Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду
консультация по коррекционной педагогике на тему
В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению, не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста, как ему помочь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_autizm.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок с РАС в ДОУ
В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению, не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от ребенка-аутиста, как ему помочь. Расстройство аутистического спектра (РАС)– это комплексные нарушения психического развития, которые характеризуются социальной дезадаптацией, нарушениями в коммуникации, а также стереотипностью поведения. Симптомы данного заболевания ошибочно считать избалованностью, а родителей этого ребенка подозревать в неадекватных методах воспитания в семье.
Признаки РАС, названные в определении, представлены достаточно широко, конкретизировать их можно в следующих симптомах:
- ребенок не откликается на свое имя;
- отводит взгляд;
- не отвечает на улыбку;
- имеет проблемы в речевом развитии;
- не интересуются другими детьми;
- не подражает действиям взрослого;
Данные симптомы являются признаками нарушениями социального взаимодействия и коммуникации: дети с РАС не испытывают потребности в стабильной эмоциональной привязанности с родителями, не нуждается в обществе, отсутствует потребность коммуницировать, обращать внимание на других детей, желания быть принятым, занять свое место в обществе.
- не понимает указательного жеста и сам не использует его;
- не играет в сюжетно-ролевые игры;
Данные признаки можно объяснить тем, что у детей с РАС плохо развито воображение, отсюда отсутствие игр с «вещами-заменителями», сюжетно-ролевых игр, гиперреализм (непонимание социального подтекста услышанного и увиденного).
- с некоторыми заданиями, соответствующими возрасту, ребенок справляется достаточно просто, но не может понять инструкцию к, очевидно, более простому заданию;
- не понимает условия к заданию после вербальной инструкции;
Детям с РАС свойственна асинхрония развития психических функций. Это означает, что определенные психические функции у аутистов сильно отстают от нормы, а другие в некоторых случаях, могут даже превысить её (в отличие от детей с ЗПР и умственной отсталостью, у которых все психические функции одинаково отстают от нормы). Так эти дети зачастую обладают хорошим зрительным восприятием, но в дефиците слуховым - поэтому не воспринимают информацию на слух, но с подобным заданием с визуальными подсказками справляется довольно просто
- аутостимуляции;
Ребенок систематически повторяет навязчивые действия, не несущие никакой функции: раскачивается на стуле, размахивает руками, хлопает дверью. С помощью аутостимуляций дети с РАС успокаиваются. Аутисты используют подобные движения достаточно часто, так как искаженно воспринимают внешний мир и постоянно чувствуют тревогу.
- аутоагрессия;
- неадекватность в поведении:
Дети с РАС обладают различной чувствительностью на внешние раздражители к звукам, свету, но при этом зачастую обладают тактильной гипочувствительностью. Умеренные звуковые или световые раздражители могут быть для них настолько сильным раздражителем, что они испытывают, фактически физическую боль . Так при сильном звуке дети могут закрывать уши, кричать, чтобы справиться с воздействием сильного (для них) шума, звука и т.д.. При тактильной гипочувствительности дети с РАС могут кусать себя или накрываться чем-то тяжелым, лежать на холодной земле, раздеваться, чтобы хоть как-то почувствовать свое тело. Таким образом, неадекватное поведение и аутоагрессия у аутистов является следствием негармоничного сенсорного развития. Учитывая особенности детей с РАС, пребывание в ДОУ становится возможным только при соблюдении следующих условий:
- поэтапное включение малышей в обучающий процесс;
- высокая квалификация специалистов и воспитателей ДОУ, компетентных в вопросах развития и коррекции детей с РАС;
- безопасная предметно-пространственная среда, адаптированная под особенности ребенка аутиста (наличие места сенсорной разгрузки)
- воспитание толерантности у родителей и детей остальных членов группы;
- защита психического и физического здоровья малыша;
- предоставление вариативности программ;
максимальное интегрирование детей с РАС в социум
Методы коррекции детей с РАС ориентируются на отстающие сферы развития: социальное взаимодействие, коммуникацию, познавательное развитие, развитие жизненных компетенций через более зрелые структуры психики и требуют от специалистов и родителей и воспитателей знаний о современных подходах к коррекции:
- прикладной анализ поведения (Applied Behavior Analysis, ABA),
- структурированное обучение ТЕАССН (Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children),
- сенсорная интеграция,
- развитие межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI),
- холдинг-терапия,
- метод "Son-Rise",
- средовой подход (И.Ю.Захарова),
- нейропсихологический подход,
- методы альтернативной и поддерживающей коммуникации,
- разновидности терапий (музыка-и-арттерапия, метод Томатис, кинезотерапия, терапия с помощью животных (анималотерапия))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.
Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....
Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальной деятельности в детском саду для детей с расстройствами аутистического спектра»
Одним из важнейших направлений, по мнению педагогов коррекционного обучения, в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра: музыкальная и танцевальная терапия. Музыка стан...
"Детский сад для всех" Инновационная технология воспитания и развитие детей с расстройствами аутистического спектра ДОУ
Комплексное сопровождение детей с РАС сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции стр.168...
Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».
Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду....
Адаптация детей с расстройствами аутистического спектра к условиям детского сада. Несколько советов.
Период адаптации к дошкольному учреждению обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи. С одной стороны, ребенок с расстройствами аутистического спектра (РАС) не приспсоблен к жизн...