Современное состояние проблемы формирования коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью
статья по коррекционной педагогике

В  данной статье охарактерезованы основные подходы к организации коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативных умений у дошкольников с умственной отсталостью. Рассмотрены возможности использования альтернативных средств коммуникации в работе с детьми исследуемой категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

 В настоящее время разработаны, внедрены в практику и адаптированы к различным типам учреждений для дошкольников с интеллектуальными нарушениями научно обоснованные системы коррекционного обучения. Наиболее полно представлены системы воспитания и обучения в вариативных программах дошкольных образовательных учреждений Л.Б. Баряевой, Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой и др. В общем виде в программах реализуются следующие задачи формирования коммуникативных умений:

-  формирование речевого и фонематического слуха;

- развитие понимания речи окружающих; обогащение и активизация словаря,

- обучение связной речи;

- формирование грамматических навыков;

- ознакомление с детской художественной литературой (обучение слушанию текстов и рассказыванию).

В целом, работа по развитию речи не связана напрямую с формированием коммуникативных умений.  Эти задачи определяют общую стратегию коррекционно-педагогической работы по речевому и коммуникативному развитию дошкольников с умственной отсталостью.

Характер коррекционного воздействия и выбор методических приемов зависят от того, какие компоненты коммуникативной и речевой деятельности нуждаются в первоочередной коррекции. Программа коммуникативного и личностного развития дошкольников, разработанная А.П. Вороновой, О.В. Защиринской, Т.А. Ниловой, Л.М. Шипициной, ориентирована на развитие у дошкольников навыков использования различных речевых и выразительных средств общения; выработку положительных черт характера, умения следовать определенной модели поведения; навыков адекватной самооценки и самоконтроля; умений проявлять собственную креативность и активность в ходе коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В программе предлагаются такие методы работы, как: этюды, импровизации, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные музыкальные игры с правилами, сюжетно-ролевые творческие игры и игры-драматизации . При обучении детей правилам вежливого поведения педагогам предлагается демонстрировать необходимость поздороваться, попрощаться, поблагодарить за оказанное внимание, помощь, заботу. Учитывается стремление детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности подражать не только взрослым, но и более развитым сверстникам, которые могут служить примером для них. Для развития общения детей, когнитивной направленности ребенка на сверстников ученые считают эффективным использование поручений, направленных на действия со сверстником. Благодаря этому методу развивается навык узнавания и называния сверстников . Особенное значение имеет методика социального развития детей дошкольного возраста с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности, в условиях группы кратковременного пребывания, предлагаемая А.В. Закрепиной. На основе выделения трех базовых концентров «Я сам», «Я и другие», «Я и  окружающий мир» автор методики предлагает заниматься обучением ребенка таким умениям как: обращать внимание на сверстника, эмоционально реагировать на него самого, на его действия, его эмоциональное состояние, выражать при помощи жестов, действий и слов свое отношение к сверстнику. Автором методики предлагается обучение детей совместному пению, участию в театрализованных играх, исполнению ролей персонажей сказок, участию в совместных играх . Многие дошкольники с интеллектуальными нарушениями готовы общаться задолго до того, как они начнут использовать для этих целей вербальные средства общения. В таких случаях содействовать коммуникативному и речевому развитию этих детей может общение, основанное на невербальных средствах. Использованию альтернативных средств коммуникации в работе с детьми с умственной отсталостью посвящен ряд научных исследований. Богаче и шире представлена эта тема в зарубежной литературе. В работах американских учёных (Клиф Каннингем (2003), Джон Миллер (2008) и др.) отмечается, что использование жестов в обучении детей с интеллектуальными нарушениями ускоряет их общее и речевое развитие. Для улучшения коммуникативных возможностей вышеназванной категории детей разработана специальная область – ААС (Augmentaive and Alternative Communication – дополнительная и альтернативная коммуникация). При этом дополнительная коммуникация является востребованной лицами с недостаточной сформированной устной речью. Она представлена системой специальных методов и средств, призванных, с одной стороны, помочь детям с задержкой речевого развития, с другой – облегчить понимание вербальных сообщений лицами с тяжелыми речевыми нарушениями. Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.). Вариативность средств ААС объясняется неоднородностью групп пользователей дополнительной и альтернативной коммуникации по возрастному  критерию, уровню развития коммуникативного поведения, сохранности двигательной и сенсорной сфер, когнитивных предпосылок к овладению теми или иными символами. Опыт стран Северной Америки, Западной и Центральной Европы, активно внедряющих в практику абилитации и реабилитации технологии альтернативной коммуникации, свидетельствует, что их систематическое применение расширяет функциональные возможности людей с ограничениями во всех сферах их деятельности (познавательной, трудовой, досуговой и др.) и значительно повышает качество их жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений старших дошкольников

Итоговая работа по курсовой подготовке...

Проблема формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышл...

Консультация для педагогов «Формирование коммуникативных умений у дошкольников с задержкой психического развития».

Одним из направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ЗПР, является формирование коммуникативных умений....

«Формирование коммуникативных умений у дошкольника по средствам подвижной игры».

Аннотация:Данная статья посвящена вопросу формирования коммуникативных умений у дошкольников по средствам подвижной игры в логике ФГОС ДО. Проведенное исследование подтверждает эффективност...

Формирование коммуникативных умений у дошкольников с ОНР в процессе сюжетно-ролевой игры.

консультация для воспитателей логопедических групп основана на опыте работы по формированию коммуникативных умений в процессе игровой деятельности....

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...

Развитие коммуникативных функций у дошкольников с умственной отсталостью посредством игры

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.Аннотация: при поступлении в коррекционную группу для детей с умственной отсталостью дети совсем не умеют игра...