«Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей».
статья по коррекционной педагогике
Статья на тему: «Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_5.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – бытовая ориентировка и развитие коммуникативной функции речи умственно – отсталых детей
Важнейшая задача уроков социально-бытовой ориентировки — работа по развитию речи, ее коммуникативной функции.
Обычно дети сами не вступают в разговор. Крайне ограниченный жизненный опыт, чрезвычайно узкий круг знаний препятствуют формированию у них коммуникативной функции речи. Инициатором диалога всегда бывает педагог, который вовлекает воспитанника в беседу. С целью активизации речи тяжело отсталых детей следует ставить в такие условия, чтобы они чувствовали необходимость обратиться к учителю с просьбой или вопросом.
Организуя игровые ситуации, учитель налаживает общение воспитанников с ним, педагогом и учеников друг с другом. Усваиваются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в быту, слова речевого этикета и т. п. Непринужденная обстановка, в процессе которой учащимся сообщается речевой материал, и их собственная игровая деятельность содействуют пониманию воспитанниками значений слов и побуждают их к развертыванию диалога.
Для налаживания беседы иногда следует привлечь сразу троих учеников: если один робок, неактивен, в паре с ним выступает инициативный, общительный, и они вместе отвечают на вопросы третьего участника игры. Если некоторых учащихся все же не удается включить в общение друг с другом, то им следует предоставить право участвовать в распределении ролей, привлекать к обсуждению полученных результатов.
Речевой материал для ведения диалога усваивается воспитанниками путем многократного его повторения. Например, лексика, связанная с темой «Магазин», закрепляется на уроках при разыгрывании сходных ситуаций: «Магазин игрушек», «Булочная», «Магазин «Овощи-фрукты»
т. п. При этом закрепление речевых навыков обязательно сопровождается пополнением запаса слов и оборотов речи.
Речевая активность у тяжело умственно отсталых детей выражена крайне
8
слабо и быстро исчерпывается. Поэтому в ходе диалога необходимо постоянно активизировать воспитанников системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси...», «Скажи...», «Обратись к товарищу...».
В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подражанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовлекать остальных, побуждая их повторять те или иные высказывания, причем это может быть сопряженная и отраженная речь.
Организуя диалог, педагог обычно прибегает к вопросоответной форме. Вначале перед учащимися ставят основной, побудительный вопрос, например: «Скажи, что можно купить в газетном киоске?» (урок социально-бытовой ориентировки «У газетного киоска»). «Газеты, журналы, ручки», — отвечают воспитанники. Если добавить они больше ничего не могут, видя затруднения учащихся, педагог задает наводящий вопрос: «А что ребята прикрепляют к пиджаку?» — «Значки! Значки еще можно купить», — отвечают дети. Если воспитанники не ответили на наводящий вопрос, можно задать подсказывающий: «А значок можно купить в газетном киоске?» В этом вопросе уже содержится материал для ответа.
Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно достаточно бывает побуждения: «Спрашивай», «Задавай вопросы», чтобы они смогли построить нужную фразу. Для других учитель может сформулировать начало вопроса, а конец фразы произносят сами воспитанники. И наконец, дети, которым трудно справиться с этим заданием, повторяют вопросы за педагогом.
Ответы учащихся в ходе беседы следует оценивать с учетом их речевых возможностей. Известно, что многие из них страдают косноязычием, заиканием (особенно дети с синдромом Дауна), другими речевыми нарушениями. В начальный период положительно оценивается ответ, состоящий из одного слова, и тем более похвален ответ, состоящий из короткой фразы, и т.п. Однако по мере обучения следует добиваться, чтобы воспитанники отвечали полными предложениями, так как диалог есть средство подготовки учащихся к относительно связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки по проблеме развития социально-бытовой ориентировки детей с нарушением зрения
Это методический материал из опыта работы по теме: «Игра, как средство развития социально – бытовой ориентировки». Он поможет воспитателям при организации специальных коррекционных занятий с детьми....
Конспект НОД по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения подготовительной группы «Для чего нужны очки»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»
Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...
Конспект интегрированного индивидуального занятия по ориентировке в пространстве и социально-бытовой ориентировке детей со сложной патологией зрительного анализатора. Тема: "Накроем стол для гостей".
Ребенок с ОВЗ ( комплексные нарушения психофизического развития - слабовидящий с нарушением ЦНС, речевыми нарушениями),возраст- 7,5 лет.Форма проведения: индивидуальная. Предварительная работа: р...
Особенности высших психических функций при умственной отсталости
Особенности высших психических функций при умственной отсталости...
Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».
Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...
Конспект индивидуального занятия по социально-бытовой ориентировке в средней группе по теме «Посуда» (для детей с косоглазием и амблиопией)
Конспект индивидуального занятия по социально-бытовой ориентировке в средней группе по теме «Посуда» (для детей с косоглазием и амблиопией)...