Обобщение опыта работы по социально - коммуникативному развитию детей в средней группе. Проект "Доброта вокруг нас"
проект (средняя группа)

Умнягина Елена Григорьевна

Проект "Доброта вокруг нас" социально - личностный, общественно - полезный, практико - ориентированный, среднесрочный.

Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование коммуникативных навыков, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков во благо других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dobrota_vokrug_nas.docx100.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСТЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Проект «Доброта вокруг нас»

по социально –коммуникативному развитию детей в средней группе

                                   

                                                      Воспитатель: Умнягина Елена Григорьевна

                                                                             

                               

                                                          2018год

Актуальность реализации проекта

Направленность проекта: - формирование системы нравственных качеств;

- углубление представления детей о доброте как о ценном качестве человека.

Актуальность проекта: 

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Сроки проведения: сентябрь - ноябрь  

Режим работы дневная (в рамках организации педагогического процесса во время образовательной деятельности и проведения режимных моментов; в повседневной жизни).

Количество участников проекта:

Воспитатель:      Умнягина Елена Григорьевна.

Дети - 23ребёнка, родители детей.  (возраст детей: 4 - 5 лет)

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, среднесрочный.

Образовательные области:

  • Социально коммуникативное развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Формы работы: игровая, познавательно - исследовательская, продуктивная, взаимодействие с родителями.

Эпиграф проекта: Добрым быть совсем не просто,

                                  Не зависит доброта от роста. 

                                  Не зависит доброта от цвета, 

                                  Доброта не пряник, не конфета. 

                                   Если доброта, как солнце, светит, 

                                   Радуются взрослые и дети.      (Н. Тулупова.)

Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.

Цель проекта: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств, формирование коммуникативных навыков, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков во благо других людей.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; умение оценивать поступки окружающих.
  • Закреплять знание правил вежливого общения.
  • Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

Развивающие:

  • Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и в литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях.
  • Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, поощрять стремление детей совершать добрые поступки.
  • Сохранение и укрепление здоровья детей.

Предварительная работа:

  • Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
  • В ходе работы над проектом подвести детей к пониманию того, что добро приносит радость, что добрый человек – хороший друг.
  • Доброта украшает наш мир, и чем ее больше, тем красивее и светлей мир вокруг нас.

Работа с родителями:

  1. Консультация для родителей «Детская дружба».
  2. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
  3. Акция «Книжкина больница». (ремонт книг дома совместно родителей и детей).

Ожидаемый результат:

для детей

  •  имеют четкое представление о доброте, добрых поступках;
  •  знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки (стали охотнее их применять в совместной деятельности, обогатился словарный запас по данной теме);
  • повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку;
  • дети стали бережнее относится к живому миру природы;
  • пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.

для педагогов

  • удовлетворены проведенной работой и результатами проекта;
  • собран и систематизирован материал по теме «Доброта вокруг нас»

для родителей

• появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;

  • желание общаться с педагогами;
  •  повысился интерес участвовать в жизни группы.

Формы организации проекта:

1. Образовательная деятельность:

ознакомление с окружающим, развитие речи, рисование, лепка, аппликация, конструирование, музыка, ознакомление с художественной литературой, физическая культура.

2. Совместная деятельность:

дидактические игры, беседы, игровые ситуации, драматизация, подвижные игры, разучивание мирилок, физкультминутки, различная гимнастика, пальчиковые игры.

3. Самостоятельная деятельность:

трудовая деятельность, художественная деятельность, игровая деятельность.

                         Этапы осуществления проекта

Первый этап. Целеполагание.

Социально – коммуникативное развитие направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-на развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- на развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;

- на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Проект направлен на формирование у детей средней группы представлений о должном поведении в обществе, на формирование коммуникативных навыков.

Второй этап. Разработка проекта.

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.

4. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка ООД, определение тематики бесед.

7. Подбор музыкального репертуара.

8. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

9. Подборка материалов для консультаций «Детская дружба», «Воспитание дружеских отношений в игре».

10. Изготовление папки-передвижки «Культура общения и поведения»,

«Как воспитать ребенка вежливым».

Третий этап. Выполнение проекта.

Сентябрь

1 неделя

1.

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

2.

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».

3.

Чтение А. Барто «Вовка- добрая душа».

4.

Рассматривание книги «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёвва, О.Г. Сазонова

5.

д/и «Путешествие по сказкам».

6.

Прослушивание песни из мультфильма про Фунтика «Дорогою добра».

7.

Развлечение «Дорога в страну Знаний»

2 неделя

1.

Игровая ситуация «Ищем добрые слова».

2.

Беседа «Что такое доброта?».

3.

Прослушивание песни «Доброта» группы «Барбарики».

4.

Чтение В. Осеевой «Добрые слова».

5.

Рисование «Какого цвета доброта».

6.

Развлечение «По экологической дорожке»

7.

Консультации для родителей

«Воспитание дружеских отношений в игре»

3 неделя

1.

Ситуативный разговор «Помогай друзьям мириться»

2.

Пословицы и поговорки о добре и  дружбе

3.

ООД «Дарите людям доброту»

4.

Психогимнастика «Не сердись, улыбнись!»

5.

Просмотр мультфильма «Репка».

6.

Книжкина больница (ремонт книг)

4 неделя

1.

Беседа «Добрые слова улучшают настроение».

2.

Рассказ воспитателя «Как отличить хороший поступок от плохого».

3.

Рассматривание иллюстраций с изображением добрых и злых героев.

4.

Речевая ситуация «Помощь котёнку».

5.

Памятка «Правила дружбы»

6.

Папка – передвижка «Культура общения и поведения»

Октябрь

1 неделя

1.

Беседа «Добро не умрёт, а зло пропадёт»

2.

Беседа о профессиях родителей.

Словесная игра «Что доброго делают люди этой профессии».

3.

Д/и «Скажи наоборот».

4.

Рисование на тему «Добрые дела»

5.

Разучивание песенки из мультфильма «Крошка Енот».

6.

Родительское собрание

2 неделя

1.

Беседа о вежливости

2.

Рассматривание книги «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёвва, О.Г. Сазонова

3.

Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Прослушивание песни из мультфильма «Кот Леопольд».

4.

Конструирование «Домик для друзей»

5.

Рассматривание книги «Заюшкина избушка»

6.

Д/и «Оцени поступок».

3  неделя

1.

Интервью с детьми «Что такое доброта?»

2.

Настольно- печатная игра собери картинку «Путешествие по сказкам».

3.

Лепка «Добрый волшебник».

4.

Чтение А. Кузнецова «Подружки».

Повторение песни «Дружба крепкая» из мультфильма «Крошка Енот».

5.

П/и «Улыбнись не сердись».

6.

Развлечение «Осень в гости к нам пришла»

4 неделя

1.

Ситуативный разговор «Мои хорошие поступки».

2.

Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо и, что такое плохо».

3.

Д/и «Хорошо - плохо».

4.

Прослушивание и разучивание песен о дружбе

5.

Рисование ладошкой «Два весёлых гуся».

6.

Консультация для родителей «Детская дружба»

Ноябрь

1 неделя

1.

Ситуативный разговор «Чем порадовать друга».

2.

Д/и «Путешествие по сказкам».

3.

Рассматривание книги  К.И. Чуковского и чтение сказки «Краденое солнце».

4.

Коллективная работа «Страна добра»

5.

Д/и «Скажи наоборот».

6.

Акция «Книжкина больница» (ремонт книг)

2 неделя

1.

Знакомство с пословицами о дружбе

2.

Игровая ситуация «Решай споры словами, а не кулаками»

3.

Разучивание стихотворения «Доброе утро».

4.

Рисование «Подарок другу».

5.

Д.и. «Солнечный лучик»

6.

Просмотр серий из мультфильма про Лунтика.

3 неделя

1.

Беседа «Дружбой дорожить умейте»

2.

Прослушивание детских песен о дружбе

«Дружба крепкая», «Если с другом вышел в путь»

3.

Аппликация «Цветы для мамы».

4.

Рассматривание книги «Правила поведения для воспитанных детей» Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёвва, О.Г. Сазонова

5.

ООД «Научи меня дружить»

6.

Развлечение «День матери»

4 неделя

1.

Составление рассказа «Мой любимый сказочный добрый герой».

2.

П/и «Круг пожеланий и благодарений».

3.

Драматизация сказки «Репка» для малышей

4.

Рисование «Солнышко лучистое улыбнулось весело».

5.

Консультация – практикум для педагогов «Доброта в детских душах»

6.

Оформление выставки коллективных и творческих работ

4 этап. Продукт проектной деятельности.

На заключительном этапе обобщение результатов работы:

- оформление картотек «Пословицы и поговорки о добре, дружбе и …», «Мирилки», «Беседы о добре, о дружбе …»;

- оформление картотеки игр на развитие коммуникативных способностей детей;

- оформление и проведение консультаций для родителей: «Детская дружба», «Воспитание дружеских отношений в игре»;

- консультация – практикум для педагогов «Доброта в детских душах»

- оформление конспектов ООД.

- оформление памятки «Правила дружбы», «Законы доброты».

Изготовление «Дерева дружбы», цветы для мамы.

Изготовление совместно с родителями поделок и книжек-малышек «О добре и дружбе».

Оформление выставки коллективных и творческих работ.

Постановка сказки «Репка».

Выводы: 

     За время реализации проекта мы провели много добрых дел, многому научились. Но сказать, что мы закончили работать над проектом, мы не можем, так как на протяжении всей нашей жизни, каждый день и каждый час, мы сталкиваемся с необходимостью и желанием помогать людям.

    Мы решили, что самое главное для нас это то, что мы:

- научились быть внимательными к ближним, быть добрыми, вежливыми, быть ответственными, научились сотрудничать.

Список используемой литературы:

  1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в средней группе детского сада Воронеж: ТЦ «Учитель». 2004.
  2. Киселёва Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М.: АРКТИ, 2006.
  3. Островская Л.Ф. "Правильно ли воспитываем малыша?", пособие для воспитателя детского сада, М., 1979.
  4. Г.П.Шалаева, О.М.Журавлёвва, О.Г. Сазонова «Правила поведения для воспитанных детей» М.: АСТ: СЛОВО 2013
  5. К.И. Чуковский «Сказки дедушки Корнея»
  6. Русские народные сказки
  7. А. Барто «Вовка - добрая душа».
  8. А. Кузнецова «Подружки».
  9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...

Непосредственно образовательная деятельность по социально-коммуникативному развитию детей в средней группе на тему "Мальчики и девочки: мы такие разные"

Занятие с детьми средней группы направлено на гендерное воспитание дошкольников. Дети в в игровой форме закрепляют умение соотносить имя человека с его гендерной принадлежностью, различать индивидуаль...

картотека игр по социально-коммуникативному развитию детей в средней группе

картотека игр по социально-коммуникативному развитию детей в средней группе...

Методическая разработка "Социально-коммуникативное развитие детей в средней группе ."

Социально-коммуникативное развитие позволяет ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которы...

Перспективное планирование работы по социально - нравственному развитию детей в средней группе

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями...

Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитию детей в младшей группе 2022-2023 учебный год

Перспективный план работы по «Социально-коммуникативному развитиюдетей в младшей группе 2022-2023 учебный год...