Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста в условиях ДОУ
методическая разработка на тему

Антонова Елена Валерьевна

Я представляю свой опыт работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_sotsialno.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста в условиях ДОУ

    Наблюдая за детьми на детской площадке, в магазине, в детском саду, я часто вижу как дети в силу своего возраста не умеют взаимодействовать между собой, а говоря попросту – общаться. Их захватывают сиюминутные желания, в результате чего, они выходят за рамки принятых норм.

   Приходя в детский сад, они сталкиваются с первыми трудностями, с необходимостью считаться не только со своими потребностями, но и с нуждами коллектива, в который они пришли (таких же ребятишек, делающих первые шаги в общество).

   Хочу поделиться опытом работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста, так как считаю очень важным вести работу в этой области в период раннего возраста.

   Ребенок поступает в детское дошкольное учреждение  из семьи.

Семья – это первая ступень социализации. Мама, папа и другие ближайшие родственники в неназидательной форме уже дали ребенку первые азы взаимодействия с социумом, они приобщили его к элементарным социальным нормам и правилам поведения.

   Придя в детский сад, ребенок вступает на следующую, более высокую ступень социализации, где будет делать свои еще не уверенные шаги в сторону более сложных отношений между сверстниками и воспитателями. И моя задача не упустить этот момент, а помочь ребенку самому находить правильные пути решения. Любое педагогическое воздействие, направленное на социально-коммуникативное развитие должно быть преподнесено в игровой форме, так как игра основной вид деятельности детей.

   Итак, ребенок переступил порог ДОУ, начинается сложный период адаптации. Передо мной стоит задача создать благоприятные условия для этого процесса: атмосфера комфорта, доброжелательности, ласковая интонация при обращении к ребенку, прикосновение или поглаживание. Но все дети разные, и учитывая это, мною создана небольшая зона для уединения в группе – «сенсорный дождь», за которым не уверенный или малообщительный ребенок может спрятаться.

   На стене группы расположено панно из сменных модулей, которое меняется в зависимости от времени года. Каждый день, переступая порог группы, нас встречает ласковое, веселое солнышко с красивыми пейзажами. И придя даже не в самом лучшем настроении, хочется улыбнуться и поделиться улыбкой с другими.

   При работе с детьми, особенно в период адаптации, часто помогают снять тревогу и напряжение игры в сенсорном уголке. Особенно важен момент расставания с родителями, и здесь мне часто помогают отвлечь малышей разноцветные, красочные шарики (сухой бассейн), игры с крупой (прячем ручки, рисуем на манке пальчиками), игры с ватой так же положительно влияют на психоэмоциональное состояние детей.

   Такие элементарные приемы и каждодневные традиции помогают детям легко пройти адаптацию и усвоить общественные нормы.

   Чтобы организовать детей и переключить их на работу с воспитателем, каждое утро проводится зарядка. Утренняя гимнастика проходит в игровой форме, с музыкальным сопровождением или с использованием записи голосов различных животных, что позволяет привлечь всю группу (даже малоактивных, неуверенных малышей).

   В своей работе часто использую музыкально-ритмические игры. Их также я использую в течение всего дня, для переключения внимания малышей с одного вида деятельности на другой. Совместная игра дает навыки взаимодействия и развивает чувство товарищества.

   Важным этапом социализации ребенка является формирование у него культурно гигиенических навыков. Приобщаясь к нормам поведения, ребенок входит в мир взрослых. Для положительного отношения малыша к КГН в своей работе использую театрализацию совместно с потешками.

Например, Зайка показывает, как правильно намыливать руки, тереть их друг о друга, вытирать полотенцем, сказочный герой дает установку на то, что все получится. Зайка предлагает поучаствовать детям в игре-занятии.

   Все свободное время дети второй группы раннего возраста проводят в игре. Чтобы игра развивалась, и интерес ребенка не угасал, я стараюсь направить игровые действия, чтобы дети переходили от игры рядом друг с другом к игре вместе, учитывая по возможности интересы товарищей. Для этого создаются проблемные ситуации, которые стимулируют детей находить общие решения для игровых задач, побуждают детей взаимодействовать друг с другом.

   Таким образом, решаются сразу две задачи: приобщение к социокультурным нормам и развитие коммуникативных способностей (идет развитие активного и пассивного словаря).

   Непосредственная образовательная деятельность является одним из звеньев социально-коммуникативного развития, в процессе образовательной деятельности дети развивают внимание, память, мышление, учатся взаимоотношениям со старшими и сверстниками. На наши игры-занятия часто приходит сказочный герой, интерес подкрепляется сюрпризными моментами. Сами малыши участвуют в театрализованных действиях, например, знакомясь с литературными произведениями «Колобок», «Теремок» они с интересом показывают серого волка, изображают удивление и т.д. Так как в этом возрасте мышление наглядно-действенное, то любые образы подкрепляются движениями (например, изобразить, как идет медведь, прыгает зайчик). Такие игры сплачивают детей, они учатся играть дружно, не мешая друг другу.

   Где же малыши чаще всего сталкиваются с трудностями общения?
Конечно же, на прогулке. Как собраться на улицу, не мешая другим? Как всем вместе спуститься по лестнице? Как поделить игрушки или место в песочнице?

   Собираясь на прогулку, мы беседуем о правилах поведения, гуляя на участке, мы наблюдаем за старшими ребятами (учимся у них на положительных или же на отрицательных примерах). Выполняем посильные трудовые действия.

   Мы каждый день вместе с ребятами понемногу учимся жить в нашем сложном обществе. Только прислушиваясь к детям, наблюдая за ними в игре, я нахожу идеи, как помочь им легко влиться в социум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сенсорное развитие детей в группах раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО

В данной презентации содержится промежуточный отчёт о деятельности муниципальной творческой педагогической лаборатории, руководителем которой я являюсь. С введением ФГОС ДО изменились требования к про...

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

Коррекционная работа Адаптация детей второй группы раннего возраста к условиям ДОУ

В данной работе указаны результаты , диагностического исследования адаптации детей раннего возраста....

«Адаптация детей второй группы раннего возраста к условиям ДОУ»

«Адаптация детей  второй группы раннего возраста к условиям ДОУ»...

Игра и познавательное развитие детей второй группы раннего возраста

В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляю...

Презентация к родительскому собранию "Художественно-эстетическое развитие детей второй группы раннего возраста"

В данной презентации предоставлены фотоматериалы режимных моментов и непоследственно-образовательная деятельности детей,проводимых в группе ДОУ "Ромашка"....

Презентация к родительскому собранию "Художественно-эстетическое развитие детей второй группы раннего возраста"

В презентации предоставлены фотоматериалы режимных моментов и НООД в группе "Ромашка"...