Проект Мини-музей "Я помню! Я горжусь!"
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mini-muzey_ya_pomnyu_ya_gorzhus.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Алтан Сэсэг»
Проект
«Мини - музей «Я помню! Я горжусь!»
Подготовила: Шагдырова Л.Н
старший воспитатель
С. Гурульба
2022
Информационная карта проекта
Наименование проекта | Мини- музей «Я помню! Я горжусь!» |
Основания для разработки проекта |
|
Тип проекта |
|
Автор проекта |
|
Участники проекта |
|
Направления проекта |
|
Введение
.
Фундаментальной основой будущего нашей страны и наших детей является патриотизм. Во главу угла этого понятия лежат непреклонные ценности: любовь и уважение к своей Родине и ее традициям, духовному наследию наших предков и многонационального народа, ответственность за свою страну и ее будущее. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества.
В национальной доктрине образования в Российской Федерации приоритетным направлением в вопросе воспитания гражданина выдвинута следующая задача: «Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…»
К сожалению, реальная ситуация, сложившаяся в нашей стране в политике, экономике и культуре России с большей очевидностью подчеркивает об утрате нашим обществом российского патриотичного сознания. В связи с этим многократно повышается роль воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности.
Возрастает необходимость преобразования всех сфер жизнедеятельности общества, как восстановления, так и обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям. Все дальше уходят в глубь истории грозные годы Великой Отечественной войны.
Война - это суровая трагедия. За ней скрываются кровь, боль, страх и потери. Мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками, их мужеством и стойкостью. Сколько людей отдали жизнь на поле
боя, сражаясь за Родину, зато, чтобы мы жили в этом огромном и прекрасном мире, отвоеванном солдатами Великой Отечественной войны. Миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами и поэтому сейчас мы живём мирно и счастливо. Все они, несомненно, герои и сколько бы ни прошло лет, мы всегда будем помнить тех, кто защищал нашу Родину.
В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. Таким образом, проект ориентирован в конечном итоге на формирование у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной будет использован метод музейной педагогики в виде мини-музея.
Мини-музей—результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется
И дополняется. В итоге главная цель будет достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение.
Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Как научная дисциплина музейная педагогика, на стыке музее ведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения.
Цель проекта— Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала—высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Основные направления деятельности
- Поисковая, научно – исследовательская работа:
- Сбор материала о земляках- участниках Великой Отечественнойвойны,историяосвобождениянаселенныхпунктовРоссии(города-Герои)
- Работа с музейным фондом
- Формирование фондов подлинных памятников истории Великой Отечественной войны; Формирование фондов копий.
- Экскурсионно – просветительская работа
- Проведение занятий в музее, проведение тематических занятий мужества, занятий по ознакомлению с героизмом медицинских сестер, бойцов, солдат, о тяготах детства во время войны, о городах- героях, о великих сражениях войны, знакомство с наградами войны и.т.д.
- Развитие сетевого взаимодействия
- Связь музея с государственными учреждениями, общеобразовательными организациями.
- Организационная работа
- Обеспечение учета и условий сохранности фонда музея; оформление экспозиций музея, досуговая деятельность.
Принципы и подходы с учетом ФГОС ДО
Проект строится на основании следующих принципов в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- Уважение личности ребенка;
- Реализация Проекта в форме игры, познавательной исследовательской деятельности; содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
При реализации проекта используется комплекс взаимодополняющих
методов:
- Теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, существующего педагогического опыта и методических подходов по теме исследования; изучение документов, прогнозирование и проектирование.
- Информационные: информационные стенды, памятки, собрания, беседы, информация на сайте.
- Активные: моделирование игровых и проблемных ситуаций.
Необходимые условия реализации проекта:
- Интерес детей и родителей;
- Методические разработки,
- Интеграция со специалистами детского сада.
Ожидаемые результаты:
У детей будут сформированы представления:
- о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- интерес к военно-патриотической музыке;
- чувство единения и гордости за старшее поколение;
- изменение приоритетов родителей в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей.
- совершенствование системы взаимодействия между детьми, родителями и педагогами;
Средства патриотического воспитания:
- Встречи с ветеранами ВОВ, тружеников тыла и локальных войн;
- Экскурсии по музейным выставкам для всех возрастных групп
- Музейные уроки (на базе музея);
- Экскурсионная деятельность;
- Познавательные занятия в старших группах;
- Диспуты, круглые столы с детьми и родителями
- Оформление тематических выставок;
- Проведение викторин
Этапы реализации проекта:
I этап–Информационно–накопительный:
Изучить контингент участников проекта (дети, родители, педагоги).
- Поиск инновационных форм, методов и способов по работе свыше указанным контингентом.
- Пополнить предметно-развивающую среду для реализации участников проекта.
- Подобрать консультативный и наглядный материал для родителей, педагогов.
- Организовать выставку методической литературы для родителей и педагогов по теме проекта.
- Провести анкетирование родителей с целью определения их отношения к нравственно – патриотическому воспитанию детей.
II этап–Аналитический:
После того, как были определены тема и цель проекта, подбирался наглядный материал, фото, аудио и видео материалы, книги; разрабатывались конспекты НОД по заданным темам. Были проведены обсуждения со специалистами, педагогами родителями ДОУ о материальных и технических возможностях реализации проекта. Одновременно шло накопление и подбор материала по всем направлениям деятельности. Результатом проделанной работы явилось составление перспективного плана развития музея и работы с родителями и воспитанниками дошкольного учреждения.
№ | Содержание | |
1. | Работа с музейным фондом | |
Поиск и пополнение музейного фонда музейными предметами | ||
Создание инвентарных книг (основного фонда, научно-вспомогательного фонда) | ||
Создание нормативно-правовых актов и документации по деятельности музея (программа, положение) | ||
2. | Поисковая, научно – исследовательская работа Документы военных лет | |
Боевые трофеи, обмундирование, награды, переписка | ||
Подготовка материалов о Ветеранах ВОВ года. | ||
Подборка, картотека детских стихов о ВОВ | ||
Подборка, картотека сценариев, посвященных Дню Победы | ||
Подготовка поделок военной техники, оружия и т.п | ||
3. | Экскурсионно-просветительская Организация экскурсий в музей воспитанников | + |
Проведение тематических занятий по теме: «Мужество и подвиг» | + | |
4 | Развитие сетевого взаимодействия. Сотрудничество с библиотекой и структурным подразделением СОШ «Хойто Бэе» на договорной основе, КДЦ Хойто Бэе, Нижняя Иволга, Совет ветеранов | + |
Организация работы с семьями воспитанников
Семья - первый социальный институт ребёнка, где он усваивает моральные принципы и нормы, семья-транслятор нравственного, духовного опыта, имеющий огромный воспитательный потенциал. В народе говорят:
«хороший пример -лучше, чем сто слов», воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, мы вовлекаем семью в жизнедеятельность ДОУ, в систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Действующие формы работы с детьми и родителями:
- Целевые прогулки к монументу Победы в сочетании с работой в Музее Победы детского сада. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдения ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.
- Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей–о защитниках родной земли, Отечества, например, чтение произведений из серии «Дедушкины медали». Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотеки.
- Использование ИКТ технологий: показ видео материалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях.
- Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
- Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Участие родителей в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов.
- Сбор наглядного материала с помощью детей и родителей группы (значки, открытки и т.д.) для использования в беседах с детьми.
- Проведение традиционных конкурсов семейного творчества: «Моя Родина-место, где я родился», «Моя родословная».
- Организация выставки картин на военно-патриотическую тему отечественных художников.
- Организации выставки детских работ военно-патриотической тематики.
- Привлечение родительской общественности к оказанию посильной помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, стендовое моделирование).
Для реализации названных целей и задач музей обладает достаточными ресурсами
- Беседы, экскурсии, тематические занятия на тему «Памятники ВОВ г.Улан-Удэ»
- Экспозиция–Галерея Славы «Портреты ветеранов ВОВ» родные и близкие сотрудников и воспитанников нашего дошкольного учреждения.
- Города Герои
- Боевые награды, подлинные фотографии военных лет, наградные документы.
- Оригинал письма с фронта
- Экспозиция–панорама военного сражения,
- Выставка игрушек «Военная техника». Семейные реликвии.
- Подборка детской литературы.
Научно- вспомогательный фонд:
В музее оформлены:
- Галерея портретов «Бессмертный полк»
- города Герои
- стенды «Бурятия в годы Великой отечественной войны»
- демонстрационные картинки беседы (дети-герои, города герои, оружие войны, награды войны, сражения войны)
Важная особенность организации Музея— возможность его посещения каждый день и участие в его создании детей и родителей. В обычном музее ребенок—лишь пассивный созерцатель, а здесь он—соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что даёт плодотворный результат работы во многих областях воспитательно–образовательного процесса как в рамках дошкольного учреждения, так и за его пределами. Создавая Музей Победы, мы предположили, что это даст возможность практического претворения тех педагогических идей и методик, которые реализуются в системе нравственно-патриотического воспитания.
План работы музея на 2022-2023 учебныйгод
Месяц | мероприятие |
Сентябрь -ноябрь |
|
декабрь |
6-7 лет «Города герои» |
январь | - тематическое занятие с воспитанниками6-7 «Город герой Ленинград. Блокада» |
февраль | -Рассматривание армейских фотоальбомов пап детей -Выставка поделок «Оружие войны» (конкурс для воспитанников и их родителей) -Экскурсии для воспитанников 5-7лет в музей боевой славы«Оружие войны» |
март | -Экскурсии для воспитанников 5-7 лет в музей боевой славы «Дети-герои» |
апрель |
|
май |
|
Заключение
Патриотическое воспитание–основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства.
Здесь немало важную роль играет влияние семьи и образования.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм».
Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Таким образом, среда ДОУ подчинена идее воспитания гражданственности как одной из ключевых компетенций, без которых невозможна жизнь в современном обществе.
Список литературы
- Дудникова С.А.Музей в гражданском и патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.//Детский сад от А доЯ.
- Евдокимова Е.С.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.–М.:ТЦ «Сфера»
- Зацепина М.Б. Дни воинской славы: Патриотическое воспитание дошкольников: Для работы с детьми 5-7лет. –М.: Мозаика -Синтез
- Как научить детей любить Родину : руководство для воспитателей и учителей/авт.–сост. Ю.Е.Антонов, Л.В. Левина и др.–М.:АРКТИ,
- Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением.–2005.-№1.
- Усачёва Т.В. Программа патриотического воспитания дошкольников.
//Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения.–2010.-№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект мини-музея в группе "Наш край"
Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....
Проект мини-музея "Чудо ложки"
Проект расскажет о создании музея, посвещенный истории и видам ложки...
Проект мини-музея "Военная атрибутика"
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Его цель: нравственно-патриотическое воспитание детей, расширение и углубление их знаний об атрибутике российской армии....
проект мини-музея "Волшебная вода"
иформационнон-исследовательский проект мини-музея "Волшебная вода"...
проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"
проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...
Проект мини-музея "Мир камня"
Проект разработан для работы со старшими дошкольниками в мини-музее "Мир камня"...
Проект мини-музея тряпичной куклы
Беседы, консультации, мастер класс, паспорт музея....