«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».
методическая разработка

Нардекова Светлана Анатольевна

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

1. «Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».

2. Что такое аутизм?

Маленький ребенок, начиная открывать мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации: он разглядывает яркие цветные предметы и игрушки, ощупывает их и тянет в рот, гремит железными крышками и шуршит полиэтиленовыми пакетиками. Ему все интересно, каждая мелочь имеет значение. Взрослые называют это период - "детское любопытсво". Но, осознавая значимость происходящего для развития, поддерживают ребенка в его исследовании мира, мирясь с беспорядком в доме и испорченными предметами.

Однако при нормальном течении развития ребенка наступает момент, когда предметный мир с его свойствами постепенно теряет свою самоценность и отступает на второй план. И хотя освоение окружающего предметного мира продолжается, на первый план выступает мир социальных отношений: ребенок усваивает закономерности социальной жизни, взаимоотношений людей. Этот интерес находит свое отражение и развитии прежде всего в сюжетно-ролевой игре.

Процесс изучения мира ребенком с расстройством аутистического спектра проходит по-иному. Внутренний мир ребенка с расстройством аутистического спектра часто окрашен мрачными тонами страха, отстраненности от людей.

3. Признаки проявления аутизма:

Трудности установления контакта, взаимодействия не только с чужими людьми, но и с родными.

Стереотипность поведения связанная с напряженным стремлением сохранить привычные условия жизни.

Сопротивление малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни.

Поглащённость однообразными действиями, моторными и речевыми: раскачивания, взмахи руками, кружение вокруг себя и др.

Особая характерная задержка и нарушение развития речи: мутизм, эхолаличность, стереотипные фразы, штамповая речь, отсутствие мимики и жестов, не задает вопросы сам и не отвечает на обращение к нему, в речи не использует личные местоимения.

Манипуляции с предметами: извлечение звуков (стучат, трясут); оральные пробы (облизывают, грызут предмет, могут есть несъедобные вещества); страстное желание завладеть каким-либо предметом, отказ действовать с предметом в соответствием с функциональным назначением (копают ложкой, причесываются вилкой).

Основной мотив манипуляции с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства.

4 . И здесь можно выделить следующие особенности познавательного развития.

Во-первых, для ребенка расстройством аутистического спектра сенсорный компонент мира несет в себе особую значимость, которая сохраняет актуальность за пределами раннего возраста. При этом интерес к предмету у ребенка отделен от той функции, для которой предмет создан. Развивая эту мысль, предположим, что для такого ребенка многие предметы окружающего мира представляют собой абстрактные объекты, обладающие набором сенсорных свойств. При этом часто ребенок выделяет для себя некие специфические свойства, которые незначимы для нас. Так, он подбрасывает высоко вверх журналы и следит за их полетом, который сопровождается шелестом страниц. Рвет на куски тесто, но отказывается слепить из него пирожки. Ребенок исследует предметы и материалы в поисках приятных сенсорных ощущений, а понравившееся ощущение стремится получить вновь и вновь.

Во-вторых ребенок расстройством аутистического спектра не дифференцирует предметы и материалы по возможностям их использования, действует с ними, не учитывая их свойства, – пробует на вкус все подряд (от стирального порошка и зубной пасты до пластилина и свечки), подбрасывает различные предметы без учета последствий (от куска пенопласта и кубиков до посуды и будильника) и т. п. Такое отношение и неумение предвидеть неприятные последствия действий влечет за собой возникновение различных опасных ситуаций.

В-третьих, интерес к социальному миру самостоятельно не проявляется и не становится важным мотивом жизни и деятельности аутичного ребенка. Ребенок расстройством аутистического спектра почти не интересуется игрушками для сюжетно-ролевых игр: у кукольной посуды, мебели, одежды нет ярких сенсорных свойств и характеристик. Приходилось наблюдать, как ребенок увлеченно пытался согнуть приборы из кукольной посуды, но не использовал их по прямому назначению.

5. Проведения сенсорных игр с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Учитывая особенности детей с расстройством аутистического спектра, мы построили свою работу насытив день ребенка различными сенсорными играми. Сенсорный опыт насыщается целенаправленно, через совместную деятельность педагога и ребенка.

Проведение сенсорных игр решает задачи представленные на слайде, реализация которых положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

появление в жизни ребенка человека, который понимает его, открывает новые возможности для проведения коррекционной работы и влияния на сам ход дальнейшего развития;

приводит его к расширению его представлений об окружающем мире;

в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

6. Виды сенсорных игр:

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными.

Если вам удастся наполнить мир ребёнка с расстройством аутистического спектра  светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей его на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.

7. ИГРЫ С КРАСКАМИ

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства».

 Яркие ощущения может подарить процесс рисования красками на мокром листе.

8.  ИГРЫ С ВОДОЙ

Вода — это волшебное лекарство. Она благодатно действует на детей с аутизмом.

Возня с водой, переливание и брызгание особенно любимы детьми. Такие игры можно затевать не только купаясь, но при любой возможности.

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку.

С учетом терапевтических свойств воды весьма вероятно, что сенсорная игра плавно перетечет в игру терапевтическую.

9. Игры с сыпучими материалами

Цель таких игр: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики. Для игры потребуется: песок, различные крупы (гречка, горох, фасоль, рис), различные формочки, лопатки, грабельки, пластмассовые геометрические фигуры, мелкие игрушки и др.

10.ИГРЫ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ (КИНЕСТЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ, ПЛАСТИЛИНОМ,  СОЛЕНЫМ ТЕСТОМ)

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости ребенка расстройством аутистического спектра. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естественных цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам или изготовьте самостоятельно соленое тесто. При этом не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами следует обучить ребенка некоторым навыкам работы с ними.

11. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка - прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, и т.д.

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите деревянными (или металлическими) ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

Насыпьте в небольшие коробочки разные крупы. Потрясите коробочкой, привлекая внимание ребенка к звучанию, - пусть он найдет коробочку, звучащую так же.

Помимо круп можно использовать бусинки, камушки и другие материалы.

Приобретайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки - погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

12.-13 ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ И ТАКТИЛЬНЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ

Прикосновения могут оказаться для ребенка с расстройством аутистического спектра неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него.

Если ребенок не включается в игру, не обращает внимания на ваши действия, либо выражает протест, не настаивайте.

Не останавливайтесь, если видите, что ребенку игра понравилась, но он остается в пассиве, комментируйте свои действия, так, словно вы играете с ребенком.

Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями.

Если игра понравилась ребенку и он требует её повторения не противьтесь его просьбам.

Развивая сюжет игры, осторожно и ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желания ребенка, вашей фантазии и вашего педагогического чутья.

Во время игры используйте предметы или игрушки, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Если во время игры ребенок заговорил штамповыми фразами, улыбнитесь, повторите её за ним. Это вызовет больше доверия к вам.

Если ребенок стал неадекватно вести себя во время игры, переключите его на стереотипную игру.

14. Литература

15. Мы описали возможные варианты игр, дающие ребенку новые сенсорные ощущения и разнообразные, положительные эмоциональные впечатления. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов ребенка ( на примере МДОУ дс «Зернышко»)

ОглавлениеВведение………………………………………………………………………......31. Проектная деятельность как способ развития познавательной активности дошкольника………………………………………………………………………71.1 Исторические и теоретические пред...

"Компьютер - одно из средств развития познавательных интересов ребенка"

Детская природа требует наглядности"  Ушинский К.Д...

Выступление на педагогическом часе на тему:«Особенности развития познавательной сферы дошкольников, имеющими расстройства аутистического спектра»

У значительной части людей с аутизмом интеллект соответствует норме, нередко у людей с аутизмом есть удивительные способности в области зрительного восприятия, памяти, музыкального слуха, математики и...

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Начало формыКонец формыКОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (не говорящий) второй год обучения.Тема: Слово «Мама...