Использование разнообразных методов и приемов в организации работы по социально коммуникативному развитию детей
презентация к уроку (средняя группа)
проект Русские народные подвижные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_russkie_narodnye_podvizhnye_igry.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект "Русские народные подвижные игры" (все группы)
Руководитель: Баглаева О.В.
Тип проекта: оздоровительный, познавательный, коммуникативный
Вид проекта:
- все группы
- долгосрочный (срок реализации: 2021-2022 уч. год)
Участники проекта: дети, родители, воспитатели и специалисты
Авторы проекта: Баглаева О. В.
Актуальность проекта
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными играми. Народные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. К сожалению, народные игры почти исчезли, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы - значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу - вот ведущая педагогическая идея. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект.
Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, "непривычными" для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Веселые подвижные игры - это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек? Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как и сказки, как и песни. Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение. Русские народные игры ценны для наших детей в педагогическом отношении: они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалами. Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Проблема: у детей недостаточно знаний об истории и культуре России, о русских народных подвижных играх, о их истории возникновения, народные игры почти исчезли из жизни наших детей и нашего поколения.
Цель проекта: Формирование и систематизация знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру; дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры. Двигательная активность - как фактор, влияющий на здоровье детей.
Задачи проекта:
- Знакомить детей с русскими народными играми .
- Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку.
- Развивать память, т в о р ч е с к о е в о о б р а ж е н и е , познавательную активность, фантазию.
- Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности, навыки самоконтроля.
- О б о г а щ а т ь с л о в а р н ы й з а п а с д е т е й н а з в а н и я м и предметов быта русского народа.
- Вызвать интерес и желание играть в русские народные игры.
- Вовлечь родителей в проектную деятельность по ознакомлению детей с русскими народными играми.
- Повысить уровень знаний воспитателей в области роли подвижной игры в физическом воспитание.
- Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество», «Социализация» "Физическое развитие".
Ожидаемый результат:
Для детей:
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
- умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
- продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша дают возможность всем почувствовать радость успеха;
- активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
Знают и умеют играть в русские народные игры. У детей более глубокие знания о русских народных играх.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания в детях отношение к русским народным играм и их традициям. Русские народные игры ценны для наших детей, они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли,
укрепляют ребенка.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Продукт проекта: оформление пособий по русским народным играм,
картотека русских подвижных игр по возрастам, конкурс "Русские народные игры картинках, изготовление пособий своими руками к игре "Городки"
Формы работы:
Работа с детьми - непосредственно образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы, игры (подвижные, русские - народные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые), художественное творчество,
наблюдение, прогулки.
Работа с родителями – консультации, совместная работа с детьми, участие в конкурсах, развлечение.
Подготовительный этап:
Определение проблемы, постановка целей и задач, планирование по проекту,
подбор методического инструментария.
Основной этап:
Материально -технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- подбор необходимой литературы;
- подбор русских народных игр, хороводов;
- составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные);
- составление картотеки считалок, закличек;
- подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения открытого мероприятия (оформление зала, атрибутов, подбор костюмов).
План реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
- изучение методической литературы по данной теме;
- написание плана проекта.
2этап - основной
- реализация проекта через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).
3 этап - заключительный:
- открытый вечер - развлечений "Русская народная игра"
План ознакомления дошкольников с подвижными народными играми
(по возрастным группам) .
Средняя группа
Игры с бегом:
"Гуси - лебеди","У медведя во бору", "Стадо", "Перебежки", "Зайцы и лиса", "Ловишка", "Прятки".
Игры с прыжками:
"Воробушки и кот", "Бабка -Ежка", "Зайцы и лиса".
Игры с мячом:
"Подкиды"
Игры малой подвижности:
"Грачи летят" (или "Летает - не летает"),"Зайка серый...", "Карусель", "Каравай", "У бабушки Маланьи", "Огородник", "Ворон" .
Старшая группа
Игры с бегом:
"Лошадки", "Жмурки", "Гори, гори ясно", "Кошка и мышка", "Медведи с цепью", "Мороз - Красный нос","Капуста", "Селезень", "Дедушка Рожок", "Курочки", "Платок".
Игры с прыжками:
"Болото"("Классы"), "Попрыгунчики", "Родничок" .
Игры с мячом:
"Мяч вверху",
Игры малой подвижности:
"Краски","Молчанка", "Море волнуется", "У дядюшки Трифона", "Краски", "Золото", "Чуприяки" ("Бубенчики"), "Шатер", "Жаворонок".
Подготовительная группа
Игры с бегом:
"Змейка","Уголки","Прятки с домом", "День-ночь","Казаки - разбойники", "Салки","Пирожок","золотые ворота","Пчелы", "Щука и караси", "Лиса и куры".
Игры с мячом:
"Гонка мячей", "Зевака", "Выбей мяч из круга", "Перебежки", "Зайчик".
Игры с прыжками:
"Петушиный бой","Картошка", " П у с т о е м е с т о " , " Л я г у ш к и в болоте","Льдинка".
Игры малой подвижности:
"Фанты" ,"Камешек", "Море волнуется".
К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Игра - это еще и деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая цель, совместные усилия к е е достижению, общие интересы, переживания сближают участников, формируют у них целеустремленность. Играя, ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей. Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие спо собно сти ( придумывание разных вариантов, усложнение движений), совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, образны, выразительны и эмоциональны, а русские народные игры с пением еще и музыкальны.
Четкой классификации русских народных игр нет. На основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на виды:
- Подвижные (спортивные) игры соревновательного характера ("Ловишки", "Горелки","Прятки", "Звонари", "Бубен" и др.);
- Обрядовые ( к а л е н д а р н ы е ) и г р ы и м е л и с в я з ь с н а р о д н ы м сельскохозяйственным календарем. ("Кукушечка", "Ручеек", "Гори, гори ясно", "Солнышко" и др.);
- По отношению к природе (природные), дети знакомятся с окружающей природой ( "Сорока", "У медведя во бору", "Ворон", "Паучок", "Солнышко"); 4.Трудовые (бытовые), знакомим с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков ("Горшок", "Каравай", "Клубочек", "Баба сеяла горох" и др.);
- С ведущим (водящим) - игры, где игрок выполняет какое - то действие, ведет игру ("Звонари", "Отгадай, чей голосок", "Море волнуется", "Сижу на камешке");
- Драматические (с элементами театрализованных действий) игры, которые требуют искусство артиста, умение превращаться в какого - то героя игры и выполнять его действия ("Заинька", походи", "Бабка Ежка", "Волчок, волчок", "Шла коза по лесу").
- Игры - забавы - игры, которые веселят, забавляют ребенка и в тоже время несут в себе какой - то познавательный и воспитательный элемент ("Сорока- сорока", "Ладушки", ""Идет коза рогатая", "По кочкам", "Баба сеяла горох" и др.)
Русские народные зазывалки перед началом игры:
-Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
- Кто опоздает, в небо улетает. Тай, тай, налетай
Порезвись и поиграй! Всех в игру мы принимаем Никого не обижаем.
- Поиграть пришла пора Развеселая детвора,
Пусть наш смех звучит вокруг Становитесь дружно в круг!
- Приглашаю детвору. На веселую игру,
А кого не примем За уши поднимем. Уши будут красные До того прекрасные.
Русские народные считалки.
В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, а иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки. Дети очень любят шутливые, веселые стихи - считалки, быстро их запоминают. Все участники встают в круг, в ряд и один их них четко выговаривает слова, произносит считалку, например:
- Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели А тебе водить велели!
- Аист - аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить!
- Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели А тебе водить велели!
- Аист - аист, аист - птица, Что тебе ночами снится? Мне - болотные опушки,
- А еще?
- Еще лягушки!
Их ловить, не изловить. Вот и все, тебе водить!
- Мы собрались поиграть. Ну кому же начинать?
Раз, два, три - Начинаешь водить ты!
- Гномик золото искал И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: "Как же быть?" Выходи, тебе водить!
- Катится яблочко С крутой горы.
Кто поднимет - тот уйди! 6.Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван,
А в диване сидел слон, Кто не верит - выйди вон!
- Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять Выплывает
Белый месяц!
Кто до месяца дойдет Тот и прятаться пойдет.
- Катилось яблочко Мимо сада,
Мимо огорода,
Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон пойдет!
9. Катился горох по блюду. Ты води, а я не буду.
10.Таря - Маря
В лес ходила,
Шишки ела - нам велела.
А мы шишки
Не едим
Таре - Маре отдадим!
11. Шла кукушка Мимо сети,
А за нею Малы дети И кричали:
"Кук! Мак!
Убирай один кулак!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове, а иногда и слоге прикасается поочередно рукой к играющему, не исключая и себя. На кого выпадает последнее слово, тот становится водящим. Если участников много, то считаем по - другому: дети произносят считалку, и на кого падает последнее слово, - выходит из круга, а считалку повторяют до тех пор, пока не останется один играющий.
Часто в играх все участники делятся на две команды, и нужно решить, какая их них начнет игру. В таком случае два игрока, по одному из каждой команды, меряются по палке ("конаются"). Для этого нужно взять палку длиной 40-50 см, один из играющих берет ее за конец, другой плотно прижимая свою руку к руке сверстника, захватывая ее выше, затем первый переносит свою руку выше руки второго и т.д. Какой игрок захватит конец палки, тот и выигрывает в своей команде право начать игру. Есть и более простой способ выбора очередности - угадывание в какой руке лежит предмет. Кто отгадает, той команде и начинать игру.
Сговорки (сговор, уговор, подбор, жеребьевки-угады)
Есть подвижные игры, где все играющие делятся на группы, команды. В таких играх вначале выбирают или назначают ведущих, затем определяется состав команд. Разделить всех игроков поровну, чтобы никому не было обидно, помогают сговорки.
Играющие делятся на пары, отходят в сторону и сговариваются между собой, придумывают названия: один, например, называет себя "Сорокой", а другой - "Змеем Горынычем". Можно придумать смешные клички, например, "Степан
- великан", "Усатый таракан". Сговариваться надо тихо, чтобы не слышали
ведущие. Затем дети идут к ведущим и спрашивают, кого те выберут, чаще в форме рифмовки, например:
Из ведра ерша
Или из корзины ежа?
Чтобы ведущие одновременно не назвали одного и того же игрока, они договариваются, кто первым будет выбирать и в какой паре: один выбирает в первой паре, другой - во второй. Сговорки бывают разные. Например:
Кого выбираешь:
Конь вороной Шары катить
Или хомут золотой? Или воду лить?
Сено косить Коня ковать
Или дрова рубить? Или двор подметать?
Что возьмешь:
Медведя лохматого Из речки ерша
Или козла рогатого? Или из лесу ежа? Серую утку
Или деревянную дудку?
Что тебе нужно:
Гороху мешок
Или масла горшок?
Кого в гости пригласишь:
Хитрую лису Таракана усатого
Или Марью- красу? Или тигренка полосатого?
Что тебе дать:
Сахару кусочек
Или красненький платочек?
Выбирай:
Ландыш душистый Белую березу
Или одуванчик пушистый? Или красную розу?
Жеребьевки - угады. Например, один из играющих прячет за спиной в руке маленький предмет и говорит: "Кто угадает, тому водить".
Группы русских народных игр:
- игры, отражающие отношение человека к природе;
- игры, отражающие быт народа (нужно проявить смекалку и находчивость)
- игры, где есть возможность помериться силой и ловкостью)
Используемая литература:
- ЛитвиноваМ.Ф. "Русские народные подвижные игры" М., Просвещение, 1988г.
- Якуб С.К. "Вспомним забытые игры", М., Детская литература, 1988г.
- Кенеман А.В. "Детские подвижные игры народов мира", М., Просвещение, 1989г.
- Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.
Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г
- .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по социально коммуникативному развитию детей
формы работы с детьми в детском саду...
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»
Задачи реализации Программы:формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы...
Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста в условиях ДОУ
Я представляю свой опыт работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста...
Обобщение опыта работы по социально - коммуникативному развитию детей в средней группе. Проект "Доброта вокруг нас"
Проект "Доброта вокруг нас" социально - личностный, общественно - полезный, практико - ориентированный, среднесрочный.Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспи...
Районная методическая Неделя в МАДОУ Д/С 11 «Организация работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста» с 19 по 23 сентября 2022 г.
Тема: «Организация работы по социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»Цель: повышение педагогической и методической компетенции воспитателей и специалис...
Доклад «Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»
Доклад «Особенности организации работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста»...