"Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя! (19.01.2023)
презентация
Выступление на методическом объединении музыкальных руководителей Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.01.2023_ispolzov_korrekts_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 46.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1 слайд: «Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
Для методического объединения музыкальных руководителей Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля.
Подготовила: Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 42»
Гусева М.А. 19.01.2023
2 слайд: Актуальность темы. Забота о здоровье детей важнейшая задача всего общества. Не секрет, что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу
Проблема: по данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом.
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим его людям, природе и самому себе. Поэтому педагоги дошкольных учреждений должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
3 слайд: Коррекционные здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
У современных детей часто обнаруживается сочетание нарушения речи, развития психических процессов (памяти, внимания, мышления) и эмоциональной сферы..
Коррекционная оздоровительная работа в детском саду осуществляется комплексно, в течение всего дня с участием медицинских, педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, логопедов.
Цель коррекционных здоровьесберегающих технологий: снятие психоэмоционального напряжения детей.
4 слайд: Психогимнастика - как метод здоровьесберегающей технологии.
Психогимнастика, прежде всего, направлена: на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций, на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. К психогимнастике можно отнести мимические упражнения; релаксацию; коммуникативные игра и танцы; этюды на развитие выразительности движений, инсценировки.
5 слайд: Психогимнастика
Игра на преодоление
двигательного автоматизма.
«Стоп!» (для детей 5 - 6 лет)
Дети идут под музыку Э. Жака-Далькроза «Марш». Внезапно музыка останавливается, но дети продолжают идти в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!»
6 слайд: Психогимнастика
Игра на развитие внимания.
Слушай хлопки!» (для детей 5-6 лет)
Играющие идут по кругу.
Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны).
Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу).
На три хлопка - играющие возобновляют ходьбу.
7 слайд: Логоритмика.
Систематически вводя элементы логоритмики в работу с детьми. можно убедиться в том, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность, уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, а это совершенствует координацию движений, способствует развитию артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Речевые упражнения нужно подбирать так, чтобы дети могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи.
Авторы: Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика» .
М.Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду»
Л.Б. Гаврищева и Н. В. Нищева «Логопедические распевки»
8 слайд:
Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, учатся говорить правильно.
9 слайд:
Речевые игры с движениями, логоритмика, ритмодекламация - метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой).
Речевая музыкальная игра «Мы идём» (дети выполняют движения в сочетании со словом и музыкой). Например, под музыку «Каравай»
1.Мы идем, идем, идем
прямо в садик мы придем.
Наши ноженьки идут,
прямо в садик нас ведут
2. Тук да тук. Тук да тук.
Наших пяток слышен стук.
Наши пяточки идут,
Прямо в садик нас ведут
3. На носочки дружно встали,
Руки вверх мы все подняли.
На носочках мы идём,
Все мы весело поём!
10 слайд: Дыхательная гимнастика.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников: они приучают ребёнка дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренируют дыхательные мышцы, улучшают вентиляцию легких, повышают насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательные упражнения через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляют массаж внутренних органов, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода).
Пение с предшествующей ему дыхательными
упражнениями оказывает на детей
психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствует восстановлению центральной нервной системы;
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
11 слайд: Дыхательное упражнение «Ладошки»
(по методике А.Н.Стрельниковой)
Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки
Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем.
Как ладошки разжимаем, то спокойно выдыхаем.
(На счет «раз» - дети выполняют хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно вдыхают носом. Сразу после короткого вдоха, ладошки разжимаются – происходит выдох)
12 слайд: Дыхательное упражнение
«Воздушные Шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
Развитие продолжительности выдоха.
Педагог:
«Ребята, представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите ваши шары друг другу».
13 слайд: Артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем (звуков, слогов, слов).
Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата, развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. При отборе упражнений нужно следовать рекомендациям учителя-логопеда.
Артикуляционная гимнастика включает в себя ритмичное исполнение стихотворного текста, слогов с музыкальным сопровождением.
14 слайд: Артикуляционное упражнение.
«Поём на одном звуке»
Цель: развитие артикуляции, голоса, музыкального слуха.
Дети поют на одном звуке слоги: «Ми-мэ-ма-мо-му
под музыкальное сопровождение, с постепенным повышением по полутонам.
15 слайд : Технология музыкального воздействия.
Музыка широко используется в педагогическом процессе - изодеятельность, конструирование, ознакомление с окружающим миром, музыкальные занятия, а также в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие, создаёт положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности); стимулирует двигательные функции; развивает и корректирует двигательные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности; растормаживает речевые функции, повышает иммунитет.
16 слайд: Рецептивная музыкотерапия для детей.
Релаксационное упражнение
«Волшебный сон»
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают… (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ножки тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
17 слайд: Рецептивная музыкотерапия для детей
Упражнение «Шум моря»
Дети слушают звуки моря, а затем им предлагают «подышать», как море. Сделать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом, выдохнуть на звук «Ш».
Выдыхать долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух.
18 слайд:
Музыкально-валеологическое воспитание – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья. Валеологические песенки – это тоже технология музыкального воздействия.
Несложные добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.
Валеологическая песенка «Доброе утро!
(с игровым массажем)
- Доброе утро! (Поворачиваются друг к другу)
- Улыбнись скорее! (Разводят руки в стороны)
- И сегодня целый день будет веселее (хлопают в ладоши)
- Мы подгладим лобик (Движения по тексту)
- Носик и щечки
- Будем мы красивыми (Постепенно поднимают руки вверх),
- Как в саду цветочки (выполняя «фонарики»)
- Разотрем ладошки (Движения по тексту)
- Сильнее, сильнее
- А теперь похлопаем
- Смелее, смелее.
- Носик мы потрем. Трём, трём, трём.
- Ушки мы пожмём. Жмём, жмём, жмём.
- Улыбнемся снова
- Будем все здоровы!
19 слайд: Вокалотерапия – технология музыкального воздействия.
В дошкольном возрасте одним из эффективных методов здоровьесберегающей и психо-коррекционной работы с детьми является вокалотерапия. Вокалотерапия — научное название метода, который подразумевает лечение голосом. Приобщение малышей с раннего детства к доступной и любимой ими вокальной деятельности способствует полноценному психическому, физическому и личностному развитию детей. В детском хоре прекрасно себя чувствуют стеснительные и не уверенные в себе малыши. Хоровое пение отлично лечит детей от заиканий. Можно дать детям следующие вокальные задания, которые способствуют творческому самовыражению детей: «Пропой свое имя». «Спой, кто твой друг», предложить вокальное упражнение «А-У», которое развивает артикуляцию и мышцы губ.
20 слайд: Хочу представить вашему вниманию
Цикл упражнений (Фонопедических, дыхательных, вокальных): «Звуковая картина».
Цель: Подготовка голосового аппарата к пению, Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей, развитие дыхания,
Дыхательное упражнение «Носики»
Музыкальный руководитель: Давайте представим, что мы в зимнем лесу. Вдохнем аромат свежего зимнего воздуха! Подышим носиками. Вдох - выдох (3-4 раза короткие активные вдохи и выдохи).
Дыхательное упражнение «Свеча»
- А теперь сделаем лёгкий ветерок. Вдохнем и подуем на ладошку, воздух надо выпускать медленно.
- Вдруг, порывы ветра усилились. Деревья закачались «а-а-а-а-а» (пение скачка мелодии на терцию кварту, квинту)
Испуганная ворона, сидевшая на ветке каркнула во всё горло: «Каррр! Каррр!». Каррр! Даже зайка испугался и по лесу он помчался! Остановился, отдышался: «Ффф! Ффф! Ффф!»
Положите руку на диафрагму и почувствуйте, как здесь все напрягается «Ффф! Ффф! Ффф!»
Но опять подул легкий ветерок и в лесу стало тихо: «С-с-с-с-с» (расслабление).
21 слайд: Танцетерапия - технология музыкального воздействия.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Танцевальная терапия - это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего индивидуальному самовыражению и физической интеграцией
Танцевальные движения под музыку выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление, формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость
Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.
22 слайд: Пальчиковые технологии в коррекционной работе.
Важное место в коррекционной работе занимают пальчиковые игры, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Игра «Сороконожки».
- Две сороконожки бежали по дорожке. (Бегут пальцами по столу или по правой ладони)
- Две сороконожки бежали по дорожке. (Бегут пальцами по столу или по левой ладони)
- Бежали, бежали - друг друга повстречали. (Перебирают пальцами в воздухе и соединяют ладони).
- Так друг друга обнимали.
(Переплетают пальцы – второй со вторым,
третий с третьим и т.д.)
- Так друг друга обнимали.
- Так друг друга обнимали.
- Так друг друга обнимали.
- Так друг друга обнимали, (сцепляют пальцы обеих рук)
- Что едва мы их разняли! (Резко расцепляют пальцы).
23 слайд: Игровой самомассаж в речевой и коррекционной работе с детьми.
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является самомассаж. Игровой самомассаж так же является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память. В игровой форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Эмоциональное воздействие усиливает исполнение массажа под музыку.
Игровой самомассаж «Обезьянки».
- Обезьянки прискакали
- И по веткам прыгать стали («скачут» пальчиками по телу).
- Прыг-скок, скок – скок,
- По коленкам – шлёп-шлёп. (Дети шлепают ладошками по коленям)
- Барабаны в руки взяли
- В барабаны застучали. (Стучат кулачок о кулачок)
- Бум-бум. Тра-та-та. (Дети хлопают ладошками по плечам и рукам).
- Ах, погода – красота!
- Ручками – хлоп-хлоп.
- Ножками – топ-топ.
- Носик – трем – трем – трем (поглаживают крылья носа),
- Ушки – жмём – жмём – жмём (поглаживают ушки).
- Обезьянки снова
- Будут все здоровы! («скачут» пальчиками по телу).
24 слайд: Игровой самомассаж можно выполнить под песенку
«У жирафов пятна» (с показом взрослого)
1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела
25 слайд Праздникотерапия - использование праздников и развлечений в коррекционно – воспитательной работе.
- Положительный эмоциональный фон праздников даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями. Сопричастность дошкольников к всенародным праздникам – это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждения у них чувства любви к Родине.
- Участвуя в праздничных утренниках дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал, который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.
26 слайд: «Арт - терапия как коррекционная
здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Арт – терапия (лат. аrs – искусство, творчество, греч. therapeia – лечение, исцеление) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества
В ДОУ используются следующие виды арттерапии: музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия. Уголки в группах для проведения арттерапии оснащаются различными пособиями, дидактическими и музыкальными играми, различными видами кукольного театра, уголков ряженья.
27 слайд: Ожидаемые результаты использования коррекционных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательном процессе:
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе способствуют:
снижению уровня заболеваемости;
развитию общей и мелкой моторики,
повышению речевой активности;
улучшению внимания, памяти, восприятия;
умению видеть, слышать, рассуждать;
коррекции поведения и преодолению психологических трудностей;
снятию эмоционального напряжения и тревожности
Литература.
- Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду" г.Волгоград, изд. "Учитель", 2009.
- Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.
- Буренина А. И. «Ритмическая мозаика»: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста) СПб,ЛОИРО, 2000.
- Чистяковой М. «Психогимнастика» Москва «Просвещение» 1995 «Владос».
- Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Москва, творческий центр 2003.
- Волкова «Логоритмика». Москва «Владос» 2002г.
- Л.Б. Гаврищева и Н. В. Нищева «Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры» Санкт – Петербург «Детство – Пресс 2009 г.
- «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной.
- «Музыкальное воспитание» О. П. Радыновой.
- «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ"
Данная презентация освещает некоторые здоровьесберегающие технологии, которые можно с успехом использовать в непосредственно образовательной деятельности музыкального руководителя ДОУ....
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя
в соответствии с новыми нормативными документами особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, требующая внедрения здоровьесб...
Выступление на общем родительском собрании МДОУ Детский сад №39 "Сказка" "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя".
В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, используемые мною в работе: актуальность темы, примерная схема музыкального занятия с применением здоров...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
(выступление на педсовете)...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ
Учебный материал "Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОУ" содержит необходимые в использовании в НОД по музыкальному воспитанию современные здоровьес...
Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»
Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...
Презентация "Использование коррекционных здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя" (19.01.2023)
Для методического объединения музыкальных руководителей Красноперекопского и Фрунзенского районов г. Ярославля"....