Адаптация ребенка с расстройством аутического спектра в детском саду
статья (старшая группа)

Скворцова Татьяна Анатольевна

«Адаптация ребенка с расстройством аутического спектра (РАС) в детском саду»

Адаптация ребенка в детском саду - это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ему пространству, режиму дня, характеру питания, к новому социальному окружению и новым отношениям (межличностным и коллективным).

Проблема актуальна на сегодняшний день, так как эти дети нуждаются в особом внимании и заботе в воспитательном и образовательном процессе.

Адаптация ребенка с РАС в детском саду - процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий родителей, персонала и специалистов Образовательного учреждения. Безусловно, такой ребенок требует дополнительного внимания и помощи.

Проблема актуальна на сегодняшний день, так как дети с РАС нуждаются в особом внимании, как в воспитательном процессе, так и в образовательном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация ребенка с расстройством аутического спектра (РАС) в детском саду»

Адаптация ребенка в детском саду - это приспособление его к новым условиям существования, к неизвестному ему пространству, режиму дня, характеру питания, к новому социальному окружению и новым отношениям (межличностным и коллективным).

Адаптация ребенка с РАС в детском саду - процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий родителей, персонала и специалистов Образовательного учреждения. Безусловно, такой ребенок требует дополнительного внимания и помощи.

Адаптация включает в себя следующие виды:

  • Физиологическая

- Режим дня

- Характер питания

- Температурный режим

- Бытовые условия

  • Социальная

- Изоляция от близких людей

- Нормы социального поведения

- Изменение круга общения

  • Психологическая

- Установление контакта с взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов.

  • Педагогическая

- Формирование навыков самообслуживания

- Взаимодействие ребенка и взрослого

- Создание адаптированной среды для развития сенсорной системы,  моторики, эмоциональной сферы.

Все виды адаптации взаимосвязаны и сводятся к тому, чтобы ребенок меньше испытывал стрессовых ситуаций, воспитатель имел возможность больше взаимодействовать с воспитанником в разных сферах деятельности.

Важные условия адаптации:

  • Взаимодействие, сотрудничество, обмен информацией с родителями
  • Наблюдение за ребенком (не навредить)
  • Знания педагога, самообразование
  • Личный опыт общения с ребенком
  • Умение принять и понять ребенка

В адаптации ребенка с ограниченными возможностями большая часть работы ложится на плечи воспитателя, так как он находится в непосредственном контакте в течение дня во всех режимных моментах (наблюдение важно для родителей и специалистов)

В данный момент ребенок посещает старшую группу.

 Ребенок пытался посещать детский сад с младшей группы, но из-за страха и стресса от незнакомой обстановки, нового окружения, он прятался, забивался в угол и плакал. Родители приняли решение временно не посещать образовательное учреждение.

Воспитанник начал регулярно посещать детский сад со средней группы (4-5 лет). В ходе пассивного и активного наблюдения за ребенком, сделала для себя выводы, что ему нравится, что не очень и что категорически отвергает. Это помогло в последующем наладить эмоциональный контакт с ребенком.

Адаптационный период прошел удовлетворительно. Под этим я подразумеваю привыкание к режиму дня, бытовым условиям, формированию элементарных навыков самообслуживания, установление элементарного контакта с взрослыми.

 Но адаптация в широком смысле (социальное окружение, общение) ребенка еще не завершена, этот процесс может проходить на протяжении всего периода нахождения его в образовательном учреждении. Внутренний мир воспитанника закрыт от окружающих, внешне порой невозможно понять, что ребенка беспокоит, что его раздражает, следовательно, невозможно определить и устранить причину его возмущения и негативного поведения.

Также как и ко всем детям нужен индивидуальный подход, так и к каждому ребенку с данным расстройством.  

Положительные результаты:  

  • Ребенок принял новое окружение
  • Ребенок меньше испытывает тревогу и беспокойство
  • Ребенок вступает в непродолжительный контакт с взрослыми и сверстниками
  • Ребенок принимает помощь со стороны взрослых и сверстников
  • Ребенок выполняет инструкции и просьбы педагога
  • Ребенок участвует пассивно или активно во всех мероприятиях группы
  • Дети относятся с пониманием и оказывают необходимую помощь

Проблемы: не проявляет интереса к познавательной, игровой деятельности, большую часть времени - отчужденность, замкнутость, присущая детям с данными расстройствами.

Итак, главным условием успешной адаптации детей с РАС является наше желание помочь ребенку социализироваться, осознать свои возможности и развить свои способности, насколько это возможно.

Также создание благоприятной, доброжелательной  обстановки  со стороны взрослых и сверстников является условием успешной адаптации и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

в статье кратко рассмотрены основные проблеиы адаптации ребенка ясельного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения и пути р их решения....

"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"

Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про ос...

Как научить играть ребенка с расстройством аутического спектра?

Рекомендации, в случае, если рбенок не умеет " занять себя "...

Дети с расстройством аутистического спектра в детском саду

В современном мире диагноз «аутизм», «расстройство аутистического спектра» широко известен. Но, к сожалению,  не все понимают, что обозначает этот термин и чего ожидать от...

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Сообщение на методическом объединении «Коммуникативные игры при адаптации ребенка с расстройством аутистического спектра к детскому саду».

Материал содержит примеры игр, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей с растройствами аутистического спектра при адаптации к детскому саду....