Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю»
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Задачи реализации Программы:
- формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
- развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы;
- воспитывать позитивное отношение к совместным играм и коллективной деятельности;
- учить пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, договариваться;
- формировать умение ориентироваться на партнера в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и согласовывать свои желания с его интересами;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vizhu_ponimayu_govoryu.docx | 66.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 347» г.о. Самара |
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития «Вижу, понимаю, говорю» |
Срок реализации: 1 учебный год. |
Составил учитель-дефектолог: Жульженко Олеся Николаевна |
2015 г. |
Пояснительная записка
В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детского сада. В коррекционной работе с такими детьми формирование коммуникативных умений превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приёмов и методов, а также поиска более новых, более эффективных путей развития коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития.
Внедрение Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию "Вижу, понимаю, говорю" в систему коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками, страдающих задержкой психического развития, позволит на завершающем этапе сформировать у большинства выпускников коррекционных групп необходимые предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий, которые станут залогом дальнейшего успешного обучения в школе.
Особенно актуальным использование данной инновации является в связи с вступлением в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов. При разработке данной Программы учитывались следующие требования ФГОС:
- Программа обеспечивает развитие дошкольников в различных видах общения и деятельности, с учётом их возрастных, индивидуальных, речевых особенностей.
- Программа направлена на создание условий речевого развития ребёнка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
- Программа способствует формированию общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Для реализации программы актуален ряд ведущих видов деятельности, таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" разработана учителем-дефектологом МБДОУ № 347 г.о. Самара О.Н. Жульженко.
Ведущим мотивом к разработке данной программы явился тот факт, что в настоящее время отсутствуют качественные, современные, эффективные методические разработки, комплекты, пособия по формированию социально-коммуникативных умений, рекомендованные к использованию при работе с детьми с задержкой психического развития, с учётом когнитивных возможностей и личностных особенностей данной категории воспитанников.
Кроме того, детальный анализ имеющейся сегодня Программы коррекционного сопровождения старших дошкольников с ЗПР "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития" под редакцией С.Г. Шевченко, показал, что содержание коррекционной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений детей не соответствует уровню современных требований, а именно:
- недостаточное проведение образовательной деятельности по формированию социально-коммуникативных умений детей;
- в представленном плане образовательной деятельности ограничены варианты работы по социально-коммуникативному развитию;
- рекомендованные художественные произведения для пересказа устарели, не соответствуют речевым возможностям и интересам детей;
- предложенные варианты работы не соответствует тематическому планированию, действующему в ДОУ;
- указанный к использованию демонстрационный материал не отвечает современным условиям.
Программа комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" реализует следующие направления деятельности:
Диагностическое направление: опирается на один из главных принципов специального образования – принцип единства диагностики и коррекции. В коррекционную подготовительную к школе группу зачисляются дети со следующими заключениями ГПМПЦ: задержка психического развития или выраженная задержка психического развития какого-либо генеза. Как правило, все дети данной категории имеют серьёзные речевые расстройства.
Обследование состояния социально-коммуникативного развития осуществляется у каждого ребёнка, зачисленного в коррекционную группу ДОУ.
Обследование учителем-дефектологом дошкольников, посещающих коррекционную группу ДОУ, осуществляется систематически:
- 1 и 2 неделя сентября – первичная диагностика развития;
- 2 и 3 неделя января – промежуточная диагностика развития;
- 3 и 4 неделя мая – итоговая диагностика развития.
Изучение и анализ социально-коммуникативных умений детей осуществляется по диагностическим заданиям.
По итогам обследования на каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа овладения социально-коммуникативными умениями.
Так проходит реализация важнейшего принципа специальной педагогики – принципа динамического изучения развития ребёнка в процессе коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающее направление: предполагает комплекс специально организованных мероприятий, направленных на формирование, развитие и совершенствование социально-коммуникативных умений, максимальную коррекцию имеющихся недостатков социально-коммуникативного развития.
Это направление реализуется тесным взаимодействием педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников.
Ведущим специалистом группы является учитель-дефектолог, который несёт ответственность за коррекционно-развивающую работу в целом, осуществляет преемственность в работе с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, осуществляет контакт с врачом, взаимосвязь с родителями, преемственность в работе со школой.
В рамках реализации коррекционно-развивающего направления и данной программы, учитель-дефектолог организует подгрупповую и, в зависимости от ситуации, индивидуальную образовательную деятельность с периодичностью 1 раз в неделю. Обязательным условием работы является фиксация структурных компонентов образовательной деятельности, закрепление лингвистического материала воспитателями в вечернее или другое свободное время, а также родителями детей.
Консультативное направление предполагает педагогическое просвещение родителей и методическое консультирование воспитателей подготовительных групп для детей с задержкой психического развития по вопросам социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях домашней коммуникативной среды, непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов.
Актуальность Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" состоит в следующем:
- соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- разработана для дошкольников с задержкой психического развития 6-7(8) лет, с учётом их актуального уровня познавательного развития и речевых возможностей;
- предложенные варианты образовательной деятельности логично включаются в основную коррекционно-развивающую Программу как учрежденческий компонент;
- подобран качественный демонстрационный и раздаточный наглядный материал, способствующий современной организации образовательного процесса.
При разработке Программы были учтены как общепедагогические принципы, так и принципы специальной педагогики:
- соответствует принципу развивающего обучения, цель которого – всестороннее развитие и социализация ребёнка;
- предполагает построение коррекционно-образовательного процесса на адекватных возрасту видах деятельности, ведущей из которых является игра;
- сочетает принципы научной обоснованности, практического применения и деятельностного подхода образовательного процесса;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- осуществляет содействие и сотрудничество детей и взрослых, признаёт ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддерживает коммуникативную инициативу детей в различных видах деятельности;
- формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах коммуникативной деятельности;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса коррекционного обучения детей, в ходе реализации которых формируются предпосылки коммуникативных универсальных учебных действий;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
При построении Программы мы учитывали следующие целевые ориентиры ФГОС ДОУ:
- ребёнок, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве), способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником в зависимости от ситуации;
- любознательный, активный, задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому и сверстникам, принимает живое, заинтересованное участие в диалогах;
- эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции сверстников и педагога, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Задачи реализации Программы:
- формировать потребность в общении, сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
- развивать инициативу в общении, в сотрудничестве, побуждать стремление задавать вопросы;
- воспитывать позитивное отношение к совместным играм и коллективной деятельности;
- учить пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, здороваться, прощаться, благодарить, извиняться, договариваться;
- формировать умение ориентироваться на партнера в совместной деятельности, уметь слушать собеседника и согласовывать свои желания с его интересами;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, отзывчивость к переживаниям другого человека.
В реализации данной программы принимают участие дошкольники 6-7(8) лет, зачисленные в группу коррекционно-развивающего обучения на основании заключений ГПМПЦ:
- выраженная задержка психического развития;
- ЗПР церебрально-органического генеза;
- ЗПР психогенного генеза;
- ЗПР соматогенного генеза;
- ЗПР конституционального генеза;
- ЗПР смешанного генеза.
Речевые расстройства указанной категории детей проявляются в виде:
- по психолого-педагогической классификации: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня;
- по клинической классификации: стёртая дизартрия, моторная алалия.
Сроки реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" в течение учебного года с 1 сентября по 31 мая, продолжительностью 32 учебные недели, из которых 6 недель занимает диагностика.
Формирование социально-коммуникативных умений у заявленной категории воспитанников ДОУ в рамках внедрения данной Программы в систему коррекционно-развивающего процесса, осуществляется в следующих формах коммуникативной деятельности:
- диалоги со сверстниками по заданной теме, сюжетной картине, личному опыту;
- свободные диалоги со сверстниками;
- диалоги со сверстниками по проблемной теме;
- беседы со взрослым;
- сюжетные игры;
- пересказ;
- рассказывание по серии сюжетных картин;
- составление описательных рассказов по опорной схеме.
При работе по социально-коммуникативному развитию мы считаем особенно важным неукоснительное соблюдение одного из общепедагогических принципов - принципа наглядности, что особенно значимо и актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения этой цели в структуру образовательной деятельности включено обязательное использование наглядного материала, как раздаточного, так и демонстрационного (пиктограммы настроений, схемы составления рассказов, шаблоны с вопросительными словами и др.). Благодаря этому дети получают возможность контролировать собственную диалогическую и монологическую речь, логично структурировать последовательность высказывания, давать объективную оценку сверстникам.
В ходе реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группы "Вижу, понимаю, говорю" удаётся успешно решить ряд задач отдельных образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": старшие дошкольники коррекционных групп усваивают нормы и ценности, принятых в обществе, развивают навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, их собственные действия становятся более самостоятельными, целенаправленными, осознанными. Стимулируя развитие коммуникативных навыков, удаётся увидеть у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание работать сообща в коллективе сверстников.
- Образовательная область "Речевое развитие": в ходе решения задач Программы наши воспитанники овладевают речью как средством общения и культуры, значительно обогащают активный лексический запас, совершенствуют связную диалогическую и монологическую речь, развивают речевое творчество, звуковую и интонационную культуру речи, знакомятся с книжной культурой, произведениями художественной литературы, понимают на слух произведения различных жанров детской литературы.
- Образовательная область "Познавательное развитие": в ходе образовательной деятельности нам удаётся развивать интересы детей, любознательность, познавательную активность. Рассматривая иллюстрации, слушая произведения художественной литературы, формируются первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Виды и формы образовательной деятельности, реализуемые в Программе "Вижу, понимаю, говорю":
Виды детской деятельности | Примерные формы работы |
Игровая деятельность | - игры с правилами; - игровые упражнения; - игровые задания; - игры-драматизации; - подвижные игры. |
Коммуникативная деятельность | - беседа; - ситуативный разговор; - речевая ситуация; - составление рассказов; - диалог, монолог; - драматизация; - игры. |
Познавательно-исследовательская деятельность | - отгадывание загадок; - игры по мотивам художественных произведений; - игровые упражнения; - дидактические упражнения; - решение проблемных ситуаций; - наблюдение. |
Восприятие художественной литературы | - игры-задания; - выразительное чтение реплик героев; - слушание; - обсуждение; - беседа. |
Ожидаемые результаты реализации программы:
В ходе реализации Программы комплексной работы по социально-коммуникативному развитию детей с задержкой психического развития подготовительной к школе группе "Вижу, понимаю, говорю", мы предполагаем следующие образовательные результаты в области формирования социально-коммуникативных умений у старших дошкольников с ЗПР:
- старший дошкольник умеет сотрудничать, инициировать общение и совместную со взрослым и сверстниками деятельность;
- участвует в коллективной деятельности и проявляет положительные эмоции от сотрудничества с педагогом и сверстниками в совместной деятельности;
- положительно реагирует на своих друзей и других сверстников в группе;
- реализует партнерские отношения «ребенок среди сверстников»;
- может участвовать в диалогах по лексической теме и о правилах поведения;
- задает познавательные вопросы об окружающей природе и социальной жизни («Что это такое?», «Что с этим можно делать?», «Зачем это нужно?»);
- высказывается о своих игровых и познавательных предпочтениях, интересах.
Список литературы.
1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Неожиданный финал. Серии сюжетных картин для развития речи и чувства юмора. Серия: Развитие связной речи. М., ВЛАДОС 2003.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда. Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014. - 112 с.
3. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 4-5 лет с ОНР. Опорные картинки к конспектам фронтальных и подгрупповых занятий логопеда Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2014.
4. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Издательствово НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
5. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
6. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
7. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада/ Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2000. - 271 с.
8. Игровые технологии в логопедической работе [Электронный ресурс] // http://nsportal.ru/detskii-sad/logopediya/igrovye-tehnologii-v-logopedicheskoy-rabote
9. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме "Зима" в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2003. - 128 с.
11. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). - М., "Просвещение", 1999. - 112 с.
12. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлёва Н.Н., Чернышёва И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно-методическое пособие. - М., Центр педагогического образования, 2009. - 80 с.
13. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития http://www.refsru.com/referat-3997-1.html
14. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1: Под общей ред. С.Г. Шевченко. - М., Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
15. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий/ Под общей ред. С.Г. Шевченко - М.: Школьная Пресса, 2004. - 112с.
16. Постановление Главного Государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.26660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
17. Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет. Город, транспорт. М., АРКТИ 2010. - 34 с.
18. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1, 2, 3, 4. / Н.Э. Теремкова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2007. - 32 с.
20. Ушакова О.С. Рассказы про зверят "Пчёлы", "День рождения". Серии сюжетных картин. Издательский дом "Карапуз", 2004.
21. Формирование коммуникативной компетентности у детей с задержкой психического развития http://cdk-detstvo.centerstart.ru/sites/cdk-detstvo.centerstart.ru/files/ilidzheva_formirovanie_kommunikativnosti__u_detey_s_zpr.pdf
22. Хрестоматия по детской литературе. Сост. Табенкина А.Л., Боголюбская М.К., под ред. Зубаревой Е.Е. М., "Просвещение", 1999. - 463 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельность) на 2019-2020 уч.г.
Рабочая программа музыкального руководителя для детей с задержкой психического развития образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (музыкальная деятельнос...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Рабочая программа воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, направлена на формирование общей культуры, развитие физических...
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...
Дополнительная общеразвивающая программа: «Я знаю ПДД» по ознакомлению детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста с лексикой, связанной с транспортом и движением на дороге
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Перед воспитателями и родителями встает непростая задача- научить ребенка думать и действовать в самых ...