"Путешествие в старину"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сорокина Елена Александровна

Конспект занятия по познвательному развитию "Путешествие в старину"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_v_starinu.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

в старшей группе

Тема: «Путешествие в старину»

Составила: воспитатель

Сорокина Елена Александровна

Санкт - Петербург,

2022 год


Образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.

Тема: «Путешествие в старину»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Технологии: элементы музейной педагогики, квест, игровая.

Планируемый результат: сформированы элементарные представления об особенностях быта, предметах домашнего обихода и обычаях людей на Руси.

Цель: формирование элементарных представлений воспитанников об особенностях быта, предметах домашнего обихода и обычаях людей на Руси.

        Задачи:

        Образовательные

  • познакомить воспитанников со старинными предметами: печь, чугунок, хохломские ложки, ухват, стиральная доска, чугунный утюг, прялка, веретено, рушник, подкова;
  • обогатить игровой опыт детей, посредством знакомства с народной игрой «Вышел Ваня погулять».

        Развивающие

  • развивать интерес к народной культуре и обычаям через знакомство с бытом, убранством русской избы;
  • обогатить словарь детей за счёт знакомства с новыми словами, обозначающими предметы русского быта;
  • развивать умения воспитанников договариваться, обсуждать, слушать собеседника.

        Воспитательные

  • создать условия для воспитания уважения к обычаям и культуре своего народа;
  • создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине.

Оборудование для педагога:

  • русский народный костюм;
  •  мольберт;
  • магнитная доска;
  • магниты;
  • коробочка;
  • старинные предметы для создания интерьера;
  • сундучок;
  • бейджики с именами детей;
  • карточки с загадками;
  • декоративная подкова;
  • рушник;
  • хлеб.

Оборудование для воспитанников:

  • картинка подкова (разрезанная на 6 частей);
  • кот (игрушка);
  • макет русской печи;
  • предметы русского быта (чугунок, хохломские ложки, ухват, стиральная доска, чугунный утюг, прялка, веретено, рушник);
  • картинки с изображением домашних животных;
  • картинки с изображением печи и ассоциативные картинки, обозначающие действия;
  • ленточка;
  • картинки с изображением старинных и современных предметов.

Ход занятия

I Вводная часть

(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).

Воспитатель:

Ой, вы гости дорогие,

Все нарядные, какие,

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы! (Кланяется).

Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Александровна. А как вас зовут, я сейчас узнаю. Мне в этом поможет волшебный сундучок.

Здесь написаны ваши имена, чье имя я назову, подходите, пожалуйста, ко мне.

(Называет имена детей).

Воспитатель: Вот мы и познакомились. Предлагаю вам поздороваться по старому русскому обычаю с гостями, так же как я.

Дети и Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (Поклонились).

II Основная часть

Воспитатель: Хотите отправиться в увлекательное путешествие в далёкое прошлое?

Дети: да.

Воспитатель: Попасть туда не так уж и просто, для этого нужно применить свои знания, смекалку, сноровку и немножко волшебства. В волшебном сундучке есть много интересных заданий для вас. Правильно выполнив задание, вы получите часть старинного предмета. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель: Ты по кругу повернись, в старине ты очутись.

Воспитатель: Вот мы и очутились в прошлом. Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку.

Стоит жилище,

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

Это русская… (изба).

Воспитатель: Приглашаю вас в избу, проходите.

(Дети проходят в «избу»).

Задание №1

Воспитатель: Вот первое задание. Знаете ли вы, какое домашнее животное с давних времён первым запускали в избу? Предлагаю поиграть в игру «Выбери животное» В сундучке для вас есть подсказки - картинки с изображением домашних животных. Выберите картинку с животным, которое, по вашему мнению, первым запускали в избу.

(Ответы детей).

Воспитатель Первым в избу запускали кота. В старину люди верили, что верхом на коте заезжает домовой, который будет оберегать избу от злых духов.

Воспитатель: Правильно, вот и первая часть предмета.

(Находится на картине с котом).

Задание №2

Воспитатель: В этой избе тоже живёт кот. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, где любимое место кота в избе?

Из трубы летят колечки.

Это дым из нашей … (печки).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же самое главное в деревенской избе?

Дети: Печь.

Воспитатель: Правильно, вот и вторая часть предмета.

(Находится на печи).

Задание №3

Воспитатель: Давайте поиграем в игру и узнаем, как печка помогала людям. В сундучке для вас есть подсказки. Рассмотрите и выберите те картинки, которые, по вашему мнению, подходят к печке. Назовите, что делает печь для людей?

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы абсолютно правы, русская печь:

  • Кормит - готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины;
  • Греет - печь отапливала жилье;
  • Освещает – свет от печного огня;
  • Сушит - Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы;
  • Лечит - На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней.

Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».

Воспитатель: Вот и следующая часть предмета.

(Находится с обратной стороны картинки печь).

Задание №4 

Воспитатель: На Руси, люди играли в разные народные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.

Собирайся детвора, ждет вас русская игра. «Игра с лентой».

Сейчас покажу, как в неё играть.

(Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).

(Дети идут хороводом и говорят).

Вышел Ваня погулять,

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д).

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется). 

Молодцы, за ваши добрые слова получайте следующую часть предмета.

(Находится в сундучке).

Задание №5

Воспитатель: Вас ждёт следующее задание. На картинках изображены предметы, которыми пользовались в старину и те, которыми мы пользуемся сейчас. Рассмотрите, назовите их и найдите пару.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: Правильно, вот и следующая часть предмета.

(Находится на обратной стороне картинки).

Задание №6

Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки и найти старинные предметы в избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…(чугунок)

Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой жар в печи.

Воспитатель: Посмотрите, в печи стоит чугунок, как же его достать? Может, кто подскажет, как можно достать чугунок из печи?

(Ответы детей).

Воспитатель: Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Давайте попробуем достать чугунок из печи.

(Дети пробуют достать чугун ухватом из печи).

Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку.

Хоть и много каши в плошке, не поешь её без… (ложки).

Воспитатель: В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть, и она не нагревалась. В гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Воспитатель: Подумайте, для чего нужен этот предмет?

(Ответы детей).

Воспитатель: Этот предмет называется стиральная доска. На ней стирали бельё.

(Показ).

Воспитатель: Ребятки, найдите в избе предмет, которым гладили белье?

(Ответы детей).

Воспитатель: Утюг чугунный, поэтому очень тяжёлый. Он разогревался в печи, на углях. Вспомните, какой из предметов быта тоже был сделан из чугуна.

(Ответы детей).

Воспитатель: Русский народ издавна славился трудолюбием. Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием, пряли шерсть домашних животных и получали пряжу. Не одна изба не обходилась без прялки и веретена.

(Показ).

Вот и последняя часть предмета.

(Находится на прялке).

Воспитатель: Молодцы, вы выполнили все задания. Посмотрим, какой старинный предмет у нас получился? Соберите его из частей. (Подкова).

С давних времён считали, что подкова в дом приносит счастье. Пусть и в вашем детском саду будет счастье и благополучие.

(Подарок подкова из сундука).

Воспитатель: Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Про русский народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Дорогих гостей встречали хлебом, солью угощали.

Угощайтесь, гости дорогие!

(Воспитатель выносит хлеб на рушнике).

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.

Повернись, покружись,

В детский сад ты вернись.

III Заключительная часть

Рефлексия

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в далёкое прошлое? Какое задание было для вас самым сложным? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?

Подведение итогов

Воспитатель: Я убедилась, что вы не только внимательные, но еще много знаете и умеете. Давайте вспомним, что вы сегодня узнали.

Как называется дом, в котором мы были? (изба).

Что было самым главным в избе? (печь).

Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, чугунок, ухват, деревянная ложка, утюг, стиральная доска, прялка, веретено).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа

Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...

Путешествие в старину или история одной пуговицы.

В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....

Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"

Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...

Путешествие в старину

Занятие знакомит детей  с жизнью их предков....

Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"

Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....

Развлечение "Путешествие в старину глубокую".

Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"

Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...