Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвова...
Изготовление русской традиционной тряпичной куклы Кукла Колокольчик
Задачи: Приобщать детей к традиционной культуре России. Развить интерес к истокам народного творчества.Учиться мастерить куклу из лоскутков ткани. Формировать у детей эстетический вкус, развивать...