"Путешествие в старину"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по познвательному развитию "Путешествие в старину"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_puteshestvie_v_starinu.docx | 41.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 23 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Конспект занятия
в старшей группе
Тема: «Путешествие в старину»
Составила: воспитатель
Сорокина Елена Александровна
Санкт - Петербург,
2022 год
Образовательная деятельность осуществляется с детьми старшей группы, в возрасте от 5 до 6 лет, группа общеразвивающей направленности.
Тема: «Путешествие в старину»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Технологии: элементы музейной педагогики, квест, игровая.
Планируемый результат: сформированы элементарные представления об особенностях быта, предметах домашнего обихода и обычаях людей на Руси.
Цель: формирование элементарных представлений воспитанников об особенностях быта, предметах домашнего обихода и обычаях людей на Руси.
Задачи:
Образовательные
- познакомить воспитанников со старинными предметами: печь, чугунок, хохломские ложки, ухват, стиральная доска, чугунный утюг, прялка, веретено, рушник, подкова;
- обогатить игровой опыт детей, посредством знакомства с народной игрой «Вышел Ваня погулять».
Развивающие
- развивать интерес к народной культуре и обычаям через знакомство с бытом, убранством русской избы;
- обогатить словарь детей за счёт знакомства с новыми словами, обозначающими предметы русского быта;
- развивать умения воспитанников договариваться, обсуждать, слушать собеседника.
Воспитательные
- создать условия для воспитания уважения к обычаям и культуре своего народа;
- создать условия для воспитания чувства патриотизма, любви к Родине.
Оборудование для педагога:
- русский народный костюм;
- мольберт;
- магнитная доска;
- магниты;
- коробочка;
- старинные предметы для создания интерьера;
- сундучок;
- бейджики с именами детей;
- карточки с загадками;
- декоративная подкова;
- рушник;
- хлеб.
Оборудование для воспитанников:
- картинка подкова (разрезанная на 6 частей);
- кот (игрушка);
- макет русской печи;
- предметы русского быта (чугунок, хохломские ложки, ухват, стиральная доска, чугунный утюг, прялка, веретено, рушник);
- картинки с изображением домашних животных;
- картинки с изображением печи и ассоциативные картинки, обозначающие действия;
- ленточка;
- картинки с изображением старинных и современных предметов.
Ход занятия
I Вводная часть
(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме).
Воспитатель:
Ой, вы гости дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы! (Кланяется).
Воспитатель: Ребята, давайте познакомимся. Меня зовут Елена Александровна. А как вас зовут, я сейчас узнаю. Мне в этом поможет волшебный сундучок.
Здесь написаны ваши имена, чье имя я назову, подходите, пожалуйста, ко мне.
(Называет имена детей).
Воспитатель: Вот мы и познакомились. Предлагаю вам поздороваться по старому русскому обычаю с гостями, так же как я.
Дети и Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! (Поклонились).
II Основная часть
Воспитатель: Хотите отправиться в увлекательное путешествие в далёкое прошлое?
Дети: да.
Воспитатель: Попасть туда не так уж и просто, для этого нужно применить свои знания, смекалку, сноровку и немножко волшебства. В волшебном сундучке есть много интересных заданий для вас. Правильно выполнив задание, вы получите часть старинного предмета. Готовы?
Дети: да.
Воспитатель: Ты по кругу повернись, в старине ты очутись.
Воспитатель: Вот мы и очутились в прошлом. Загадаю вам загадку, а вы мне скажете отгадку.
Стоит жилище,
Деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
Это русская… (изба).
Воспитатель: Приглашаю вас в избу, проходите.
(Дети проходят в «избу»).
Задание №1
Воспитатель: Вот первое задание. Знаете ли вы, какое домашнее животное с давних времён первым запускали в избу? Предлагаю поиграть в игру «Выбери животное» В сундучке для вас есть подсказки - картинки с изображением домашних животных. Выберите картинку с животным, которое, по вашему мнению, первым запускали в избу.
(Ответы детей).
Воспитатель Первым в избу запускали кота. В старину люди верили, что верхом на коте заезжает домовой, который будет оберегать избу от злых духов.
Воспитатель: Правильно, вот и первая часть предмета.
(Находится на картине с котом).
Задание №2
Воспитатель: В этой избе тоже живёт кот. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, где любимое место кота в избе?
Из трубы летят колечки.
Это дым из нашей … (печки).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что же самое главное в деревенской избе?
Дети: Печь.
Воспитатель: Правильно, вот и вторая часть предмета.
(Находится на печи).
Задание №3
Воспитатель: Давайте поиграем в игру и узнаем, как печка помогала людям. В сундучке для вас есть подсказки. Рассмотрите и выберите те картинки, которые, по вашему мнению, подходят к печке. Назовите, что делает печь для людей?
(Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы абсолютно правы, русская печь:
- Кормит - готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины;
- Греет - печь отапливала жилье;
- Освещает – свет от печного огня;
- Сушит - Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы;
- Лечит - На печи спали малые дети и старики, она избавляла от некоторых болезней.
Не зря в старину говорили: «Печь нам - мать родная».
Воспитатель: Вот и следующая часть предмета.
(Находится с обратной стороны картинки печь).
Задание №4
Воспитатель: На Руси, люди играли в разные народные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.
Собирайся детвора, ждет вас русская игра. «Игра с лентой».
Сейчас покажу, как в неё играть.
(Мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу).
(Дети идут хороводом и говорят).
Вышел Ваня погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т.д).
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Молодцы, за ваши добрые слова получайте следующую часть предмета.
(Находится в сундучке).
Задание №5
Воспитатель: Вас ждёт следующее задание. На картинках изображены предметы, которыми пользовались в старину и те, которыми мы пользуемся сейчас. Рассмотрите, назовите их и найдите пару.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Правильно, вот и следующая часть предмета.
(Находится на обратной стороне картинки).
Задание №6
Воспитатель: Предлагаю отгадать загадки и найти старинные предметы в избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…(чугунок)
Чугунок незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, который мог выдержать любой жар в печи.
Воспитатель: Посмотрите, в печи стоит чугунок, как же его достать? Может, кто подскажет, как можно достать чугунок из печи?
(Ответы детей).
Воспитатель: Здесь был нужен другой помощник. Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Давайте попробуем достать чугунок из печи.
(Дети пробуют достать чугун ухватом из печи).
Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку.
Хоть и много каши в плошке, не поешь её без… (ложки).
Воспитатель: В крестьянской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть, и она не нагревалась. В гости всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».
Воспитатель: Подумайте, для чего нужен этот предмет?
(Ответы детей).
Воспитатель: Этот предмет называется стиральная доска. На ней стирали бельё.
(Показ).
Воспитатель: Ребятки, найдите в избе предмет, которым гладили белье?
(Ответы детей).
Воспитатель: Утюг чугунный, поэтому очень тяжёлый. Он разогревался в печи, на углях. Вспомните, какой из предметов быта тоже был сделан из чугуна.
(Ответы детей).
Воспитатель: Русский народ издавна славился трудолюбием. Долгими зимними вечерами девушки занимались рукоделием, пряли шерсть домашних животных и получали пряжу. Не одна изба не обходилась без прялки и веретена.
(Показ).
Вот и последняя часть предмета.
(Находится на прялке).
Воспитатель: Молодцы, вы выполнили все задания. Посмотрим, какой старинный предмет у нас получился? Соберите его из частей. (Подкова).
С давних времён считали, что подкова в дом приносит счастье. Пусть и в вашем детском саду будет счастье и благополучие.
(Подарок подкова из сундука).
Воспитатель: Как говорится: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Про русский народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Дорогих гостей встречали хлебом, солью угощали.
Угощайтесь, гости дорогие!
(Воспитатель выносит хлеб на рушнике).
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Повернись, покружись,
В детский сад ты вернись.
III Заключительная часть
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие в далёкое прошлое? Какое задание было для вас самым сложным? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?
Подведение итогов
Воспитатель: Я убедилась, что вы не только внимательные, но еще много знаете и умеете. Давайте вспомним, что вы сегодня узнали.
Как называется дом, в котором мы были? (изба).
Что было самым главным в избе? (печь).
Какие предметы помощники были в русской избе, как они называются? (печь, чугунок, ухват, деревянная ложка, утюг, стиральная доска, прялка, веретено).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Путешествие в старину" подготовительная группа
Закрепить знания детей о народных традициях, о праздновании Рождества, Крещении; обучать детей элементам театрализованной деятельности; обогащать знаниями о фольклоре, формировать заинтересованное , у...
Путешествие в старину или история одной пуговицы.
В этой статье рассказывается о том, как я начала работать над проектом "Волшебные пуговицы"....
Коспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в старину (Русская культура и традиции)"
Изучение наследия русской культуры и исскуства помогает составить представление об окружающем мире и исторических преобразованиях, происходящих в сознании человека, а приобщение к мааетиальной ультуре...
Путешествие в старину
Занятие знакомит детей с жизнью их предков....
Путешествие в старину "В гости к бабушке Любавушке"
Занятие направлено на изучение старинной избы и предметы быта на Руси....
Развлечение "Путешествие в старину глубокую".
Это развлечение явилось итоговым мероприятием работы с детьми в кружке "Ладушки" по приобщению к истокам русской народной культуры. Оно было представлено на методическом объединении....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Путешествие в старину"
Продолжать знакомить с устным народным творчеством: пословицами, поговорками, прибаутками.Обогащать речь детей образными, меткими выражениями малых форм русского фольклора.Закрепить приемы лепки.Воспи...