Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе (из опыта работы)
материал на тему
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи зависит многое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2012.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе.
( из опыта работы)
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. От того, каковы семейные традиции, какое место занимает в ней ребенок - будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи зависит многое.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детсада и семьи.
Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.
В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников мы выявляем, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях каких специалистов, они нуждаются.
Для разностороннего педагогического просвещения родителей в д/саду знакомим с основами теоретических и практических знаний работы с детьми в домашних условиях.
В работе с семьями используем такие формы работы, направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе: родительские собрания, консультации, знакомство родителей со специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом), «Дни открытых дверей», на которых родители имеют возможность познакомиться с различными формами работы по подготовке детей к школе. Большое внимание уделяется анкетированию, тематическим консультациям и беседам, с целью обмена мнениями по проблемным вопросам, используем разнообразные формы наглядной педагогической пропаганды, позволяющие оказывать практическую помощь семье.
Для родителей детей старшего возраста было проведено собрание, посвященное подготовке детей к школе, в нем участвовали: учителя начальных классов, заведующая, педагог-психолог, воспитатели группы, родители будущих первоклассников. Перед собранием была проведена большая подготовительная работа: организовали анкетирование родителей, детям предложили отразить свои знания и представления о школе в рисунках, побеседовали о предстоящей школьной жизни. Родителям будущих первоклассников предложили подготовиться обмену мнениями о роли семьи в подготовке детей к обучению в школе. Специалисты детского сада подготовили интересные буклеты с различным материалом по развитию дошкольников в семье: «Как лучше учить стихи», «Советы родителям», «Как подготовить руку к письму». Все приемы и методы, использованные в собрании, способствовали установлению доверительных отношений между педагогами и родителями.
В группе проводилось небольшое обследование для выяснения мотивационной готовности к школе, т.е. выясняли есть ли у ребенка интерес к обучению в школе.
1. Беседовали с детьми: «Хочешь ли ты в школу? Почему? Кто уже был в школе? Что больше всего понравилось в школе? Для чего в школе нужны парта и звонок?
2. Рисунок на тему: «Как я представляю себя в школе» некоторые из этих работ представлены на выставке.
Результаты беседы показали, что у большинства детей преобладают мотивы учебно-познавательные (интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому); оценочные: (я хочу в школу, потому что там буду получать только пятерки); позиционные (я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель и т.д.), достаточное развитие которых положительно влияет на школьную успеваемость.
Но есть дети, у которых игровые и внешние мотивы преобладают. Обычно это дети 5 лет, т.к. они еще не имеют полного представления о школе.
Поэтому родителям советовали ребенку отвечать на все интересующие его вопросы о школе; положительно отзываться о школе и учителях, не пугать ребенка школой, давать больше знаний о ней.
В беседах с родителями мы замечаем, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки к школе, но прежде всего их интересуют вопросы специальной подготовки - обучение чтению, счету, письму, а воспитанию нравственно-волевых качеств, таких как: самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность родители большого значения не придают.
Проблемам нравственно-волевой подготовки детей к школе в семье был посвящен семинар-практикум «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье». К семинару оформили стенды на темы: «Скоро в школу», «Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье». Родители выпускников получили памятку «Режим будущего школьника», советы: какие провести игры, развивающие настойчивость, усидчивость, смекалку.
Во второй части семинара, чтобы проверить, насколько правильно поняты родителями теоретические положения, предложили родителям разбор педагогических ситуаций из книги Л.Ф. Островской «Педагогические знания – родителям».
Интересно прошел вечер вопросов и ответов. Подготовка такого вечера началась за месяц до намеченного срока. Родителям предложили в письменном виде подавать свои вопросы в «почту доверия» по различным проблемам организации жизни и воспитания детей. К ответам на полученные вопросы привлекались воспитатели, учителя, специалисты детского сада.
Вопросы: Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома? Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать? Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать?
Современная школа требует от ребенка высокого уровня умственного и речевого развития. Для ребенка-дошкольника хорошая речь залог успешного обучения и развития в школе.
В целях ознакомления родителей с задачами, содержанием и приемами речевого развития используем папки-передвижки, советы и рекомендации по темам «Нужно ли беседовать о прочитанном», «Пальцы помогают говорить», «Роль книги в нравственно-эстетическом воспитании ребенка», консультации «Что и как читать детям», «Организация детского чтения в семейных условиях».
Провели анкетирование среди родителей. В результате выяснилось:
- родители не так часто покупают детям книги («основной подарок» - это игрушки, сладости);
- совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (нехватка времени);
- подписываются на периодическую печать для малышей практически единицы.
Опрос старших дошкольников тоже не принес утешительных результатов. Мы провели аналогию с прошлым. Если в 1981 г. чтение книги было на первом месте, то сегодня место книги заняли зрелища –ТВ, компьютеры (из 20-ти опрошенных примерно 80% детей предпочитают книге мультфильмы, ТВ – программы). У 41% опрошенных детей родители не читают дома книг. Из опроса выяснилось, что необходима работа с родителями, т.к. они просто не понимают роли книги в жизни ребенка.
И, конечно, особое место по подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми знаниями и навыками - грамотой, счетом, решением арифметических задач. В детском саду проводятся соответствующие занятия. Полезно родителям наглядно ознакомиться с условиями, созданными в детском саду по подготовке детей к школе. Распространенной формой наглядного ознакомления в нашем детском саду является «День открытых дверей», во время которого родители посещают занятия в группах.
На итоговом родительском собрании, которое проводим в конце года, подводим итоги совместной деятельности по подготовке детей к школе. Перед собранием проводим повторное анкетирование и открытые занятия. Родители выпускников детского сада получают памятки с рекомендациями по сохранению здоровья младших дошкольников и их успешной адаптации к обучению.
Несколько слов скажу о работе наших специалистов: учителя - логопеда и педагога - психолога, которые оказывают нам воспитателям и родителям огромную помощь в подготовке детей к школе.
Каждый из специалистов-педагогов работает в паре с воспитателем, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.
Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятие, а также проводит психолого-педагогическое обследование детей в начале и конце учебного года для отслеживания динамики развития детей и доводит до сведения родителей, что позволяет им видеть сильные и слабые стороны развития ребенка.
Психолого-педагогические обследование детей выявило достаточный уровень подготовки к школе. Из 14-ти детей – выпускников прошлого года 10 показали уровень подготовки к школе выше среднего, 3 – средний уровень. Выявлен один ребенок с проблемами в речевом развитии.
Видно, что целенаправленная работа нашего коллектива в содружестве с семьями наших воспитанников способствует углубленной и всесторонней подготовке детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ....
«Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке ребенка к школе»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ.У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к об...
Совместная работа детского сада и семьи в подготовке детей к школе
Консультация для родителей. Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.Задачи:Познакомить родителей с критериями готовности детей ...
Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке детей к школе (обмен опытом).
Обмен опытом по формированию у детей готорвности к обучению в школе....
Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе
Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижения ребенком высокого уровня личностной готовности к школе, п...
Консультация для педагогов "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"
quot;Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе"...
Педагогический проект "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе".
Проект "Взаимодействие детского сада и семьи при подготовке детей к школе" предназначен воспитателям детского сада.Цель: Создание необходимых условий для подготовки детей к школе посредством...