Выступление на ММО «Современные требования подготовки детей к школе» ( из опыта работы)
консультация

Овсянникова Юлия Владимировна

Выступление на ММО «Современные требования подготовки детей к школе» (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Костинологовская СОШ», дошкольная группа

«Современные требования подготовки детей к школе»

Воспитатель: Овсянникова Ю.В.

Дата выступления на ММО: декабрь, 2022г.

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться»

Проблема готовности ребенка к школе существовала всегда, и понимание её постоянно уточняется и конкретизируется. К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, перед ними встает проблема адаптации к условиям школьной жизни.

Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, производительности, творческого самовыражения.

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» обеспечивает разностороннее развитие детей и представляет собой 5 различных направлений. Образовательные области по ФГОС в детском саду разделены на 5 областей, для каждой из которых составляется отдельная программа.

      В своём выступлении я ближе познакомлю с двумя областями, это познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Познавательная деятельность

     Задача педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы не просто дать детям информацию, а научить их самому ее добывать, необходимо создать ребенку такую зону впечатлений, из которой он будет черпать свою любознательность, познавательный интерес. Все эти категории составляют понятие «познавательное развитие».

  «Познавательное развитие» в детском саду реализуется через следующие направления:

Формирование элементарных математических представлений.

          Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  Мы пришли к выводу, что  максимального эффекта для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления можно добиться,  используя дидактические игры, занимательные упражнения  и задачи.

          Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является - игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в  развитии познавательных способностей дошкольника. В своей работе мы используем:  игры с цифрами и числами, на ориентировку в пространстве, логическое мышление,  с геометрическими фигурами, путешествия во времени. Задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

         Обучая детей счету в прямом и обратном порядке, используя сказочный сюжет,  мы знакомим  детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. В играх: «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» развивают у детей внимание, память, мышление. Знакомим с числами второго десятка, со счетом в пределах 20.

       В своей работе большое внимание  уделяем представлению о множестве, учим понимать и составлять простейшие задачи, выставлять счетный материал, игрушки по соответствующему числу, находить заданное число, называть дни недели, месяцы, времена года, части суток. При этом используем много наглядного материала, плакаты, буклеты.

     При порядковом и обратном счете дети понимают, какое число (до, какое после), отвечают, насколько меньше, больше.  

      Для совершенствования интеллектуальных умений используем  упражнения, направленные на определение сходств и различий, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключений. На одних и тех же рисунках ищем одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием.

      Дети очень любят словесные головоломки (Вова решает задачи лучше, чем Коля.   Коля лучше, чем Маша. Кто решает лучше всех? -Вова).

          Используем занимательный математический материал: загадки - шутки, кроссворды,   Танграм,   Пифагор, Колумбово яйцо, игры-головоломки, а также  ребусы, развивающие игры и т.д.                                                

       Вместе с детьми решаем и сами составляем действия к задачам, учимся определять пропущенное число. Играем в игры, сколько было игрушек, какой не стало?

Задачи в стихотворной форме с большим интересом воспринимаются детьми:

5-1=4

Пять малышек медвежат

Мама уложила спать

Одному никак не спится

А скольким сон хороший снится

        Одним из интересных методов обучения математике являются элементарные опыты. Например, предлагаем детям перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы доказать, что объем воды в сосудах одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы (длинная колбаска и шар), чтобы определить, что они одинаковые по массе; расставить стаканы и бутылочки один к одному (бутылочки стоят в ряд далеко друг от друга, а стаканы в кучке близко друг к другу), чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.

       Для ориентирования в пространстве используем разнообразные план - карты и схемы, например, «Где живет Зайка?», «Помоги найти дорогу к дому», «Где спрятан клад?» и т.п., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, низ, вперед, назад. Упражнения подбираем различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Работа с план - картой учит детей последовательно строить свой рассказ.

Закрепляем понимание отношений между числами натурального ряда: (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1). Дети умеют увеличивать и уменьшать каждое число на 1(в пределах 10). Дети учатся раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе). Знакомим с монетами и их достоинством 1,5,10 копеек, 1,2,5,10 рублей (различение, набор и размен монет).    

       Проводим игры-путешествия, которые включают в себя ряд заданий, объединенных одной темой. Детям предлагаем в ходе «путешествия» преодолевать различные препятствия, проявляя сообразительность, выполняя задания математического содержания. Например, понятие ширина более естественно познается ребенком не с помощью бумажных полосок, а путем перешагивания «ручейка». Предлагаю детям сравнить ширину «ручейка» в разных местах и определить, в каком месте «ручеек» труднее перешагнуть и почему.

      Включаю в непосредственную образовательную деятельность знакомых сказочных персонажей, животных, которые проживают весь сюжет вместе с детьми, ставят перед детьми разные задачи, просят их научить чему-то, и вместе с детьми решают поставленную проблему до логического конца.

       Для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагаем узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваем: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.).

        Дети работают в тетрадях, перед началом выполнения каждого задания мы подробно объясняем, что нужно делать, используя демонстрационный материал.

     Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок мы  обращаем внимание детей на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты и т.п.). Играя на прогулке, мы считаем, сравниваем камушки, веточки, листья, цветы, комки снега, сосульки.

Развитие познавательно - исследовательской деятельности

Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами). Для развития у детей интереса к окружающему, пытливости, любознательности используются занятия с экспериментированием, подталкивающие детей к активной поисковой деятельности, где они могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать с водой, с предметами, придумать новые конструкции. При этом они, задают много вопросов, пытаются самостоятельно найти решение, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания.

Интеллектуальная и практическая деятельность ребёнка на занятии должна быть разнообразна. Однообразие информации и способов действия быстро вызывают скуку, и снижает активность. Для этого мы постоянно менять формы вопросов, заданий, стимулируем поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой коллективной работы. Используем  игровые приёмы, например: «Что предмет расскажет о себе?». Принимая на себя роль предмета, ребёнок от его имени рассказывает, какой он, что умеет делать и даже какой у него характер (мяч – весёлый, карандаш – трудолюбивый, ножницы – смелые и т.д.). 

Большой интерес у детей вызывают проблемные ситуации типа «Нравится, – не нравится. Что можно изменить?». В таких ситуациях дети, рассматривая знакомый предмет, сначала рассказывают о тех его свойствах, функциях, которые им нравятся, а затем, поглядев на предмет с другой стороны, выясняют, какие на их взгляд, он имеет недостатки, что их не удовлетворяет в нём, что нужно изменить, чтобы предмет стал лучше. После этого ребята придумывают новый предмет, у которого нет указанных недостатков (например: автомобиль – его достоинства и недостатки, затем изобретение нового автомобиля, с которым им хотелось бы играть). 

Постоянно вовлекаем детей в разнообразную поисковую деятельность и экспериментирование. (Какие семена дадут всходы, проращенные или нет? Какие из срезанных веток распустятся быстрее: поставленные в холодное место или в тёплое?)

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Для развития познавательной активности и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован и оформлен «уголок для экспериментирования и исследовательской деятельности», в оснащении которого принимали участие родители. Материалы, находящиеся в «уголке», распределены по разделам, что позволяет детям самостоятельно после занятий продолжить разговор на данную тему, использовать полученные знания и умения в практической деятельности.    Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и делает всё сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы.

Ознакомление с предметным окружением

Дети с интересом изучают предметы ближайшего окружения, в настольных и дидактических играх, изучают посуду, одежду, обувь, мебель. Воспитатель побуждает детей называть цвет, величину, материал из которого сделан предмет (бумага, дерево, ткань, глина). Они умеют сравнивать знакомые предметы, понимают, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Знакомим детей с историей создания предметов, расширяем и уточняем их представление  о предметном мире. Обогащаем представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Учим ребёнка рассуждать, формируем понятие того, что не даёт человеку природа, он создает себе сам (конструирует самолеты, он создал кран, лестницу и т.д.)

Дети знают о свойствах и качествах различных материалов, знают, как их добывают и производят. Понимают роль станков и компьютеров в жизни человека.

Знакомим ребёнка с предметным окружением в форме игр-занятий, дидактических игр, картотек, лэпбуков, наблюдений, в беседу  включаем вопросы проблемного характера, тем самым учим детей размышлять, анализировать, делать выводы.

Ознакомление с социальным миром

У детей развиваем представление о том, что Российская Федерация (Россия)- огромная, многонациональная страна, воспитываем уважение к людям разных национальностей, к их обычаям и традициям, поощряем интерес детей к событиям, происходящим в стране.

         Ознакомление с предметным и социальным окружением проводится, как в форме игр-занятий, просмотров  видеоматериалов социальной направленности, так и в форме  дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

        Во время прогулки  организуем наблюдения за трудом взрослых, например дворника, за сезонными изменениями в его работе (уборка снега, уборка территории от листвы и т.д.).  Обращаем внимание детей на окружающие предметы, организуем игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов.

 Посещая тематические выставки в библиотеке, виртуальные  экскурсии, тем  самым мы знакомим детей с учёными, космосом, историей защитников Отечества,  государственными праздниками и т.д.

Большое внимание в работе уделяем региональному компоненту, воспитывая с ранних лет любовь к малой Родине, дети знают своё село, улицу, край и  район в котором они живут. Знакомим с профессиями людей живущих в селе, с сельским хозяйством, наблюдаем за уборочной техникой.

В группах оформлены  патриотические уголки, где дети наглядно знакомятся  с государственной символикой:  флаг, герб.  С начала этого учебного года с детьми старшего возраста, каждый понедельник исполняем гимн Российской Федерации.

        Развивая познавательную активность и любознательность детей, помогаем им осознать подвиг народа в годы Великой Отечественной войны:
возлагаем цветы к памятнику воину - освободителю, участвуем в акциях и  конкурсах.

Ознакомление с миром природы

      Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении узнать, подойти, потрогать.         Наша задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в дошкольном возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снег и лёд - в воду; вода - в лед и т.п.); такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман, вызывают у детей особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.

         С детьми мы  проводим эксперименты и опыты в групповой комнате, на участке, на огороде. Иногда опыты бывают и не запланированные, а как бы в ответ на детский вопрос. Бывают кратковременными и длительными, однократными и многократными, эпизодическими и систематическими.

        Осуществляем совместно с детьми познавательно-исследовательскую деятельность, труд в природе, выращиваем культурные растения: лук, перец, томат на подоконнике. Ребята получают навыки посева и ухода за растениями. В процессе такой работы проводим экспериментирование, где дети сами приходят к выводу о том, что рассаде нужен свет и вода. Выращенную на подоконнике рассаду в мае мы переносим на огород, на улицу, где продолжается работа по закреплению практических навыков ухода за растениями. Всё это способствует формированию у детей познавательного интереса и осознанного отношения к миру природы. Организуем и проводим совместные творческие проекты: «Огород на подоконнике», «Лекарственные растения», «Комнатные растения», акции «Поможем зимующим птицам!», «Чистая планета начинается с чистого двора!» и т.д.

       Большое значение придаем проведению наблюдений на прогулке, за птицами, растениями, явлениями природы.  Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы, которые мы заносим в дневник наблюдений, о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

       Замечая всё вокруг, ребёнок начинает пространственно мыслить, воображать, делать умозаключения, ребята могут дискутировать  и приходить к единому  мнению. При таком подходе к образовательному процессу и воспитателю легче строить образовательную деятельность - не навязывать знания, а всего лишь, например, изменить расстановку растений в уголке природы, или же выставить микроскоп в зоне экспериментирования и дети сами обратят на это внимание. Зададут вопросы,  на которые сами же с помощью воспитателя и ответят, ненавязчиво получив новые знания, опыт. Такие ребята активны, любознательны, способы логически мыслить, ярко воображать, у них теряется комплекс стеснения.

      .

Художественно-эстетическое развитие

            В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. В мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения.

         Потребность видеть красоту в окружении себя, у ребёнка отмечается с раннего детства. Мы учим детей видеть прекрасное вокруг себя, любоваться предметами быта, замечать красивое в окружающем мире.

Современные дети   дошкольного возраста   имеют другой   художественно-эстетический опыт, сформированный в условиях влияния информационных ресурсов, технологий, медиасредств современного общества. Искусство, литература, музыка, народное творчество, живопись, скульптура, оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.

Одним из важных условий по художественно-эстетическому воспитанию в образовательном учреждении является   правильно организованная предметно-развивающая среда.

У  нас, педагогов, стоит задача в том, чтобы научить ребёнка  общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие. Анализируя цвета, которые ребёнок использует для создания своего рисунка, можно сразу понять к чему он испытывает симпатию, а что ему не импонирует.

Важным для художественного- эстетического развития является приобщение детей к истокам народного творчества. Дошкольников знакомим с традициями национальных и региональных промыслов, обрядами, песнями, хороводами. Художественно–эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется в изобразительной, музыкальной, театрализованной и игровой деятельности.

Учим дети делать из глины скульптуры, самостоятельно выбирая образные средства выразительности (цвет, форму, пропорции, позы).

           Знакомим с произведениями знаменитых художников, с жанрами живописи, изучаем такие понятия - как портрет, натюрморт, пейзаж.  В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.

            На занятиях по рисованию мы стараемся предлагать детям использовать не только цветные карандаши, но и краски, гуашь, восковые мелки, что позволяет лучше развивать мелкую моторику рук, эмоциональную сферу и творческое начало. Также в своей работе мы используем нетрадиционные техники изображения. Это ладонная, пальчиковая, пластилиновая живопись, рисование цветным песком, на восковой поверхности, крупами, печатками, кляксография, ниткография и другие. Данные техники не только стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации у детей, но и желание творить дальше. Очень нравится детям лепить из соленого теста и пластилина, сочетать разные по фактуре материалы (вату, бумагу, бумажные салфетки, природный материал), использовать пищевой материал (крупы, макароны, яичную скорлупу).

          Проводим такие ситуации, как «Прятки в отпечатке» - дети отгадывают, на что похож отпечаток ладони, и предлагаем дорисовать до какого – либо образа; «Семейка медвежат» - предлагаем детям трафареты медвежат и просим одеть каждого в свой наряд, наклеить разные материалы (нитки, салфетки, ватные шарики). А также в создании творческой работы предлагаем сочетать рисование с аппликацией, лепку с аппликацией «прием торцевания».

           Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью мы используем готовые альбомы - раскраски. При выполнении таких заданий обращаем внимание ребенка на то, чтоб изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

          Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством педагога, показываем, как рисовать штрихи, контролируем параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке используем  готовые трафареты с изображением предметов.

Конструирование, аппликация, лепка, рисование,  прослушивание музыкальных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в театрализованных играх - всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка, а творческая, всесторонне развитая личность, легче адаптируется в социуме.

Таким образом, мы создаем все условия для дошкольников и будущих первоклассников.  

Благодарим за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Словесные игры в подготовке детей к школе" (из опыта работы)

В материале представленны словесные игры, разработанные с использованием схем и моделей, для  воспитания интереса к языку и осознанного отношения детей к языковым явлениям, игры, побуждающие к бе...

Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)

В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по от...

Психолого –педагогическая подготовка детей к школе (из опыта работы)

Проблема подготовки детей к школе остаётся по-прежнему актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, вариативность программ в учебных заведениях. Поступление в школу занимает собой смену...

Презентация "Подготовка детей к школе" из опыта работы

фотографии по работе с детьми по мелкой моторики....

Современные требования подготовки детей к школе

Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое чему учится ребенок в дошкольном учреждении это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.Цель:Уста...