Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».
материал
Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_po_ovz.docx | 16.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на методическом объединении
«Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».
Я считаю, что моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы адаптация ребенка к детскому саду прошла относительно безболезненно. И чтобы в дальнейшем, посещая детский сад ребенок в нем чувствовал себя свободно и комфортно. Для этого я использую разные приемы и методы.
Но, как мы с вами знаем, ребенок с расстройством аутистического спектра – особый ребенок. Все особые дети – разные, следовательно, для этих детей требуется разный подход.
Аутизм выражается в дефиците социального взаимодействия и общения. Также для него характерны ограниченные интересы и повторяющиеся движения. Некоторые ученые отмечают у таких детей особое состояние психики и мышления, которое характеризуется почти полным погружением в мир собственных переживаний и находящихся в почти полной изоляции от окружающего мира. При этом нельзя сказать, что дети аутисты совсем не хотят общаться с окружающими, просто они не умеют этого делать или делают это по-своему.
Детей с расстройством аутистического спектра нужно учить общаться и взаимодействовать с другими людьми, как взрослыми, так и со сверстниками. Это непростая задача и она наиболее успешно решается, когда семья идет на контакт с педагогом. Конечно, для успешной работы нужно установить доверительный контакт с ребенком. Дело это непростое, в силу особенностей таких детей, требуется большое терпение и кропотливость. Что то может получаться не сразу, или идти откат назад. Но если идет систематическая работа, то можно наблюдать определенные результаты. Дети становятся более открытые, начинают постепенно вступать в контакт.
Работа с особыми детьми идет постепенно. Сначала ребенок наблюдает, как педагог обыгрывает игрушку, и может воспроизвести эти действия при поддержке взрослого.
Например, игра «Паровозик ту-ту».
Взрослый выполняет игровые действия с паровозиком. Возит его по столу и произносит: «Паровозик – ту-ту. Ту-ту». Как только ребенок обратил внимание, надо предложить ему самому поиграть с паровозиком. Если он от игрушки отказывается, предложить только проговаривать «ту-ту» или «у-у-у».
Или, упражнение «Мишка топает» («Зайка прыгает»).
Вместе с ребенком взрослый рассматривает игрушку-медведя (зайца) и говорит: «Посмотри, какой мишка большой, мягкий. Потрогай». Взрослый берет игрушку и выполняет с ним игровые действия, озвучивая: «Мишка топает, вот так» («Зайка прыгает»). Можно предложить ребенку самостоятельно поиграть с игрушкой. Также можно предложить потопать, как медведь (попрыгать, как заяц). Взрослый говорит: «Мишка топает, топ-топ. Саша топает топ, топ». Поддерживайте ребенка в его начинаниях: «Ты молодец. Вот как топаешь!».
Далее, воспитываем у детей интерес к выполнению предметно-игровых действий по подражанию и показу действий взрослым. Например, «Подметаем пол». Учимся ходить, слегка наклонившись и делать руками движения, имитирующие действия по подметанию пола. Для убедительности можно взять метелку или веник, а на полу разложить конструктор или смятую бумагу.
Игра «Здравствуй, солнышко!».
Ноги вместе, руки в стороны, ладони зажаты в кулачки. Поднять руки вверх, хорошо потянуться на носочках к солнышку «Здравствуй, солнышко!», кулачки разжать и помахать, разгоняя тучки.
Для установления эмоционального контакта с ребенком, формирования способности к подражанию, можно провести следующие упражнения:
«Мой кубик, твой кубик». Взрослый первый ставит кубик, затем побуждает ребенка поставить свой кубик сверху и т.д.
«Кто сильнее подует?» взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиков-мякишей, затем предлагает силой подуть так, чтобы кубики рассыпались.
«Молоточек». Взрослый побуждает ребенка отстукивать определенный ритм или стучать рука в руке, проговаривая стихотворение:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается громкий стук,
Молоточки стучат,
Строим домик для ребят.
«Колокольчик». На столе перед ребенком две коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент, и переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).
Варианты этого упражнения:
-использование погремушки, коробочки с мелкими игрушками,
-увеличения количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).
Из своего опыта работы можно добавить, что также при взаимодействии с особым ребенком мы использовали игры в кругу. У нас существует в группе традиция поздравлять именинника с днем рождения, играя в «Каравай». Ребенок сначала неохотно, а потом уже с желанием начал вставать в круг. Впоследствии, любимым местом ребенка в этой игре, было стоять в центре круга. Или, игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?». Ребенок сначала не принимал участие в этой игре, но потом постепенно вставал в круг, ему стало нравится получать внимание от сверстников.
Кроме этого, хочется посоветовать, чтобы у особого ребенка было свое местечко, где бы он мог уединиться, когда захочет. В нашем случае, это получилось спонтанно, у ребенка появились проблемы с приемом пищи, и нам пришлось пересадить его за отдельный стол. Впоследствии, это стало любимым местом и уголком уединения ребенка. Мы поставили рядом коробочку с разными любимыми играми ребенка (прищепки, картинки, шнуровка). Дети группы знают, чье это место и не занимают его.
Хотелось бы добавить следующее, могут возникнуть такие ситуации, когда ребенок не обращает внимание на игру, и не желает принимать в ней участие – ни в коем случае не стоит настаивать и навязывать. Часто бывает, что ребенку игра нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте выполнять игровые действия, находясь в поле зрения ребенка. Дайте своему подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали»», чтобы в дальнейшем включиться в нее.
Также, могут возникнуть и другие, проблемы- например, когда ребенок пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать новое стоит постепенно и «малыми дозами». Ребенок может требовать повторять какое-то игровое действие снова и снова. В этом случае, старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью почувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная игра не перешла в очередную стереотипию.
Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени. Помните, что произвольное внимание детей с расстройством аутистического спектра отличается краткостью и неустойчивостью. Например, посадите на игрушечную грядку только два помидора, а не множество разных овощей. И т.д.
В процессе развития игровых сюжетов особый ребенок может упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели, предлагая новые более интересные ребенку варианты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном методическом объединении "Квест-игра и геокешинг - средства всестороннего развития детей в условиях детского сада"
В докладе описываются новые виды приключенческих игр для реализации познавательно–исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (квест-игра, геокешинг)....
Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду
В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению, не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от...
«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)
Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...
Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.
Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....
Адаптация ребенка с расстройством аутического спектра в детском саду
laquo;Адаптация ребенка с расстройством аутического спектра (РАС) в детском саду»Адаптация ребенка в детском саду - это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ем...
Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к условиям детского сада. Несколько советов.
Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизн...