Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры
консультация (старшая группа)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.
Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно. Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.
Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, игровая деятельность в коррекционной группе, интеллектуальное развитее детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sayt.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.
Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно. Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.
Ключевые слова: дети с умственной отсталостью, игровая деятельность в коррекционной группе, интеллектуальное развитее детей с ОВЗ.
Дошкольный возраст - особый уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано с изменениями общественной позиции по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития
Дети с нарушением интеллекта по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки со своими сверстниками, что затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности. Развитие любого ребенка, тем более ребенка с нарушением интеллекта происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. «Почему дети не играют сами?», - часто взрослые задают вопрос. Однако без должной организации свободного времени, предоставленный сам себе ребенок быстро устает, начинает капризничать, проявляет агрессию к окружающим сверстникам. Особенно ярко это проявляется у детей с проблемами в развитии.
Ребенок не может сам себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обыгрывание построек и многое другое.
Самое главное, что ребенок нуждается в речевом общении, так как не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению со взрослыми. Очень важно с самого раннего детства учить ребенка этому общению и игре.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре ребенок научается обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием. Через игру ребенок познает окружающий мир, она способствует развитию психических процессов и формированию личности ребенка. Кроме того, игра помогает не только копировать сценки из жизни, но и учит детей коммуникабельности и установлению общения друг с другом. Ведь игры обычно передаются от старшего поколения детей более младшему - и общение в такой разновозрастной компании положительно сказывается на развитии и социализации малыша.
В проведении игр воспитатель должен быть активным участником. Для него игра не отдых, а такой же планируемый труд, как и любое другое занятие. Играя с детьми, он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей.
Развитие игры начинается с предметных действий, поэтому, на первых порах задачи обучения игре и обучение предметным действиям совпадают. В процессе обучения дети должны не только понять функциональное назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. Поэтому многократные повторения одних и тех же действий с игрушкой, если эти действия правильны и игрушка используется адекватно, оказываются полезными. При поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют играть, манипулируют игрушками, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится на специальных занятиях и поэтапно.
На 1-ом этапе подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас же бросают эти предметы, не проявляют интереса, ни к их свойствам, ни к их назначению. Овладение игровыми действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка на 1-м этапе обучения игре.
Действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями ребенка в младенческом возрасте.
Например: Витя - вновь поступивший - накладывает кубик на кубик, затем рукой сбивает все, оставшееся тянет в рот. Такой пример показывает, что уровень развития действий с предметами у детей, с которыми не проводится специальное обучение, не позволяет говорить об игровых действиях.
Но после проведенных серий занятий у детей появляется желание «сотрудничать» со взрослыми, выполнять требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения осмысленных действий с предметами, и позволит перейти ко 2-му этапу обучения игре.
На 2-м этапе - важно, чтобы ребенок усвоил логику действий с предметами в игре, их последовательность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная игра. С самого начала работы необходимо учить детей видеть цель и двигаться к ней. Обучение действиям имеет смысл только в том случае, если ребенок все время видит перед собой цель, а правильный подбор действий приближает его к ней.
На втором этапе многие дети начинают осознавать цель, удерживать ее в памяти. Ребенка нужно специально учить удерживать в памяти конечную цель - действия, т.е. практические навыки.
На 3-ем этапе формируются элементы ролевой игры.
Нужно научить ребенка принять роль, предложенную педагогом. Надо помнить о том, что введение роли является весьма сложным процессом и при недостаточной работе по его осмыслению может остаться чисто формальным этапом. Поэтому начинаем с того, что говорим: «Какая у тебя красивая кукла Таня. Ты любишь Таню и не обижаешь ее? Пожалей Таню». Берем на руки куклу, прижимаем ее, гладим и предлагаем ребенку сделать то же самое. «Она у тебя маленькая, а ты большая девочка. Ты будешь мама, а Таня - твоя маленькая дочка. Ты будешь заботиться, жалеть ее» и т.п. В такой форме осуществляются сюжетные действия. Поэтапно дети приучаются играть парами, группами.
Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.
Список используемой литературы:
1. Бгажнокова И.М. Проблемы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью // Дефектология. 1994. №1.
2. Беряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб, 2001 - с.272.
3. Гришвина А.В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. - М., 1988 - с.93.
4. Катаева А.А.,Стребелева Г.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников/ - М., 1990 - с.191
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости посредством речевых упражнений"
Раскрыта поэтапность работы по диагностики и развитию коммуникативных умений....
Развитие коммуникативной функции речи детей в коллективной деятельности (в играх-инсценировках)
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция – назначение речи быть средством общения. У детей дома ребенка с речевой патологи...
«Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей».
Статья на тему: «Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей»....
Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»
Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...
Современное состояние проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью
В данной статье охарактерезованы основные подходы к организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью. Рассмотрены воз...
« Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр».
laquo; Сенсорное развитие детей с умственной отсталостью посредством дидактических игр»....
Развитие коммуникативных функций у дошкольников с алалией
Методические разработки "Цветовое моделирование"...