"Человек на родной земле"
статья

Ахмыстова Татьяна Николаевна

статья на конференцию о родном крае

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_na_rodnoy_zemle.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

"Человек на родной земле"

Татьяна Николаевна Ахмыстова

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 р.п.Тамала(Вишневский филиал)

Моя малая Родина … У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - всё!

Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т. к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Знакомство детей с родным краем: историко-культурными, национальными, природными особенностями, которые формируют у дошкольников такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные с детства, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Всё, что окружает нас с детства, вызывает глубокую привязанность, повзрослев, человек вспоминает с глубокой теплотой и нежностью о родном доме, родном селе, родных и близких людях, о том, что мы зовём своей  малой Родиной.

Работу по нравственно -  патриотическому воспитанию я планирую по следующим направлениям:

1. История нашего  села (целевые прогулки, экскурсии, обобщающие занятия с показом фотографий, рассказы по истории села).

2.  Трудовые будни наших земляков (экскурсии, беседы, занятия).

3    Природа и фауна нашего края.

4.   «Никто не забыт, ничто не забыто» (экскурсии к мемориальному комплексу)

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

  • Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, краю;
  • Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • Воспитание уважения к труду;
  • Развитие интереса к народным традициям и промыслам;
  • Знакомства детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;
  • Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Воспитывая любовь к родному селу, я подвожу детей к пониманию, что их село - частица Родины, что во всех местах больших и маленьких есть много общего, знакомлю детей с историей возникновения нашего села на материалах историко – краеведческого музея дважды Героя Советского Союза маршала Н.И Крылова.

 Дети узнают о том, что изначально  наше село имело название « Голяевка» Откуда произошло название села, точно не установлено. Но принято считать, что от «голого» места. Действительно, по рассказам старожилов, место, где обосновывалось село, было безлесным, открытым, если не считать деревьев, которые росли на болоте. С 1952 года село получило новое название « Вишнёвое».

Проводя экскурсии в краеведческий музей, я знакомлю детей с предметами быта (самовар,  патефон, крынки,  кувшины, люлька, старинная кровать),  орудиями труда( ткацкий станок, ступа, жернова, серп),  которыми пользовались наши предки, одежда и обувь( лапти, сарафаны, рубашки).

Знакомство с трудом взрослых стараюсь проводить в форме целевых прогулок и экскурсий на объекты труда. Согласно перспективному планированию провела экскурсии в колхозные мастерские, пекарю, мебельный цех, школу, библиотеку, врачебную амбулаторию, магазины.

Дети видят важность и значимость труда своих родителей, и это является продолжением заложения основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного села.  

Во время экскурсии в историка - краеведческий музей дети узнают об истории образования колхоза в селе, о людях труда, о достижениях и  наградах, размещённых в залах музея. Бесценным материалом ознакомления дошкольников с историей села с этапами его развития является книга местного автора А.Г.Пучковой « Вишнёвое. Страницы прошлого листая».  

Вишневская земля- край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. Все дальше в глубь истории уходят героические и трагические события, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины.

Здесь родина дважды Героя,

И бюст его в парке стоит .

И буйная зелень черемух

Покой его здесь сторожит.

В нашем селе сохранился дом,  в котором  родился наш земляк – дважды  герой  Советского Союза  маршал Николай Иванович  Крылов.

В центре села в 1951 году установлен бюст нашего земляка  дважды Героя Советского Союза  маршала, Н.И. Крылова, главнокомандующего ракетными войсками стратегического назначения, который напоминает о великом подвиге советского народа в годы войны с фашистской Германией. В Советских Вооружённых Силах Н.И.Крылов прошёл путь от рядового красноармейца до Маршала Советского Союза, заместителя министра обороны СССР, который стоял у истоков создания ракетного оружия.

Ежегодно в нашем селе 29 апреля отмечается годовщина со дня рождения дважды  героя  Советского Союза  маршала  Николая  Ивановича  Крылова.

Присутствует  много гостей, среди которых - внучка маршала: Мария Юрьевна Крылова и Анастасия Борисовна Крылова, которые передали в краеведческий музей бесценные материалы: фотографии, рукописи деда, его полное собрание Всемирной истории. Мои воспитанники принимают  участие в митингах .

В селе Вишнёвое, в 1985 году был открыт единственный в Тамалинском районе, историко-краеведческий музей имени Н.И. Крылова, где одна из комнат посвящена воинской доблести и славе. Весь материал, которым располагает музей, собран учащимися МОУ СОШ села Вишнёвое. Здесь размещён большой материал о четырёх поколениях  воинов- вишнёвцев защищавших Родину во время гражданской, Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войн: биографии, фотографии, «похоронки», благодарности, характеристики, почетные грамоты, ордена, медали, удостоверения, личные вещи воинов, которые напоминают о великом подвиге наших земляков в годы войн. Все интересные факты истории и жизни наших земляков нашли свое отражение в материалах, которые расположены в комнате воинской доблести и славы. С более доступным для детей материалом я знакомлю  во время экскурсий в историко –краеведческий музей.

Для реализации нравственно – патриотического воспитания было необходимо создание развивающей среды, с учетом возрастных особенностей детей разновозрастной группы . Создан уголок русской культуры в группе, уголок государственной символики; уголок художественной литературы и дидактических  игр. Создан мини - музей по нравственно – патриотическому воспитанию.

9 мая 2005года был открыт мемориал погибшим воинам - вишнёвцам. На плитах фамилии 320 воинов,  не вернувшихся с фронта.

Проводится  целенаправленная работа, которая включает  в себя тематические беседы «Этих дней не смолкнет слава», экскурсию к мемориалу погибшим воинам в ВОВ, тематический вечер, посвященный Дню Победы, выставку детских рисунков «Война глазами детей».  Посещение с концертной программой дом ветеранов.  При посещении мемориала дети возлагают цветы.

Наше село является самым благоустроенным населённом пунктом в Тамалинском  районе. И мы с нашими воспитанниками стараемся внести свой небольшой вклад в культурную жизнь села.  Наши дошкольники активные участники мероприятий, праздников проводимых в селе (праздник осени, новый год, масленица, день села и.т.п). Готовим выставки поделок, рисунков, номера художественной самодеятельности. В связи с этим у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков, прославивших Вишнёвое ;

-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;

- формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.

Родители должны быть непременными участниками работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.

«В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин… все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателю и с детьми, и с родителями.

Эта работа особенно трудна в настоящее время. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы патриотизма и гражданственности не считаются важными, а порой вызывают недоумение.

С родителями своей группы я регулярно провожу беседы, консультации, анкетирование, опросы. Оформляю папки – передвижки, помещаю наглядную информацию в уголке для родителей, привлекаю их к совместному участию в досугах, праздниках, конкурсах, выставках, акциях, днях открытых дверей.

Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. Используя в большом объёме материал краеведческого музея. В краеведении мы видим  источник патриотического воспитания дошкольников, а использование краеведческого  материала на занятиях вносит оживление, вызывает интерес и помогает глубже  познать свой край. Планируем  и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.  

Простор вокруг немереный,
И родников не счесть,
Село, каких, наверное,
В России много есть.
Здесь всё, чем сердце тешится,
Узнала я сполна,
Вишнёвое – отечество и родина  моя.
  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного мероприятия в подготовительной к школе группе «Защищал родное небо - прославил родную землю»

Конспектобразовательного мероприятия в подготовительной к школе группе«Защищал родное небо  - прославил родную землю»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"8489882","attribut...

Образовательный проект по теме: «Будь Человеком, человек, ты на земле своей»

АктуальностьНаша планета Есть одна планета-садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц скликая перелётных,Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной,И стрекозы только тут,...

НОД в подготовительной группе Тема: «Родные просторы, родная земля, цвети, процветай же моя Кулунда!»

Цель: Прививать чувство   любви к родному селу, родной природе.Задачи:Дать детям знания об истории родного села; Формировать представление о малой Родине через просмотр...

В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

laquo;Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку – нужна родина. И...