ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Птичья зимовка»
проект (старшая группа)
Актуальность:
Так как мы проживаем в стране, где зима длится почти полгода. Соответственно нашим братьям меньшим, в частности птицам, приходится тяжелее всего. Кто как не человек должен позаботиться о них. И для того, чтоб воспитать в детях самые лучшие нравственные качества, мы должны на живом примере показать, как нужно любить и заботиться о братьях наших меньших. Детям интересен мир животных и птиц, но в силу своего маленького жизненного опыта они еще мало знают о них. Они путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Так у нас появился проект «Птицы – наши друзья»!
Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края, вызовет желание бережно относиться к птицам, осознанию ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ptichya_zimovka.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«Птичья зимовка»
Актуальность:
Так как мы проживаем в стране, где зима длится почти полгода. Соответственно нашим братьям меньшим, в частности птицам, приходится тяжелее всего. Кто как не человек должен позаботиться о них. И для того, чтоб воспитать в детях самые лучшие нравственные качества, мы должны на живом примере показать, как нужно любить и заботиться о братьях наших меньших. Детям интересен мир животных и птиц, но в силу своего маленького жизненного опыта они еще мало знают о них. Они путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Так у нас появился проект «Птицы – наши друзья»!
Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края, вызовет желание бережно относиться к птицам, осознанию ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
-пополнить развивающую среду по теме проекта;
-воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
-развивать интерес и любовь к родному краю.
Участники: педагог, дети и родители старшей группы.
Сроки выполнения: с 1.12.2021 по 11.12.2022 г.
Тип проекта: информационно-творческий.
Ожидаемые результаты:
У детей сформированы элементарные представления о зимующих птицах, о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
Развит интерес к объектам и явлениям природы. У родителей повышается уровень экологической сознательности, они совместно с ребенком заботятся о птицах, строят для них кормушки, регулярно наблюдают за ними и пресекают жесткое обращение.
1 этап _подготовительный:
Сбор информации, подборка литературы, видео фильмов о птицах, аудиозаписей, материала для детского творчества по данной теме.
Беседа с родителями, домашнее задание для детей и родителей.
2 этап – основной практический
Познавательные занятия на тему «Наши пернатые друзья», «Почему птицы умеют летать?», «Зачем птицам хвост?»
Развитие речи беседа «Зимующие птицы»
Пальчиковые гимнастики «Десять птичек стайка», «У кормушки»
Заучивание стихотворений о птицах.
Просмотр видео фильмов и мультфильмов
Изо-деятельность коллективная аппликация «Снегири прилетели»
Лепка с использованием природного материала «За окном синица»
Чтение сказки «Серая шейка», «Гадкий утенок», «Дюймовочка»
Клубный час Игра-импровизация «Полярная сова Лэнгкэй»
Рисование красками с использование ватных дисков «Птицы улетают в теплые края», раскрашивание и вырезывание силуэтов птиц.
Труд: изготовление с детьми экологических кормушек, кормление птиц семена и крошками хлеба, в морозы график дежурства по кормушкам. (кормушки всегда должны быть наполнены)
Музыкальные занятия: пение песен о птицах, звукоподражание им, слушание музыки по теме.
3 этап: заключительный
Викторина «Кто такие птицы?
Составление детьми рассказов «О том, как я заботился о братьях наших меньших»
Придумывание сказки «Как птицы зимовали»
Какие птицы зимуют в России
Зимой в лесах и парках нашей страны остаются свыше ста видов птиц: голуби, воробьи, синицы, снегири, дрозды, свиристели, сороки, галки, вороны, поползни, чижи и сойки встречаются в городских парках, клесты и дятлы – в пригородных лесах, утки и лебеди – на водоемах.
Интересно, что снегири, которые считаются символом зимы, новогодних праздников, на самом деле живут в средней полосе России круглый год. Летом они обитают в лесу, и заметить их там довольно сложно. А зимой в поисках корма красногрудые птахи перебираются в города и поселки, поближе к людям.
Как и чем кормить птиц
О том, что для того, чтобы птицы смогли пережить холода, их нужно подкармливать, знают все. Однако орнитологи подчеркивают, что нужно именно подкармливать, а не кормить. Если взять пернатых на полное довольствие, они разучатся находить пропитание самостоятельно и будут целиком зависеть от человека, а это может привести к их гибели. По этой же причине подкармливать птиц следует только в холодное время года, когда большая часть еды – ягод, семян, личинок, скрыта под снегом.
Если вы с ребенком хотите помочь зимующим птицам, определитесь, для каких из них вам стоит приготовить корм и кормушку. Например, чтобы крупные виды (вороны, голуби, сороки) не отбирали еду у мелких (снегирей, синиц, воробьев), сделайте в кормушке не слишком большое отверстие или повесьте ее на тонкую ветку.
Если кормушка будет висеть на дереве во дворе или неподалеку от дома, не забывайте регулярно чистить птичью столовую и подсыпать свежий корм. Делать это лучше всего в одноразовых перчатках.
Если вы не планируете приносить птицам новую еду каждый день, отнеситесь ответственно к выбору материалов для изготовления кормушки и сделайте ее прочной и долговечной. Лучше взять экологичные дощечку или фанеру, а не пластиковую бутылку: впоследствии упавшая кормушка просто сгниет, а не превратится в не разлагаемый десятилетиями мусор.
Вот что можно положить в кормушки:
ягоды (рябина, калина, боярышник, клюква);
кусочки фруктов (яблоки, груши, бананы) и сухофруктов;
ломтики овощей (тыква, морковь, кукуруза);
семена трав (одуванчик, чертополох, мятлик);
семена деревьев (клен, ясень);
шишки;
сырые орехи (кроме арахиса, который является токсичным для птиц);
несоленые и нежареные семечки;
несоленое и некопченое сало;
крупа – можно такую, в которой завелись жучки и личинки (для птиц это бонус). Подойдут просо, пшеница, овсяные хлопья. А вот рис давать не стоит, он слишком твердый. Пшено нужно ошпарить кипятком, чтобы оно не прогоркло;
кусочки сырого мяса;
яичная скорлупа;
порубленные на кусочки вареные яйца.
Главный критерий подкормки зимой – калорийность, к примеру, семечки однозначно лучше ягод.
Можно приготовить и настоящее лакомство для пернатых – «птичье печенье». Для этого в силиконовую формочку для кекса налейте растопленное свиное или говяжье сало, насыпьте туда семечки, сделайте петельку из суровых ниток. Когда сало застынет, повесьте шарик на ветку дерева.
Хлеб – польза или вред для птиц?
Можно ли его давать пернатым? Любители птиц придерживаются полярных точек зрения. Одни утверждают, что это яд, а другие считают, что хлеб ничем не хуже других кормов.
Мнение, что хлеб вреден для птиц, – это миф. Хотя доля истины в этом есть.
Дело в том, что если давать птицам хлеб летом, то они начинают кормить им птенцов. У птенчиков же в это время формируется костная система и оперение.
Хлеб не содержит аминокислот и белков, поэтому может вызвать дефекты в развитии. А вот зимой такие «пустые калории» – хорошее топливо для организма.
Так что в холодный сезон птиц можно кормить любым хлебом: черным, белым, подсушенным или свежим.
И еще раз о пользе птиц...
Птицы не только радуют нас красивым оперением и звонкими трелями. Они спасают урожай. В 1950-е годы в Китае по приказу правительства истребили почти всех воробьев, чтобы они не клевали зерна, в результате чего по всей стране расплодились тля и саранча. Тучи насекомых несколько лет подряд уничтожали посевы, и от голода в те годы погибли миллионы жителей Поднебесной. Тогда Мао Цзэдун попросил Советский Союз и Канаду прислать своих воробьев для борьбы с вредителями. Теперь этих птиц в Китае берегут.
Пернатые не только защищают посевы, но и спасают деревья. Например, одна синица в летний день скармливает птенцам 500–600 насекомых и личинок. А зимой синицы и дятлы достают из-под коры жучков-вредителей. Так к весне лес очищается от паразитов.
Немало пользы от птиц и в городах. К примеру, вороны – настоящие санитары мегаполисов, уничтожающие падаль, гниющие пищевые отходы и мелких грызунов.
Художественная литература для чтения детям
А. Говоров «Снегири» Глянь-ка, мама, посмотри, За окошком снегири. Синие, красные. Крылышки атласные. В окна вьюга бьется. Холодно без солнца. Чтобы не было им скучно. Чтобы не было им грустно, Можно с крошками в кормушки Положить игрушки!
| Н. Рубцов «Ворона» Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе' Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны...
|
А.Барто «Страшная птица» На окошко села птаха? Брат закрыл глаза от страха: -Это что за птица? Он ее боится! Клюв у этой птицы острый, Встрепанные перья. Где же мама? Где же сестры? Ну, пропал теперь я! - Кто тебя, сынок, обидел? - Засмеялась мама. Ты воробышка увидел За оконной рамой.
| В. Берестов «О чем поют воробушки» О чем поют воробушки, в последний день зимы? — Мы выжили! — Мы выжили! — Мы живы! — Живы мы!
|
З.Александрова «Новая столовая» Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник посмотри снегири.. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог налетели семь сорок. В воскресенье, воскресенье Прилетел к нам гость весенний - |
Пер. с нем. К. Орешина «Зимний разговор через форточку» — Я маленький воробей, я гибну, дети, спасите... Я летом всегда подавал сигнал. Чтоб сторож ворон с огорода гнал. Пожалуйста, помогите! - Сюда, воробей, сюда! Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу! - Я -дятел, пестрый такой, я гибну, дети спасите… Все лето я клювом столбы долбил, Тьму вредных букашек истребил. Пожалуйста, помогите! — Сюда, наш дятел, сюда! Вот тебе, друг, еда. Благодарим за работу! - Я иволга. Иволга я, я гибну, дети, спасите... Ведь это я в прошедшем году – Чуть сумерки - пела в ближнем саду. Пожалуйста, помогите. - Сюда, певунья, сюда ! Вот и тебе еда. Благодарим за работу!
|
В. Звягин «Воробышки» На дворе морозище–градусов под сорок, Плачутся воробышки,что весна не скоро. Что в морозы лютыеплохо греют шубки... Я принес воробышкам на тарелке крупки: Кушайте, воробышки кушайте, хорошие. Я бы вам и валенки подарил с калошами. Но сказала мама: -Воробейведь маленький, Сразу, как запрыгает- потеряет валенки. | Г. Ладонщиков «Здравствуй, зимушка-зима» Белым снегом все покрыто: И деревья, и дома. Свиснет ветер легкокрылый- Здравствуй, зимушка-зима! Вьется след замысловатый Мы для птиц кормушки ставим, |
Пальчиковые игры
«Птичья кормушка» Воронец Я. Для голодных птиц зимою очень вкусное оно. Прилетайте к нам, синицы, голубь, клест и воробей! И, конечно, ждем мы в гости красногрудых снегирей.
|
Дети имитируют движения. Имитируют движения. Загибают по очереди пальцы, перечисляя птиц. |
«Я зимой кормлю всех птиц» Новикова Р. Воробьев и снегирей – вот кормушка у дверей. Дам им булки, пшенной каши, дам им зерна, семена. А синице дам я сало, пусть клюет его она. | Дети загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя птиц. Показывают одной рукой на кормушку. Загибают или разгибают пальцы на руке, перечисляя корм. Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения.
|
«Воробьи» Финк И. Воробьи – воробушки, Серенькие перышки! Клюйте, клюйте крошки У меня с ладошки! Нет, с ладошки не клюют И погладить не дают. Как бы нам поладить, Чтоб дались погладить? |
Пальцы в кулак, указательный и большой вытянуты – клювик. Шевелят выпрямленными пальцами рук. Стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот. Подуть на раскрытые ладони. Погладить тыльные стороны рук поочередно. Хлопки в ладоши. Потереть ладоши друг о друга.
|
«Дятел» Герасимова Д. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть он скрылся под корой, Все равно он будет мой. |
Раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони. |
«Сел на ветку снегирек» Бондаренко Т. Сел на ветку снегирек, Брызнул дождик Он промок. Ветерок, подуй слегка, Обсуши нам снегирька. |
«Попрыгать» ладошками по плечам. Потрясти кистями рук перед собой. Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода. Поднять руки вверх и покачать ими. Помахать руками – «крылышками»
|
«Сорока» Поживин В. Рано утром издалека Прилетела к нам сорока. Стала громко стрекотать, Длинным хвостиком махать, Зернышки она клевала, Все на свете рассказала.
|
Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать обеими кистями, как крыльями. Ладони с сомкнутыми пальцами прижать друг к другу и наклонять их вправо-влево. Пальцы обеих рук собрать в щепоть и «клевать зернышки» с поверхности стола. |
«Снегири» Плохих И. Снегири. Раз, два, три. Прилетели, посидели, Погалдели, улетели. Улетели в небеса. Вот какие чудеса! | Стоят лицом в круг. Хлопают опущенными руками по бокам. Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших. Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке. Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями. Останавливаются, машут скрещенными ладонями. С удивлением разводят руками.
|
«Сорока» Потешка Сорока, сорока, Научи меня летать, Невысоко, Недалеко, Чтобы солнышко видать. |
Ладони раскрыты, большие пальцы переплетены, машем кистями рук, как крыльями. Руку поднимаем вверх. Кисть руки прикладываем к глазам. Рисуем в воздухе круг. |
Список художественной литературы
1. К. Ушинский «Курица и утята»
2. Е.И. Чарушин ««Яша», «Воробей»
3. А.Яшин «Покормите птиц зимой»
4. З.Александрова «Новая столовая»
5. Пер. с нем. К. Орешина «Зимний разговор через форточку»
6. В. Звягин «Воробышки»
7. А.Барто «Страшная птица»
8. Т.Домаренок «Кукушечка», «Два гнезда», «Кто разукрасил синичку?»
9. А. Барто «Синица»
10. И. Косяков «Чик-чирик!
11. Л.Н. Толстой «Воробей на часах», «Лебеди»
12. В.В. Бианки «Чей нос лучше?» «Синичкин календарь»
13. Куприн А. И. «Скворцы»
14. Г.А. Скребицкий «Про наших птиц»
15. П.Н. Барто. «Птичьи разговоры»,»Птичий хоровод», «О чем поют птицы»,
«Пусть поют птицы"
16. Е.В. Лукина. «Птичий городок»
17. Н.А. Минх «Братья феврали»
18. Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»
19. Н.И. Сладков «Зимние долги», «Синички - арифметички»
20. Г. Скребницкий «Дружба»
Сюжетно-ролевые игры:
«Перелетные птицы», «Появление птенчиков в гнезде».
Задачи:
- формировать у детей способность принимать на себя роль птиц;
- умение драматизировать понравившиеся им сказки и истории;
- воспитание бережного отношения к объектам живой природы.
«Зоопарк».
Задачи:
- обобщить знания детей о диких животных, об их внешнем виде, повадках, питании. Формировать представление у детей об обязанностях сотрудников зоопарка. Формировать умение творчески развивать сюжет игры используя строительный напольный материал, разнообразно действовать с ним. Развивать речь, обогащать словарный запас. Воспитывать доброе, заботливое отношение к животным.
«Ветеринарная лечебница».
Задачи:
- сформировать у детей интерес к профессии ветеринарного врача;
- воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Дидактические игры:
«Кто где зимует?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих».
Задачи:
-уточнить названия птиц; закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, желание заботиться о них
«Улетает — не улетает».
Задачи:
- умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных; воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время.
«Чего не хватает?»
Задачи:
- обобщить знания детей о внешнем виде птиц; воспитывать любознательность, сочувствие; развивать связную речь;
Воспитатель выставляет силуэты птиц (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т. д.)
«Кто как голос падает?»
Задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление; развивать речь детей, обогащать их словарь.
«Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур».
Задачи:
- продолжать знакомить детей в процессе игр с различными свойствами предметов, учить их учитывать эти свойства при выполнении игровых задач; продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
«Кто потерял?»
Задачи:
- формировать знания детей о внешнем виде птиц; учить распознавать, какой птице принадлежат перья (петух, гусь, павлин, утка) из данной коллекции.
«Кто лишний».
Задачи:
- формировать знания детей об объектах живой природы; учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.
«Какой птицы не стало».
Задачи:
- продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.
«Что это за птица?»
Задачи:
- уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Подвижные игры:
«Живая и неживая природа».
Задачи:
- закреплять знания детей об объектах живой и неживой природы.
«Воробушки и кот».
Задачи:
- умение выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении; воспитывать дружелюбие.
«Перелетные птицы».
Задачи:
-учить детей бегать, упражняться прыжках, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировка в пространстве.
«Вороны».
Задачи:
- учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.
«Ворона — воробей».
Задачи:
-внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.
«Совушка».
Задачи:
- формировать у детей навыки торможения, наблюдательности, умения выполнять движения по сигналу. Упражнять детей в беге.
«Лиса в курятнике».
Задачи:
-развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании, прыжках в глубину.
«Наседка и цыплята».
Задачи:
-совершенствовать умение подлезания под веревку, не задевая ее; развитие ловкости, внимания; действовать по сигналу; воспитание взаимовыручки, товарищества.
Театрализованные игры:
«Сердитый гусь».
Задачи:
-формировать у детей навыки обыгрывания литературного текста; поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
«Птичий базар».
Задачи:
-воспитывать детей умению действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Умению драматизировать понравившиеся им сказки и истории. Воспитание бережного отношения к природе.
Игра-ситуация:
«Ты нашёл на улице слабую, замершую птичку – пожалей ее».
Задача:
- развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
«Бывает – не бывает».
Задачи:
-формировать у детей умение логически мыслить, фантазию, воображение.
Хороводные игры:
«Дикие птицы».
Задачи:
- развивать координацию, ориентацию в пространстве, развивать координацию слов с движениями, работать над темпом и ритмом речи; обогащать двигательный опыт детей; воспитывать желание выразительно двигаться; быть аккуратным в движениях и перемещениях.
«Птицы».
Задачи:
- развивать координацию, ориентацию в пространстве, содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности, формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками; формировать умение поддерживать речевое общение.
«Игры-забавы»:
«Маленькая птичка».
Задачи:
- развитие активной речи и внимания ребенка.
«Гуси летят».
Задачи:
- формирование слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.
«Кукушка».
Задачи:
- развить воображение, повышение настроения.
Прогулка № 1: «Какие птицы прилетают на участок?»
Задачи:
-уточнить названия птиц, которые питаются в кормушке и летают вблизи участка;
-формировать умение по следам на снегу определять, кто прилетал к кормушке;
-воспитывать бережное, заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто сидит на кормушке?
2. Все ли птицы садятся на кормушку?
3. Где вы еще видите птиц?
4. Что они делают?
5. Как вы думаете, почему они не подлетают к кормушке?
6. А как ведут себя воробьи?
7. Как ведут себя птицы на кормушке?
8. Каких птиц вы знаете?
9. Можно ли узнать по следам на снегу, кто прилетал к кормушке?
10. Как называются птицы?
Словарная работа: птица, кормушка, клюют, прилетают, перелетают, взъерошенный, нахохлился.
Приметы:
Если воробей нахохлился - к морозу, перышки приглаживает - к теплу; вороны и галки садятся головой к югу -к теплу, на север - к холоду; ворона ходит по дороге - к теплу; вороны и галки дружно вьются в воздухе - перед снегом.
Художественное слово:
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
С. Есенин
Подвижные игры «Воробушки и кот».
Цель: выполнять движения по сигналу воспитателя и бегать в указанном направлении; воспитывать дружелюбие.
Прогулка № 2: «Как птицы передвигаются?»
Задачи:
-уточнить представление о наличии ног у птиц и способах передвижения птиц в зависимости от длины ног.
-продолжать устанавливать причинно-следственные связи между длиной ног и способом передвижения,
-замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм).
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Сколько ног у птиц?
2. Чем они отличаются от ног животных?
3. Для чего нужны птицам ноги?
4. Сколько пальцев на их ногах?
Активизация словаря: птицы, когти, крючком, передвигаются, летают, ходят, прыгают, клюют корм, разгребают, добывают корм, цепляются.
Художественное слово:
Птичка, птичка, вот тебе водичка,
Вот тебе крошки на моей ладошке.
Подвижные игры: «Перелетные птицы»
Цель: - учить детей бегать, упражняться прыжках, уметь от одного движения перейти к другому, развивать ловкость, ориентировка в пространстве.
Прогулка № 3: «Наблюдение за вороной»
Задачи:
-уточнять и расширять представления о разнообразии птиц;
-формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);
-учить видеть особенности в их строении и поведении;
-закрепить умение сравнивать птиц объекты по характерным признакам,
- расширять знания о вороне, как она передвигается;
-углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании;
-воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, желание заботиться о них
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто это? Ворона — это птица или животное?
2. Что есть у вороны? Какое туловище, голова, хвост, крылья?
3. Какого цвета у нее оперение, перышки?
4. Как передвигается ворона?
5. Зимующая или перелетная эта птица? Почему?
6. Как ворона кричит?
7. Чем она питается?
8. Где живет ворона?
Активизация словаря: птицы, воробьи, ворона, питается, хитрая, находчивая, оперение, предпочитает.
Приметы:
Вороны купаются в песке, воде - к скорому потеплению; вороны прячут клюв под крыло - к снегопаду.
Поговорки и пословицы: вороне соколом не быть; осенью и у воронья пир.
Художественное слово:
Кричит ворона в небе: «Кар-р!
В лесу пожар! В лесу пожар!»
А было просто очень:
В нем поселилась осень.
Е. Интулов.
Загадки.
На дереве сидит, во все стороны глядит.
Кто куда идет - «кар-р-р» кричит.
(Ворона.)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее ...
(ворона).
Подвижная игра
«Вороны».
Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст.
Прогулка № 4: «Наблюдение за воробьями»
Задачи:
-углублять знания об особенностях внешнего вида воробья,
-углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении;
-формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе;
-расширять знания о внешнем виде, чем питается, как передвигается, как чирикает и повадках воробья;
- обогащать словарный запас словами – действиями, словами-прилагательными, наречиями,
- активизировать внимание и память;
-воспитывать познавательный интерес, дружелюбное, заботливое отношение к птицам.
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Кто это? Воробей — это птица или животное?
2. Что есть у воробья? Какое туловище, голова, хвост, крылья?
3. Какого она цвета оперение, перышки?
4. Как передвигается воробей?
5. Зимующая или перелетная эта птица? Почему?
6. Как воробей кричит?
7. Чем она питается?
8. Где живет воробей?
Активизация словаря: птицы, воробьи, бойкая, проворная, клюет,
Приметы:
Воробьи сидят нахохлившись - к дождю; воробьи в ненастную погоду весело чирикают — к ясной погоде.
Поговорки и пословицы:
И птица чует, что холод будет; у каждой пташки - свои замашки.
Художественное слово:
«Мой приятель воробей»
За что я люблю воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода
-Не улетает никуда!
И. Левин.
Малоподвижная игра: «Что происходит в природе?».
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Взрослый. Дети.
Солнце что делает? Светит, греет.
Ручьи что делают? Бегут, журчат.
Снег что делает? Темнеет, тает.
Птицы что делают? Прилетают, поют.
Прогулка № 5: «Наблюдение и сравнение за воробьём и вороной»
Задачи:
-расширять знания о зимующих птицах в процессе сравнения двух контрастных птиц (воробей и ворона) по внешнему виду, поведению, способу передвижения,
- распознавать птиц по способам передвижения, издаваемым звукам,
- формировать умение различать следы, оставленные на снегу, узнавать по следу, какой птице он принадлежит;
-развивать интерес и наблюдательность,
-воспитывать наблюдательность и внимание, память.
Ход наблюдения:
Вопросы:
1. Чем отличаются птицы друг от друга?
2. Что можно сказать об окраске перьев у воробья, вороны?
3. Как передвигается воробей и ворона?
4. Чем отличаются ворона и воробей, чем они похожи.
5. Как ведут себя птицы во время еды?
6. Где им легче найти корм?
7. Что вы слышите, когда птицы собираются у кормушки?
8. Как кричат птицы?
9. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу?
10. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот большие следы?
Активизация словаря: воробей, крыльев, птица, ворона; слова-действия, слова-прилагательные, наречия, зимующие, нахохлились, чирикают, щебечут, покрылось пухом, зимовать, чирикают, щебечут.
Приметы:
Вороны каркают - к оттепели; если воробьи прячутся под крышу - будет мороз и метель; воробьи сидят на деревьях втихомолку - пойдет снег без ветра; ворона купается - к ненастью.
Поговорки и пословицы:
Вороне соколом не быть; покорми птиц зимою - послужат тебе весною; глупа птица, которой свое гнездо не мило.
Художественное слово:
«Воробышки»
На дворе морозище - градусов под сорок.
Плачутся воробышки, до весны не скоро,
Что в морозы лютые плохо греют шубки...
Я принес воробышкам на тарелке крупки:
- Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама: «Воробей ведь маленький.
Сразу, как запрыгает, - потеряет валенки».
В. Звягина.
Загадки:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица. (Воробей)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев - черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Карр! Карр! Карр!» (Вороны.)
Подвижные игры: «Ворона — воробей».
Цель: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде;
упражнять ориентироваться в пространстве; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Работа с родителями
Консультация «Покормите птиц зимой»
Цель: привлечение внимания родителей к проблемам зимующих птиц.
Задачи: дополнить и обобщить знания родителей о зимующих птицах (внешний вид, чем питаются);
- воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя- ребенка- воспитателя.
Наши дети уже знают, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить. Почему одни птицы улетают, а другие остаются зимовать с нами? Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами. Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом. А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных. |
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.
Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи.
Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда.
(В. Левин)
Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.
Понаблюдайте с ребенком за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает, скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.
Наши дети уже знают о том, знает о той большой пользе, которую приносят птицы. Если они «подзабыли», расскажите им, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.
Объясните ребенку, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.
Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам.
Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.
Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать "автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более естественно.
Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.
Чем же угостить птиц?
Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки.
Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам.
Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев.
Снегири любят ягоды рябины и бузины.
Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик - утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.
Кого можно встретить у кормушки?
Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень.
Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.
Консультация «Верные друзья — зимующие птицы»
Цель: дать рекомендации родителям о приобщении детей к объектам живой природы.
Задачи:
- формировать представления о зимующих птицах;
- умение рассказывать детям о птицах через художественное слово; привлекать детей к совместному изготовлению кормушек.
Много – ли найдется таких людей, кто не любит птиц? Эти милые создания радуют пением и щебетом, наполняя жизнью наши леса и парки.
Зимой на улице, во дворе и в парке ребенка ожидает много открытий. Пришло время познакомить детей с зимующими птицами, которых они не смогут увидеть в другое время года.
Во время прогулки с ребёнком обратите его внимание на птиц и спросите: «Посмотри, кто к нам прилетел? Почему они называются зимующими? К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели.
Чем эти птички друг от друга отличаются? ». Внимательно рассмотрите окраску птиц и отметьте, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища. А чем похожи?
Спросите у ребёнка: от чего же больше страдают и гибнут птицы зимой: от холода или от голода? Закрепите, что страдают наши пернатые друзья от голода. Зимой им трудно добывать корм. У птиц есть природные столовые: рябина, калина, яблоня.
Но на всю зиму птицам этой еды не хватает. Потому пернатые друзья в эту пору особо нуждаются в нашей заботе, как же мы поможем нашим птицам. Им нужна наша помощь!
Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Птицы быстро поняли, что возле человеческого жилья можно найти корм. Зимой даже лесные птицы тянуться к человеческому жилью. Голод заставляет на определённое время забыть о естественной осторожности. Помочь птицам несложно, надо устроить кормушку.
Вы можете принять активное участие в изготовлении кормушек, проявив творчество и фантазию. Кормушки можно изготовить из дерева, из коробочек для сока, молока, пластиковых емкостей и других материалов. А ребёнок совместно с вами украсит их наклейками, шнуровками. Ребёнок испытает радость, восторг и гордость за совместную поделку и с удовольствием будет насыпать в кормушку корм и часами наблюдать за птицами.
При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:
1.У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
2.Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Ребёнок закрепит полученные знания о зимующих птицах (умение узнавать и называть, увидит, чем питаются, будет узнавать по звучанию птиц).
У каждой птицы есть свое любимое лакомство.
У синицы — сало.
У клеста — шишки, кедровые орешки.
У снегиря — ягоды рябины.
У голубя — семена подсолнечника.
Прислушиваясь к звучанию птиц, ребёнок узнает, что:
— Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он (чирикает).
— Ворона подает голос: «Кар», значит она (каркает).
— Синица подает голос: «Цвик-цвик», значит она (цвикает) и т. д.
Все это вызывает интерес к окружающему миру, способствует развитию у ребёнка связной речи, умению составлять рассказ, расширению и активизации словаря ребёнка по теме, закреплению в речи названий зимующих птиц, их частей тела, закреплению обобщающего понятия «Зимующие птицы», формирует реалистические представления о природе, воспитывает гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
И помните: Большой вклад в сохранение родной природы начинается с малой заботы о птицах!
Акция «Покормите птиц зимой!»
Цель: помощь зимующим птицам в виде установок кормушек и организации непрерывного подкорма на них.
Задачи:
- формировать и закреплять знания правил поведения вблизи кормушек;
-из какого материала можно изготовить кормушки, чем можно прикармливать птиц в холодный период.
В холодное время года зимующим птицам очень трудно добывать себе пищу. Природный корм исчезает, но потребность в нем возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - прививать детям интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, учить беречь окружающий мир. Надеюсь, что вы выберете подходящий вариант и сделаете кормушку для птиц вместе с вашим ребенком. Ребёнку любого возраста такое занятие будет полезно и интересно.
Об этом нужно помнить!
Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц - не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!
Мало корма находят птицы зимой, т. к. насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав 0 под снегом. Если им не помочь, они могут погибнуть. Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят. Надо спешить! Дорог каждый час!
Изготовим кормушку для наших пернатых друзей!
Изготовить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из-под сока или молока, а если немного пофантазировать, то и из старой строительной маски тоже можно сделать превосходную кормушку. Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки должно быть 2 отверстия (вход и выход, чтобы птица не боялась залетать в кормушку.
2. Отверстия должны быть широкими, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
3. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом.
4. У кормушки должен быть сделан порог, чтобы корм не рассыпался.
5. Не забудьте прикрепить шнурок, на котором будет висеть наша кормушка.
Запомни несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормишь птиц:
1. Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки.
2. Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
3. Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4. Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО__________________________________________________________________________________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _______________________________________________________________________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?_________________________________________________________________________________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема? ________________________________________________________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? _______________________________________________________________________________________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _______________________________________________________________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии? ______________________________________________________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?__________________________________________________________________________________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ____________________________________________________________
Нужно ли это делать? _____________________________________________________________________________8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) ___________________________________________________________________________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________________________________________________________
10. Ваши предложения, пожелания. ________________________________________________________________________________
Работа с родителями
Консультация «Бережное отношение к природе через заботу о зимующих птицах»
Цель: привлечение родителей к экологическому воспитанию детей.
Задачи:
- умение рассказывать детям о птицах через художественное слово, прогулки и наблюдения;
- привлекать ребенка к совместному изготовлению кормушек;
- воспитание ответственности и бережного отношения к птицам.
Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.
Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.
Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.
В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.
Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.
Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами.
В зимний период времени привлеките ребенка к изготовлению кормушки. Ежедневно подсыпайте корм для птиц и наблюдайте, какие птицы прилетают к вашей кормушке. Объясните ребенку, что нужно систематически сыпать корм для птиц. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя ребенку жизнь зимующих птиц. Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки, походы на природу. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни птиц. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на подкармливание птиц, на чтение добрых стихов и рассказов о птицах, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Консультация «Азбука поведения в лесу»
Цель: дать представление о правилах поведения в лесу.
Задачи:
- приобщение родителей к нормам поведения в природе;
- воспитание бережного отношения к объектам живой и неживой природы.
Лес — это верный наш помощник в борьбе за урожай. Деревья хранят влагу, поддерживают полноводность наших рек, смягчают климат, останавливают жаркие пески, рост оврагов, являются могучими зелеными лабораториями, вырабатывающими кислород. Охрана леса- долг и обязанность каждого человека.
Это должен помнить каждый человек:
1. Не повреждайте кору деревьев!
(Раны на стволе дерева - двери для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных микроорганизмов).
2. Не рвите в лесу, на лугу, в поле большие охапки цветов!
(Срывая для букета самые крупные и красивые цветы, мы уносим с луга самые лучшие семена, а из-за этого может исчезнуть луговая красота).
3. Не рвите бесцельно цветы!
Лекарственные растения — это общее достояние, наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела.
4.Не разрушайте муравейники!
Муравьи- санитары леса. Они разносят семена растений, рыхлят почву, спасают лес от пожара, уничтожают массу вредных насекомых.
5. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей, пчел!
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их – браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг - не луг.
6. Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью. Никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.
7. Ягоды и орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки!
Ягоды – источник пищи не только для человека, но для животных. Сбор ягод в букетики дорого обходится растениям; они долго болеют и даже могут погибнуть.
8. Не обрывайте ягоды дикорастущих растений бесцельно!
Несъедобными плодами бузины, рябины, крушины, жимолости кормятся птицы.
9. Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Ядовитые растения опасны для человека только тогда, когда он их ест, берет в руки и нюхает.
10. Не сбивайте несъедобные грибы, ими лечатся животные!
Мухоморы и поганки нужны лесу: их грибница питает влагой и азотом корни деревьев, с которыми они растут рядом. Нужны грибы и животным, они ими лечатся.
11. Не собирайте березовый сок!
Если поранить весной ствол березы, из него начинает сочиться по каплям прозрачная, чуть сладковатая жидкость – березовый сок. Это вредно для дерева. Растение истощается, так как лишается своих запасов, необходимых для образования молодых побегов и листвы (сок несет питательные вещества для этих органов). Через ранку попадают микробы, которые вызывают различные заболевания дерева. Сама рана долго не заживает.
12. Не уничтожайте дождевых червей!
Дождевые черви существенно улучшают структуру и увеличивают пористость почвы.
13. Не обрывайте в лесу паутину, не убивайте пауков!
Много личинок, гусениц вредителей истребляют пауки.
14. Не подходите близко к гнездам птиц и не разоряйте их!
Птицы – враги вредных насекомых. Они уничтожают их в огромных количествах, особенно в период выкармливания своих прожорливых птенцов.
15. Не оставляйте после себя мусор! Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Отдыхая в лесу, помните, что вы находитесь в гостях у природы. Всегда ли вы приводите в порядок то место, на котором отдыхали? Брошенная бумага разлагается в течение 2- х. лет, консервная банка не менее – 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать сотни лет, так как нет бактерий, которые могут его разложить.
16. Не разрешайте детям бегать, где попало! Оставляйте нетронутые островки природы!
Когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы, где находится основная масса тонких всасывающих корней растений. При уплотнении почвы корни «задыхаются», испытывают недостаток влаги.
17. Не разводите в лесу костров, будьте осторожны с огнем!
Большой вред лесу причиняют костры. Непогашенный костер может стать причиной страшного бедствия – лесного пожара. Если пламя находится поблизости от стволов деревьев, оно сильно их нагревает. Высокая температура вызывает гибель дерева. Огонь отпугивает зверей, птиц.
18. Не бросайте банки, бутылки в лесу, уносите их с собой!
Брошенные осколки банок, бутылок способны, как мины, «сработать» даже через 100 лет. Сколько уже людей получили травмы из- за стекол, которые прорезают обувь? В солнечную погоду осколки стекол способны сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.
19. Не включайте на полную мощность транзисторы и магнитофоны! Не шумите в лесу, в парке!
Включенные на полную мощность транзисторы тревожат зверей и птиц, они покидают свои гнезда и норы. При этом молодь не поспевает за взрослыми, теряется и нередко гибнет. От колебаний воздуха, издаваемых транзисторами и магнитофонами, чистотой более 600 герц, не могут подняться в воздух шмели, жуки, пчелы и другие насекомые.
Консультация «Зимние прогулки»
Цель: привлечь родителей и детей к совместным прогулкам.
Задачи:
- формирование экологического воспитания через наблюдения, прогулки, походы и т.д.;
- закрепление знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.
В зимнее время года родители мало времени уделяют прогулкам с детьми. Объясняют это тем, что зимой холодно и скучно.
Но если внимательно осмотреться кругом, сколько можно обнаружить всего интересного в зимней природе!
Ясный солнечный день. Обратите внимание на красоту зимнего пейзажа. Ослепительно ярко светит солнце, вокруг всё белым- бело, снег искрится, переливается, а по синему небу, плывут белые облака. Мороз и солнце – день чудесный! Воздух морозный и чистый.
Очень красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто-то украсил их кружевами. Любуясь деревьями, попросите ребёнка высказать своё впечатление. Он обязательно скажет, что «красиво, как в снежном царстве». Но зимний лес не дремлет: на снегу можно увидеть множество следом. Рассмотрите с ребенком следы - выясните кому они принадлежат (птицам, животным).
Рассмотрите птиц, которые летают в лесу. Предложите ребенку покормить птиц, перед этим выясните у ребенка, что он знает о зимующих птицах.
В парке найдите разные виды деревьев - берёзу, ель, рябину. Рассмотрите их, чем похожи, а чем отличаются. Обратите внимание на сосны и ели. Спросите ребёнка, изменились ли они с приходом зимы? Нет, они не сбросили свои хвоинки, как лиственные деревья свои листья. Объясните, что маленьким иголочкам нужно меньше влаги и света, поэтому они и не сбрасывают иголки. Так сосны, ели и будут зимовать в зелёном наряде.
А как красивы рябины зимой. На заснеженных ветках горят красные гроздья ягод.
Полакомиться ягодами прилетают птицы. Понаблюдайте за этими птицами и увидите много интересного. Обратите внимание на окраску оперения птиц. Снегирь - самый заметный щёголь, у него ярко- красная грудка. У синички - жёлтая, с чёрным галстуком, голову её украшает чёрная шапочка. Выделяются на белом снегу чёрно – серые вороны, серые воробьи, чёрные галки. Внимательно понаблюдайте за их повадками. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам деревьев в поисках насекомых, которых даже зимой ухитряются достать своим острым клювом из-под коры. Если синичка найдёт крупное зёрнышко, то она долбит его, зажав в лапках, а вот снегирь легко разбивает крупное семя своим могучим клювом. Воробьи – очень шумные, весёлые, дерутся из - за корма, а иногда они молча сидят на ветках деревьев нахохлившись. Это им холодно, они так греются. Ребёнку очень понравиться возможность понаблюдать за птицами. Он сразу заметит, что одни птицы храбрые, другие пугливые; одни мирные, а другие драчуны.
Объясните детям, что птицам, которые остались зимовать не сладко, ведь добраться до корма непросто - он часто бывает, скрыт под снегом. Птиц нужно подкармливать. Сделайте вместе с ребёнком кормушку для птиц и покормите их.
Что бы наблюдения ребёнку не наскучили, и он не замёрз, проводите их не долго и чередуйте с игрой. Например, вы рассматриваете следы на снегу, предложите малышу сделать свои, протоптать дорожку, также с помощью следов можно вытоптать несложный рисунок – ёлочку, солнышко, домик. Поиграйте в следопыта: мама идёт по снегу, делая мелкие шажки, а задача малыша – идти за ней след в след, точно попадая в мамин шаг.
Наблюдая за птицами, поиграйте в игру «Птицы». Дети с удовольствием будут имитировать голоса и движения птиц.
Детям очень понравится игра «Клад». Скажите малышу, что сегодня на прогулке вы будете искать клад. Давайте ему команды: «Пройди прямо, повернись налево и пройди ещё несколько шагов, повернись на право, наклонись», чтобы направить его к тому месту, где вы предусмотрительно спрятали для него сюрприз (какой, придумайте сами). Для детей постарше можно дать заранее нарисованную на бумаге карту поиска, а место сокровищ обозначить крестиком.
Интересных и познавательных вам прогулок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе: «Птичья столовая».
Конспект НОД в старшей группе: «Птичья столовая»....
ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПТИЧИЙ БАЗАР"
На сегодняшний день проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, ...
Экологический проект в первой младшей группе « Птичья столовая».
Экологический проект "Птичья столовая"...
Проект в старшей группе " Птичья столовая"
Проект в старшей группе " Птичья столовая"...
Экологическая экскурсия к пруду в старшей группе «Птичья столовая».
Цель: Формировать желание заботиться о зимующих птицах. Задачи:· Расширять представления о зимующих птицах;· ...
НОД с детьми старшей группы "Птичий двор"
Конспект НОД с детьми старшей группы "Птичий двор"...
Социально-значимый проект в старшей группе "Птичья столовая"
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, м...