Самообразование
календарно-тематическое планирование
План работы
по самообразованию на тему
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Срок реализации: сентябрь 2021г.- май 2024г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2021-2024g.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №176 «Сказка»
План работы
по самообразованию на тему
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям»
Воспитатель: Елсукова С.В.
высшей квалификационной категории
Срок реализации: сентябрь 2021- май 2024 г.
2021г.
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
Академик Г. Н. Волков
Актуальность темы
Современные концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процессе развития ребенка.
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Сохранение и развитие культуры и семейных традиций каждого народа актуально для многонациональной России.
Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.
Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу.
Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей к народной культуре.
Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.
У каждого человека образ Родины должен формироваться из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к родине. Великий образ Родины должен поэтапно формироваться в душе каждого ребенка.
Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Поэтому я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре, к семейным традициям.
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику на начало и конец самообразования;
- Организовать работу с детьми, включив в неё элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры».
- Подготовить консультации для родителей;
- Подготовить материал и провести мастер-классы для педагогов:
Задачи по реализации самообразования в работе с детьми:
- Сформировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Ожидаемый результат:
Планирование самообразования по этому направлению позволит
познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.
Одно из условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурными традициями – это соблюдение принципа средового подхода, предполагающего создание обогащённого пространства предметно – развивающей среды, обеспечивающей погружение ребёнка в социально – культурный опыт народа.
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества, в них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении.
Изучение фольклорных игр, песен, хороводов, уходящие своими корнями в древность, помогают прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Опыт приобретенный в результате самообразования показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Индивидуальный план самообразования
Этапы | Задачи | Направления деятельности | Сроки проведения | |
1 этап. Информационно–аналитический | 1.Повысить личностно – профессиональную компетентность. 2.Совершенствовать уровень аналитических навыков. 3.Изучить состояние выбранной проблемы | 1.Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет - ресурсов по выбранной теме. 2.Поиск передового опыта воспитателей работающих по проблеме. 3.Обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. | Сентябрь - декабрь 2021 г. | |
2 этап. Целеполагание | 1.Определить цели и задачи, содержание практической деятельности; средств и методов работы по формированию основ культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста. | 1. Выбор конкретных методов и приёмов. 2. Подбор наиболее эффективных методик и технологий. | Январь - май 2022г. | |
3. этап Диагностический. | Проведение входящей диагностики воспитанников для изучения исходного уровня сформированности основ культурных ценностей. | Подбор диагностического инструментария (диагностические задания) | Июнь 2022 г. | |
4 этап. Опытно Экспери- ментальный. | 1.Апробировать собственную стратегию по выбранной теме. | 1.Внедрение методов, средств и форм работы. 2.Адаптировать изученную технологию. | Сентябрь - декабрь 2022г. | |
5. этап. Подготовка к презентации работы. | Разработать методические рекомендации по воспитанию культурных ценностей детей старшего дошкольного возраста. | Построение последовательности основных направлений данного этапа. | Январь- Февраль 2023г. | |
6. этап. Презентация работы. | Продемонстрировать опыт своей деятельности по данной проблеме. | 1. Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности культурных ценностей у старших дошкольников. | 2023-2024г. | |
7 этап. Итогово -обобщающий. | 1.Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности. | 1. Итоговая диагностика воспитанников. 2.Самоанализ деятельности за 2021-2024г.г. 3.Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме. | Апрель - Май 2024г |
Этапы реализации плана по самообразованию
Этапы работы | Тема самообразования | Форма |
Подготовительный | Изучение и подбор литературы. Диагностика детей на начало года. Разработка перспективного плана по работе с детьми. | План самообразования. Перспективный план. Результат диагностики. |
Реализационный | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. |
Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов и родителей. Подбор материала по мастер - классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации для родителей. Мастер – класс для педагогов. | |
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры | Доклад | |
Рождественский сочельник | Консультация Стенгазета Творческая выставка детских работ | |
Размещение опыта работы в СМИ Народные праздники в кругу семьи. | Доклад Фото выставка. | |
Духовное развитие народов проживающих в Кемеровской области. | Консультация. | |
Светлая Пасха | Стенгазета Папки передвижки для родителей | |
«У семейного очага» подбор материала | Мероприятие с родителями и детьми. | |
Итоговый | Отчёт о реализации плана по самообразованию на педсовете. | Май |
Перспективный план самообразования в работе с детьми и родителями
Месяц | Тема | Цели и задачи | Формы работы | ||
с детьми | с родителями | ||||
Сентябрь - май 2022-2023г. | «Кто мы, откуда? Где наши корни? «Путешествуем в прошлое России» «Русский народный костюм» | Знакомство детей с предметом «Народная культура», с русским народом и его корнями На примере легенд, былин показать красоту, мудрость и смелость русского народа, народных героев. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. | Рассматривание семейных фотографий; Просмотр слайд – фильма «Как жили наши предки»; Чтение былин, просмотр диафильмов об Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке и других; Рассматривание и обсуждение картины В. Васнецова «Богатыри» (оружие, доспехи) Оформление альбома «Русский народный костюм» (совместно с родителями; «К нам гости пришли» с/р игра (Кукла в русском костюме); Знакомство с такими деталями русского костюма, как понева, зипун, душегрея, картуз, рубаха. | Создание мини-музея русской старины Анкетирование родителей «Народные традиции в семье» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народной культуры» Совместный просмотр семейных фотографий, рассказы о родственниках | |
Сентябрь-декабрь 2023г. | «Вечера долгие, руки умелые, головушки умные «С новым урожаем!» «Покров – первое зимовье» | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. Знакомство с историей создания календаря, с подведением итогов осенних работ Продолжать знакомство детей с народными праздниками | Рассматривание фото (готовые головные уборы: повязки, кокошники, картуз); Украшение головного убора (повязки) бусинками, пуговицами, блестками, тесьмой. Праздник «Осень, осень, в гости просим»; Беседы о трудолюбии и лени на примере пословиц и поговорок; Выставка поделок из природного материала. Приметы, пословицы об осени, наблюдение за погодой; Рисование не тему «Поздняя осень» | Круглый стол для родителей в рамках «Дня семейного общения» - «Семья – это главное» | |
Январь –апрель 2023г. | «Дом, дом, открой свою тайну» «Дух и природа» «Синичкины именины» | Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; Помочь детям понять, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии. Раскрыть собирательный образ Бабы – Яги как лесного духа. Познакомить детей с традициями проведения праздника на Руси | Развлечение «Милости просим, гости дорогие» Отгадывание загадок о предметах быта; Д/И «Собери целое из частей» Чтение: «Сказания и поверья русского народа»; Чтение стихов о природе; Иллюстрации и фрагменты сказок с участием Бабы -Яги (обыгрывание) Игра – викторина: «Что мы знаем о зимних пернатых друзьях» Проведение акции совместно с родителями «Кормушки для птиц» | Подарки и поздравления мамам к Дню Матери Мамина школа «Волшебный лоскуток» | |
Май – декабрь 2023г. | «Начинаем готовиться к зимним святкам» «Спиридон – солнцеворот» «Новый год у ворот » | Поддерживать у детей интерес к обычаям и традициям русского народа, желание принимать участие в играх и развлечениях Продолжать знакомить детей с традициями проведения праздников на Руси Способствовать развитию интереса у детей к обрядам и традициям, учить сравнивать, делать умозаключения. | Рассказ воспитателя о двухнедельных новогодних праздниках; Разучивание колядок, игр к празднику; Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням Заклички солнца, игры – забавы: (катание друг друга на санках, лепка снежной бабы, игра в снежки) Хоровод с Петрушкой; Драматизация отрывков из сказок «Мороз Иванович», «Снегурочка» Презентация для детей «Новый год на Руси» Пение колядок; Сравнение игрушек (картинок) русского Николы и Санта – Клауса – чем похожи и в чем отличие; Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров» | Папки-передвижки для родителей: «Пришла волшебница зима, зимние забавы для всех принесла» (народные забавы), «На пороге Новый год» «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника Участие детей и родителей в творческом конкурсе в рамках Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую», «Декоративно-прикладное творчество» | |
Январь- 2024г. | «Рождественский Сочельник» «Русский самовар и чаепитие на Руси. | Доставить детям радость, удовлетворение от возможности перевоплотиться в сказочного героя, способствовать раскрепощению, выплеску эмоций. Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. | Разучивание считалок, слов к играм «Горшки», «Две тетери», «Горелки» Конкурс рисунков «Рождественская сказка» Беседа с детьми «Кто любит чай в семье, когда пьют, как, какой и т. д» Рассматривание коллекций чая; Лепка из соленого теста пряников, сушек; Д.И «Разбитый чайник» Чайный вечер с родителями. | Участие в проекте «Кормушка для птиц» Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» «Зимушка-зима» - экскурсия с родителями и детьми в парк | |
Февраль 2024г. | «Ждем весну. Готовимся к Масленице» «День святого Валентина (14 февраля) «Познаем секреты русской кухни. Печем блины» | Продолжить знакомство с народными праздниками, о том как празднуется Масленица на Руси. Продолжать развивать интерес к народным праздникам, любознательность, познавательную активность. Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. | Разучивание закличек на Сретение (15 февраля), масленичных приговоров; Чтение русской народной сказки «Как весна зиму переборола»; Фольклорно – спортивный праздник «Русская Масленица» Сравнение двух праздников. Рассматривание слайдов, комментарии детей; Изготовление сердечек – сувениров с последующим обмениванием ими по симпатиям. Рассказ воспитателя о традиции выпекать блины на Масленицу; Загадки о блинах; Совместное мероприятие с родителями «История русских блинов; с/р. Игра «Семья» | Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: как научить любить Родину?» «Наши руки не для скуки» - мастерим подарки для пап Папка передвижка «Россия – наша Родина» Готовимся к народному празднику «Масленица» |
Март 2024г. | «Народные промыслы: хохломские узоры, дымковская игрушка, гжельские узоры, филимоновская игрушка, жестовские подносы» | Дать общее представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоциональные чувства у детей, желание самим создавать узор. | Игра – путешествие « В музее народного творчества» Рисование на темы: - «Русская матрёшка» - «Городецкая роспись» - «Это чудо – Гжель» - «Роспись дымковских игрушек» Лепка на темы: - «В гостях у сказки» - «Дымковские игрушки» Аппликация на темы: - «Орнаменты для сарафанов и кокошников» - «Украшение дымковских игрушек» Дидактические игры: «Укрась кокошник», «Составь узор» Выставка работ детского творчества «Маленькая страна мастеров» Домино «Национальные узоры» Пазлы «Народные промыслы России» | Совместное творчество детей и родителей «Птицы наших краев» - изготовление птичек и рассказ о родном крае Изготовление скворечников Праздник для мам и бабушек Мастерим подарки для мам Фоторепортаж «Я и моя мама» Консультация: «Посеешь привычку – пожнешь характер» |
Апрель 2024г. | «Благовещенье – птиц на волю отпущенье» «Вербное воскресенье» «Пасха» | Познакомить детей с приметами этого дня, с обычаем отпускать птиц на волю. Приобщать детей к духовному наследию русского народа. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах. Продолжать знакомство детей с обычаями и традициями. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. | Изготовление птиц из бумаги (способом «Оригами») с последующим отпусканием по ветру на улице; Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д) Рассматривание веточек вербы; Использование веточек вербы в игре «Ручеек»; Игра с пением «Верба – вербочка» Склеивание корзиночек подставок для яиц; Дети расписывают яйца красками или путем аппликации, делают поделки по желанию» Праздник «Пасха» | Совместное творчество детей и родителей на конкурс «Пасха радость нам несет» Изготовление пасхальной корзиночки Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании» Презентации «Семейная подготовка к празднику Пасхи» |
Май 2024г. | «Весна -красна» День Егория. «Про отцов и дедов помним» «Белая береза-Русская береза! Любимое дерево на Руси» | Объяснить детям значимость этого праздника для пастухов, земледельцев, воспитывать уважение к людям труда. Воспитывать чувство гордости за страну в которой мы живем, уважение к ветеранам войны, помнить солдат, отдавших жизнь за Родину. Познакомить детей с традициями русских гуляний на Троицу. Обогатить словарный запас детей (название праздников, пословицы, приметы) Развивать творчество, артистизм. | Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля. Рассказ воспитателя. Выставка работ детского творчества «Великая победа» Утренник «День победы!» Развлечение «Прощание с весной, встреча лета» Хоровод «Во поле береза стояла» Загадывание загадок о березе, о лете; Коллаж «Цветущий май» | Совместный поход детей и родителей на парад ко Дню Победы Конкурс творческих работ «Любимая сказка» «Наши успехи» - родительское собрание Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом. |
Список литературы для самообразования по теме:
Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
Ветохина А.Я., Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
Ковардакова М.А., Майданкина Н.Ю. Симбирский венец. Программа и методические материалы к образовательной работе с детьми дошкольного возраста по приобщению культурно историческим ценностям региона. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2003.
Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Семейный игровой центр «Вместе весело». // Управление МДОУ, 2013.
Шатунова О.Г., Майданкина Н.Ю. Потенциал досуговой деятельности в образовательном процессе в режимных моментах. // Детский сад. Теория и практика, №2, 2013.
Шевченко Л.Л. Добрый мир. Москва: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011.
Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва.: Творческий центр «Сфера», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...