Проект "Город, в котором я живу"
проект (средняя группа)

Организация проектной деятельности краеведческой направленности с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_v_kotorom_ya_zhivu.docx33.33 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Город, в котором я живу»

Выполнили:

Масунова Елена Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

Лазаренко Наталья Николаевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

2017-2019

Пояснительная записка

Шаг за шагом вместе

И без всякой лести.

Я, семья и детский сад

Много важных дел свершат.

Я, семья и детский сад

Выше ярких звезд взлетят.

Девиз нашей группы

Проект по знакомству с родным городом родился в 2017 году в процессе сотрудничества с учителем-логопедом Лазаренко Натальей Николаевной. В нашей логопедической группе обучается 11 детей с заключением ОНР 3 уровня. Для них очень важно организовать условия для коммуникативной деятельности. Было принято решение использовать проектную деятельность и создать материал по фото родителей и детей о родном городе. В последствие проект получил продолжение и реализуется в настоящий момент. Продуктами проекта стали презентация о родном городе, видеоматериалы экскурсий, родительских собраний, занятий с участием родителей. В 2018 году УМК «Путешествие Букваренка по г. Кемерово», в состав которого вошло наглядное электронное пособие, являющие продуктом данного проекта, был отмечен дипломом II степени во Всероссийском заочном конкурсе «КЛАССИКИ» (г. Кемерово).

Опыт работы с родителями в процессе реализации проекта обобщен в публикации статьи «Педагогическое сопровождение родителей в условиях реализации ФГОС ДО в логопедической группе» в сборнике материалов VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные подходы к развитию системы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: теория, практика и тенденции», г. Кемерово, (26–27 сентября 2018 года) и на презентационной площадке «Деятельность инновационных площадок регионального и муниципального уровней» (г. Кемерово, 2018г.).

Моя роль в этом проекте заключается в организации родителей на участие в экскурсии по ул. Весенней, организации участия детей в конкурсе детского рисунка «Красота божьего мира», выставке-ярмарке «От покаяния к воскресению России». Совместно с учителем-логопедом проведены занятия по изучению исторических и памятных объектов и мест города Кемерово и другие мероприятия. Была проведена работа по отбору материала о городе для изучения с детьми. При обращении к историческим и культурным местам и объектам города акцентировалось внимание на том, какие ценности они в себе содержат: ценность семьи – скульптуры «Мать и дитя», «Погода в доме» и др.; ценность гуманного отношения к природе – скульптуры «Флора и фауна», «Собака» и др.; ценность труда – скульптуры, посвященные шахтерам, сотрудникам МЧС и пр. Таким образом, путешествие по г. Кемерово – это не только вооружение детей краеведческими знаниями, привитие любви к родному городу, но и воспитание общечеловеческих ценностей.

Проект

Актуальность. Знания о родном городе являются составляющей культуры любого человека. Изучение истории, объектов и мест родного города – это не только возможность дать знания, но и прикоснуться к личности ребенка, сформировать у него общечеловеческие ценности. Город создан человеческим трудом. Он хранит традиции, культуру людей, которые в нем жили, живут и будут жить.

Подрастающему поколению необходимо знать о красоте собственного города, его достижениях, чтобы в дальнейшем стать его полноценными гражданами.

В нашей группе «Букварята» «живет» маленький Букваренок. Он очень любознательный. Букваренок попросил ребят рассказать ему о г. Кемерово.

Проблема: что я могу рассказать о своем родном городе гостям города (ребенку)?

Гипотеза: знакомство с историей, культурными, историческими местами и объектами города позволит расширить кругозор, приобщиться к общекультурным ценностям, формировать любовь к родному городу.

Цель проекта для педагогов и родителей – создание условий для социализации, духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством краеведческого материала.

Задачи программы:

  1. Познакомить с историей родного города, историческими, культурными и другими объектами и местами г. Кемерово.
  2. Формировать бережное отношение к окружающей среде, культуру поведения в городе, общественных и культурных местах.
  3. Способствовать развитию представлений о профессиональной деятельности человека, и, в частности, о труде шахтеров.
  4. Создавать условия для принятия дошкольниками общечеловеческих ценностей.

Цель для детей: знакомство с историей, культурными, историческими местами и объектами города.

Задачи:

  • составить перечень исторических и культурных мест и объектов города Кемерово;
  • узнать историю, значение исторических и культурных мест и объектов города Кемерово;
  • посетить исторических и культурных мест и объектов города Кемерово.

Формы: занятия, экскурсии, коллективные творческие дела.

Методы: рассказы, беседы, рассматривание фотографий, дидактические игры, просматривание видео, прослушивание аудиозаписей, творческие задания.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие и пение песен о Кузбассе и г. Кемерово, изобразительная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.

Тип проект: по длительности – долгосрочный (2 года), по виду деятельности – познавательно-исследовательский, по количеству участников – групповой.

Участники проекта: воспитанники (5-7 лет), родители, воспитатели, учитель-логопед.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта участники будут иметь представление об:

  • памятниках и скульптурах г. Кемерово;
  • некоторых памятных местах, местах отдыха г. Кемерово;
  • истории г. Кемерово;
  • профессиях, в том числе профессии «шахтер»;
  • культуре поведения в городе, общественных и культурных местах, на природе.

В результате реализации проекта воспитанники будут уметь:

  • использовать речь для выражения своих впечатлений, размышлений.

В результате реализации программы воспитанники будут обладать:

  • положительным отношением к окружающему миру,
  • интересом к родному краю, его истории,
  • ценностным отношением к семье, городу, природе.

В результате обучения по программе у воспитанников будут складывать предпосылки к обучению, выражающиеся в:

  • любознательности;
  • умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Продукты: презентация «Путешествие Букваренка по г. Кемерово», видеозаписи экскурсий, фотоотчеты, рисунки по теме «Мой любимый город», сказки Букваренка.

Риски реализации проекта:

  • низкая активность родителей;
  • высокие требования организации безопасности к проведению экскурсий с воспитанниками вне дошкольного учреждения;

2.ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

  1. Организационный
  • Выявление имеющихся представлений/знаний об истории, культурных, исторических местах и объектах города у воспитанников и их родителей.
  • Определение списка культурных и исторических мест и объектов города.
  • Формулирование целей и задач, соответственно предполагаемого продукта проекта.
  1. Планирование
  • Определение источников информации.
  • Составление плана действий.
  • Определение критериев оценки результата.
  1. Реализация проекта

Сроки

Мероприятия

Продукт

2017-2018 учебный год

Сентябрь-декабрь 2017

Посещение исторических и культурных объектов и мест города.

Сбор фотоматериалов.

Аудиозапись коротких сообщений об исторических и культурных объектах и местах города.

Презентация «Путешествие Букваренка по г. Кемерово»

Февраль

Беседы «Известные люди нашего города». Памятник А.А. Леонову, памятник летчику В.Д. Мартемьянову.

Рисунки по теме «Космос», «Летчики»

Март 2018

Занятие с участием родительницы, сотрудника городского архива

«Тайны архива: Каким был наш город»

Фотоотчет

Апрель

Игра «Устами младенца»

Видеозапись материала игры.

Видеозапись игры с родителями

2018-2019 учебный год

Август

Подготовка поделок ко Дню шахтера.

Выставка

Сентябрь

Экскурсия с воспитателями и родителями по ул. Весенняя (одна из старых улиц центра города)

Видеоматериалы

Октябрь

Конкурс рисунков Красота божьего мира

Православная международная выставка ярмарка «От покаяния к воскресению России»

Рисунки о городе

Макет собора

Ноябрь

Коллективное творческое дело ко Дню матери

Литературная гостиная «Мама и Родина»

Сценарий литературной гостиной.

Пополнение презентация «Путешествие Букваренка по г. Кемерово»

Декабрь

Посещение музея этнографии, экологии Кемеровской области (при ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный музей»

Видеоматериалы

Фотоматериалы

Январь-февраль

Коллективное творческое дело ко Дню защитника Отечества

Стенгазеты «Наши папы», «Воины-герои нашего города»

Март-май

Сбор фотографий и рассказов «Где я отдыхаю»

Фотовыставка.

Пополнение презентация «Путешествие Букваренка по г. Кемерово»

Работа с родителями:

  • совместная организация мероприятий, особенно тех, которые проводятся вне дошкольной образовательной организации;
  • участие в проведении занятий;
  • посещение с детьми исторических и культурных мест и объектов города Кемерово;
  • беседы родителей  с детьми о городе Кемерово, рассматривание семейных фотографий, отражающих историю города;
  • запись видеоматериалов, их монтаж.

3. Заключительный.

  • Создание презентации «Путешествие Букваренка по г. Кемерово».
  • Альбом рисунков и рассказов о родном городе.
  • Видеоматериалы по итогам экскурсий, посещений исторических и культурных мест и объектов г. Кемерово.
  • Обобщение материалов проекта и размещение публикаций, участие в конкурсах разного уровня.

3. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Герасимов, А. Н. История Кемеровской области: Книга для чтения [Текст] / А. Н. Герасимов, С. А. Герасимова. – Кемерово: СКИФ-ИПП «Кузбасс», 2007. – 224 с.
  2. Жаренкова, Н.З. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями» [Текст] / Н.З. Жаренкова, О.В. Муртазина. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 48с.
  3. Звягин, С.П. История Кузбасса [Текст] / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова и др. – Кемерово: Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2014. - 368 с.
  4. Историческая энциклопедия Кузбасса [Текст]. – Т.1. -Кемерово, 1996. -310 с.
  5. История Кузбасса [Текст] / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. – 360 с.
  6. Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 208 с.
  7. Красная книга Кемеровской области [Текст] – Т. 2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. – 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. – 192 с.
  8. Матова, В.Н. Краеведение в детском саду [Текст] / В.Н. Матова. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 176с.
  9. Разинкин, А.В. Кемеровская область с древнейших времен до конца XVIII в. [Текст]: учебное пособие / А.В. Разинкин. - Кемерово, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация» , «Познание» по теме: «Дом, в котором я живу»Конспект познавательной игры

Игра, ставящая своей целью формирование у детей патриотических чувств, осознания причастности каждого человека к судьбе семьи, города, края....

Конспект занятия игры "Что? Где? Когда?" на тему "Край, в котором мы живем"

Занятие -игра по патриотическому воспитатнию в старшей группе....

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

комплекс занятий по краеведению "Дом в котором я живу"

Знакомство детей со своей малой родиной улицей, музеем, памятниками архитектуры, воспитание патриотизма и уважения....

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

проект "Край в котором я живу! Край который я люблю!"

Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о родном крае, гордости и любви к родному городу, через ознакомление с историей своего края, жизнью народа, нравственными ценностями, т...