Внедрение технологии активное занятие
методическая разработка

Мамзонова Ирина Альбертовна

Внедрение технологии активное занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение технологии «активные занятия»

в ходе реализации программы «Социокультурные истоки»

Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию технологию «активные занятия».

С 2015 года в ДОУ реализуется парциальная программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки», направленная на приобщение всех участников образовательного процесса к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям.   Цели и задачи программы представлены на слайде (2).

Программа «Социокультурные истоки» предусматривает проведение активных занятий, авторы программы называют их высокоинтенсивными истоковскими педагогическими технологиями.  

Слайд 3) Принципами построения активных занятий являются:

  • Принцип активности
  • Принцип опоры на позитивный социокультурный опыт
  • Принцип творческой позиции всех участников занятия
  • Принцип диалогового общения
  • Принцип положительного подкрепления результатов  деятельности
  • Принцип рефлексивной оценки результатов работы в занятии
  • Принцип психологической безопасности и доверия в группе

Методика их организации и проведения предусматривает:

- активное участие всех воспитанников в практической деятельности

- субъектами обучения являются педагог, родитель, ребенок

- каждый участник имеет возможность получить объективную оценку социокультурного развития.

- вырабатывается единый социокультурный контекст группы, новое видение, прочувствование, изменяется социокультурная основа личности и группы, что позволяет построить деятельное общение на едином уровне.

Слайд 4) В течение года в каждой возрастной группе  проводится по девять занятий с воспитанниками, по пять занятий с родителями. Слайд 12) Все занятия направлены на освоение духовно- нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного пространства.

Целенаправленная работа над одной темой осуществляется в течение месяца. В начале месяца проводится активное занятие с родителями, в конце - итоговое активное занятие с воспитанниками.

Слайд 5) Активные занятия предусматривают следующие формы организации деятельности: ресурсный круг; ресурсный круг с делегированием; работа в паре, работа в микрогруппе.

Слайд 6) Основной формой в работе с воспитанниками 3-4 лет является ресурсный круг. В этом возрасте главной потребностью в общении у детей является потребность в самовыражении и доброжелательном внимании. В ресурсном круге каждый воспитанник получает реальную возможность высказаться. Дети учатся не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи.  Средством, усиливающим мотивацию к общению, является использование книги, иллюстрации, куклы и т.п.) В ресурсном круге успешное выполнение каждым определенного действия (пение колыбельной или рассказывание потешки) позволяет ребенку узнать себя и своих товарищей. Результатом становится устойчивое позитивное отношение к себе и ровесникам. В общении со взрослыми у детей 3-4 лет в качестве главного мотива выступает сотрудничество. Присутствие родителей на занятии и совместное выполнение рисунка, аппликации, чтение книги создают условия для удовлетворения потребности детей в общем со взрослыми деле. Слайд 7) На слайде вы видите этапы работы в ресурсном круге.  

Слайд 8) В возрастной группе  4-5 лет у детей повышается значимость общения  со сверстниками, главной коммуникативной потребностью становиться потребность в сотрудничестве и признании.  Использование на занятии в дополнении к ресурсному кругу такой активной формы обучения, как работа в паре, предполагает необходимость прийти к общему мнению, договориться, вместе представить результат, позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию в коллективной деятельности. Слайд 9) На слайде представлены  этапы работы в паре.  

Очередность высказываний в круге, сопереживание, интерес к вкладу во взаимодействии в ходе работы в паре способствует увеличению числа личностных контактов у детей и развитию мотивации к общению. Важно грамотно регулировать состав подгруппы. Состав детей должен периодически меняться, чтобы дети группы имели возможность пообщаться друг с другом.

Слайд 10) В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) особенно значима для детей необходимость договориться, не только в паре, но и в подгруппе, вместе представить результаты обсуждения. В этом возрасте на активных занятиях педагогом используется  работа в паре и микрогруппе. Работа в микрогруппе предполагает выполнение каких-либо заданий (работа с иллюстрациями из книги развития) небольшой группой детей (3-5 человек). Возможность в ходе обсуждения обменяться мнениями и получить признание сверстника снижает состояние тревоги, способствует формированию положительной самооценки, удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Слайд 11) На слайде представлены  этапы работы в ресурсном круге.  

  Ресурсный круг, работа в паре, в микрогруппе играют важную роль в эмоциональном развитии детей. Данные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими свои мнения и оценки, слаженности действий. Достаточно высокий уровень развития монологической речи у старших дошкольников, являющейся основой для аргументации, делает эти активные формы обучения значимыми с точки зрения развития познавательных мотивов общения.

 Слайд 12) В течение года в каждой возрастной группе  проводится по девять занятий с воспитанниками, по пять занятий с родителями. Слайд 13) Все занятия направлены на освоение духовно- нравственных категорий и ценностей, развитие социокультурного опыта, формирование коммуникативных и управленческих навыков у всех участников образовательного пространства.

Целенаправленная работа над одной темой осуществляется в течение месяца. В начале месяца проводится активное занятие с родителями, в конце - итоговое активное занятие с воспитанниками.

Существенной особенностью данной воспитательной программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей, позволяют родителям и педагогам приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. В ходе активного занятия родители получают рекомендации по работе с детьми над предложенной темой, получают список литературы для чтения дома с детьми. Таким образом, родители включаются в образовательный процесс по формированию духовно-нравственных ценностей у детей.

Слайд  14)   На слайде представлена структура занятия с родителями.

Структура занятия с родителями

1.        Вводное слово, настраивающее родителей на тему разговора

2.        Знакомство с книгой для развития.

3.        Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми.

4.        Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе):

- подготовительный этап:

чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития - там раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе по данной теме,

-        основной этап: выполнение заданий - направлен на осмысление родителями главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника,

-        заключительный этап:

рефлексия - родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Слайд 15) Проведение активных  занятий с родителями способствует повышению педагогической культуры родителей, освоению родителями основных категорий, заложенных в программе через знакомство с комплектом книг для развития детей. Это позволяет создать необходимую основу для работы с воспитанниками по освоению духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

В течение месяца воспитатели планомерно организуют работу с воспитанниками и с родителями. Восприятие и освоение категорий и ценностей осуществляется через разные виды деятельности: игру, чтение изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого- познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно- оздоровительную деятельность. Здесь к работе над темой подключаются педагоги учреждения: музыкальный руководитель  знакомит воспитанников с традициями, народными праздниками, хороводными, обрядовыми  играми;  инструктор по физкультуре организует с  воспитанниками народные подвижные игры, знакомит с традициями, ценностями здорового образа жизни.

 Большинство занятий носит интегрированный характер. Содержание занятий и предполагаемые способы взаимодействия на занятии выстраиваются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы и усложняются в соответствии с изменением основных психических процессов, свойств и функций личности.

Слайд 16) На слайде структура итогового активного занятия с детьми

Структура итогового активного занятия с детьми

1.        Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика - настрой на тему занятия (мотивация).

2.        Работа в круге (беседа по теме, чтение песенок, потешек, сказок и т.д.)

3.        Игра (подвижная, хороводная, дидактическая), выполнение задания.

4.        Ресурсный круг:

- подготовительный этап: вводное слово воспитателя, (может быть чтение стихотворения, просмотр фрагмента мультфильма), настраивающее на тему разговора,

-беседа в кругу по теме

-основной этап: выполнение заданий (индивидуально, в паре;  в микрогруппе),

-заключительный этап: подведение итога по теме.

5.        Оформление страницы «Альбома».

Слайд 17) Активные формы обучения  способствуют приобретению всеми участниками воспитательного процесса коммуникативных и управленческих навыков. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, ресурс успеха, получаемый каждым ребенком на занятии, создают условия для формирования адекватной самооценки, предотвращают возникновение эмоциональной отчужденности, проявляющейся в тревожности, негативизме и агрессии.

Активные занятия способствуют приобретению детьми таких важных качеств, как чувство собственной ценности; чувство защищённости, уверенности в поддержке; доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); приобретению позитивного опыта бесконфликтных взаимодействий; способности к сопереживанию; способности к совершенствованию; опыта в различных эмоциональных состояниях; моральной установки на отзывчивость; способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию. Реализация системы АФО позволяет не только освоить основные понятия курса, включить их в систему своего жизненного опыта; но и освоить грамматику общения, испытать радость от совместного успеха; научить управлять своей деятельностью.

Слайд 18)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель И.А.Мамзонова МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА» Внедрение технологии «активные занятия» в ходе реализации программы «Социокультурные истоки»

Слайд 2

Цели и задачи Цели: объединение усилий детского сада и семьи в духовно–нравственном развитии воспитанников. - создание единого контекста воспитания и развития на основе общности целей, содержания и педагогических технологий. Задачи: - формировать основы целостного духовно-нравственного и социального развития личности воспитанника; - приобщать детей к базовым ценностям на основе духовно - нравственных традиций народа; - развивать коммуникативные умения, речевое взаимодействие и управленческие способности воспитанников; - создавать условия для успешной адаптации дошкольника к школе.

Слайд 3

Принципы построения активных занятий п ринцип активности; принцип опоры на позитивный социокультурный опыт; принцип творческой позиции всех участников активного занятия; принцип диалогового общения; принцип положительного подкрепления результатов деятельности; принцип рефлексивной оценки результатов работы в занятии; принцип психологической безопасности и доверия в группе.

Слайд 4

Темы занятий с детьми Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1.«Ласковое имя» 2«Доброе слово» 3.«Колыбельная песня» 4.«Колыбельная песня» 5.«Рождественская елочка» «Мамочка моя» 6.«Позови солнышко» 7. « Добрый мир» 8. « Добрая книга» 9. « Моя любимая книга» 1.«Дружная семья» 2. «Домашнее тепло» 3. «Дороги добра» 4. «Сказочный лес» 5. «Добрая забота» 6. «Чему доброму научили вас взрослые?» 7. «Моя любимая сказка» 8. «Благодарное слово» 9. «Доброе слово березке» 1. «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?» 2. «Защитник Отечества» 3. «Радость послушания» 4. «Рождественское чудо» 5. «Построим дом» 6. «Кого можно назвать настоящим другом?» 7. «Добрые дела» 8. «Кого можно назвать мудрым?» 9. «Мудрость рядом с нами» 1. «Сказка – правда, в ней намек, добрым молодцам урок» 2. «Напутственное слово» 3. «Жизненный путь» «Жизненный путь Преподобного Сергия Радонежского» 4. «Светлый образ» 5. «Мастера и рукодельницы» 6. «Старание и терпение» 7.«Традиции нашей семьи» 8.«Книга – праздник души» 9.«Слово благодарности тем, кто помог детям вырасти умными и добрыми»

Слайд 5

Темы занятий с родителями Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 1. «Имя моего ребенка» 2. «Любимый образ» 3. «Добрый мир» 4. «Добрая книга» 5. «Доброе слово в семье». 1. «Дружная семья» 2. «В добрый путь», 3. «Добрая забота», 4. «Благородное слово в семье», 5. «Светлый праздник». 1. «Верность родной земле», 2. «Радость послушания», 3. «Светлая надежда», 4. «Добрые друзья», 5. «Мудрое слово в семье». 1. «Сказочное слово в семье», 2. «Напутственное слово в семье» 3. «Светлый образ», 4. «Мастера и рукодельницы» 5. «Семейные традиции».

Слайд 6

Активные формы обучения: Ресурсный круг; Ресурсный круг с делегированием; Работа в паре Работа в микрогруппе

Слайд 7

Ресурсный круг

Слайд 8

Этапы работы в ресурсном круге: 1 . Подготовительный этап (присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, активен педагог). 2.Основной этап (задаётся вопрос ресурсного круга,, разговор по кругу - активны дети и подведение итога- активен педагог ). 3. Заключительный этап (совместное положительное оценивание результатов работы- более активны дети, чем педагог ).

Слайд 9

Работа в паре

Слайд 10

Этапы работы в паре 1. Подготовительный (беседа по теме). 2. Основной: Индивидуальная работа (объяснение задания, самостоятельное его выполнение). Работа в паре (выполнение задания, общение). Обсуждение в группе (представление результатов совместной работы). 3. Заключительный этап (рефлексия).

Слайд 11

Работа в микрогруппе

Слайд 12

Этапы работы в микрогруппах 1 . Подготовительный этап (присоединение к теме, объединение в микрогруппы , беседа ). 2. Основной этап: Общение в микрогруппе детей и родителей. Групповое решение (обобщение высказывания группы и подведение итога обсуждения в группе). Выступление групп (высказывания по одному участнику от каждой группы). 3. Заключительный этап (позитивное подведение итога ).

Слайд 13

Структура занятия с родителями 1. Вводное слово 2. Знакомство с книгой для развития. 3. Выполнение заданий для осмысления, как заниматься по ней дома с детьми. 4. Проведение активного занятия (ресурсного круга, работы в паре, микрогруппе ): - подготовительный этап: чтение родителями «Слова к родителям» по соответствующей теме в книге для развития – раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе, - основной этап: выполнение заданий – направлен на осмысление родителями главной идеи книги и способствует накоплению социокультурного опыта у каждого его участника, - заключительный этап : рефлексия – родителям предоставляется возможность высказать свое отношение к обсуждаемой теме.

Слайд 14

Сказки для чтения детям Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа «Теремок» «Золотое яичко» «Репка» «Маша и медведь» «Братец Иванушка и сестрица Аленушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок – золотой гребешок», « Снегурушка и лиса», «Крошечка- Хаврошечка », «Про березоньку» «Гуси- лебеди», «Аленький цветочек» (по С.Т. Аксакову), «Сивка- бурка», «Зимовье зверей», «Конек- горбунок», «Никита Кожемяка», «Белая уточка», «Названный отец» Былины: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Змей», «Алёша Попович и Тугарин Змеевич », «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович». «Царевна - лягушка», «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо », «Василиса Прекрасная», «Перышко Финиста Ясна - сокола», «Морозко». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказы П.П.Бажова «Каменный цветок», «Живинка в деле»

Слайд 15

Ресурсный круг Работа в микрогруппе «Доброе слово в семье» «Имя моего ребенка» «Добрый мир»

Слайд 16

Структура занятия с детьми 1.Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика – настрой на тему занятия (мотивация). 2. Подготовительный этап: Ресурсный круг: вводное слово воспитателя, настраивающее на тему разговора. 3. Работа в круге (беседа по теме, рассказывание песенок, потешек , чтение сказок и т.д.) 4. Игра (подвижная, хороводная, дидактическая). 5. О сновной этап : выполнение заданий (индивидуально, в паре, микрогруппе ) 6. Заключительный этап: подведение итога по теме. Оформление страницы «Альбома» ( в свободной деятельности).

Слайд 17

Активные занятия способствуют приобретению воспитанниками важных качеств : чувство собственной ценности; чувство защищённости, уверенности в поддержке; доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам); позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий; способность к сопереживанию; способность к совершенствованию; опыт в различных эмоциональных состояниях; моральная установка на отзывчивость; способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Внедрение технологий оздоровительной направленности в работу с детьми с нарушениями речи»

В данной презентации представлены здоровьесберегающие технологии, которые мы используем в своей работе с детьми с нарушениями речи....

Выступление на круглом столе в рамках ГМО «Работа с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО» Тема: «Применение технологии «Активный родитель» в работе с родителями»

Как вы думаете, что является залогом успешной работы с детьми?В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Правильный подход – это учиться взаимодействовать с ро...

ПРОЕКТ «Навстречу инновациям!» Внедрение технологии в образовательный процесс с использо-ванием ИКТ-технологий обучения в условиях внедрения ФГОС ДО

Проект «Навстречу инновациям!» представляет собой систему работы по внедрению интерактивной доски в воспитательно-образовательную деятельность педагогов ДОУ в условиях реализации основной ...

"Внедрение технологии Lego - конструирования, как средство поддержки познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Цель ...

Внедрение технологии позитивной социализации во время занятий с детьми в театральной студии.

З Как научить ребенка взаимодействовать с окружающими людьми? Как помочь осознать свое собственное "я" и уважать интересы других? Как приобщить его к социокультурным нормама...