Рабочая программа кружка На тему: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников» (от 3-4 лет)
опыты и эксперименты (младшая группа)
Рабочая программа
кружка
По познавательному развитию
На тему:
«Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
(от 3-4 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 112»
г. Сыктывкара
Рабочая программа
кружка по познавательному развитию
На тему:
«Экспериментирование, как средство
развития познавательной
активности младших дошкольников».
(от 3-4 лет)
Воспитатель: Левкович Юлия Сергеевна
Пояснительная записка
Детство – пора удивительная и уникальная. В ней все возможно: самое скучное и неинтересное может оказаться веселым и занимательным.
Мы хотим видеть наших воспитанников самостоятельными, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Ребенок дошкольник сам по себе уже исследователь, проявляет живой интерес к исследовательской деятельности, к экспериментированию.
В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.
Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников происходит в экспериментальной деятельности посредством манипуляций с окружающими предметами, что обеспечивает эффективность его дальнейшего обучения.
Детское экспериментирование — это многомерное и сложное явление. Несмотря на многие позитивные стороны детское экспериментирование еще не получило широкого распространения в практике дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день методика детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами:
- недостаточной теоретической проработанностью вопроса;
- нехваткой методической литературы.
Следствием этого является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н.Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».
С учетом важности экспериментирования для развития познавательной активности и любознательности ребенка разработан кружок «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования»
Направление кружка: естественно – научное
Цель работы кружка: развитие познавательного
интереса детей младшего возраста в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и
неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,
наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный
интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
Методы, используемые на занятиях кружка:
-беседа;
-сказка;
-рассматривание иллюстраций;
-подвижные и дидактические игры;
-пальчиковые игры;
-показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий: совместная деятельность воспитателя и детей.
Новизна программы заключается:
в поэтапном развитии умственных способностей младших дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность программы.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.
Программа рассчитана:
- на 6 календарных месяцев, для детей 3-4 лет;
- состоит из тематических занятий, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- продолжительность одного занятия составляет 15—20 минут.
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться в мае по методикам Л.Н.Прохоровой «Маленький исследователь» и А.И.Ивановой «Маленький исследователь».
Ожидаемые результаты.
Использование младшими дошкольниками усвоенных способов экспериментальных действий в различных видах деятельности.
Изменения качества умственной деятельности детей младшего дошкольного возраста (умение видеть проблему, практическая реализация активности и самостоятельности).
Повышение уровня познавательных способностей детей.
План работ
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
В течении года | Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг, статей из журналов |
Август | Разработка плана по теме самообразования. | План самообразования |
Сентябрь-октябрь | Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Конспекты занятий, проекты, фотовыставки. |
Ноябрь-декабрь | Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
Декабрь-май | Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Семейный проект «Опыты на кухне» | НОД с использованием разработанных конспектов. Оформление презентации проекта |
Январь-Февраль | Создание «копилки опытов и экспериментов». | Проведение опытов в свободное время. |
Март | НОД | Открытый показ НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования. |
Апрель-май | Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Оформление презентации проекта |
Май-сентябрь | Летний проект «Маленькие огородники» (5 месяцев) | Презентация «Маленькие огородники» |
В течении года | Работа с родителями | Консультации, участие в проектах. |
Примерный перспективный план работы с детьми
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | 1. «Какая бывает вода». | Узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). |
| 2. «Игры с султанчиками». | Познакомить со свойством воздуха – движение. |
| 3. «Мутная водица». | Развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. |
| 4. «Сладкая водичка». | Формировать представление о том, что в воде растворяются вещество сахар. |
Октябрь | 1. «Узнай по запаху». | Дать представление об органах чувств (нос). |
| 2. «Поиграем с ветерком». | Учить умению обнаруживать движение воздуха. |
| 3. «Разноцветная водица». | Закрепить свойство воды и как ее можно окрасить. |
| 4. «Почва». | Познакомить со свойствами почвы. |
Ноябрь | 1. «Поиграем с песком». | Дать представление о свойствах песка. |
| 2. «Тяжелый – легкий». | Учить определять и группировать предметы по весу. |
| 3. «Узнай по звуку». | Определять и называть издаваемые звуки. |
| 4. «Свойства глины». | Учить определять качество глины (мягкая, пластичная). |
Декабрь | 1. «Холодный – горячий». | Учить определять температуру воды. |
| 2. «Чудесный мешочек». | Развивать умение на ощупь определять твердый предмет. |
| 3. «Водичка – водичка». | Закрепить свойства воды. |
| 4. «Откуда сосулька». | Познакомить детей об образовании льда. |
Январь | 1. «Какой это снег». | Познакомить со свойствами снега (белый, пушистый). |
| 2. «Как превратить снег в воду». | Формировать простейшие представления о свойствах снега. |
| 3. «Превращение воды». | Закрепить свойства воды (превращение в лёд). |
| 4. «Воздух невидимка». | Дать представление о воздухе невидимке и где его найти. |
Февраль | 1. «Цветные льдинки» | Познакомить с одним из свойств воды. |
| 2. «Ветер, ветер ты могуч» | Познакомить с природным явлением – ветер. |
| 3. «Свойство льда» | Закрепить знания о свойстве льда». |
| 4. «Игры с соломинкой» | Дать представление о том, что воздухом дышат. |
Март | 1. «Плавает или тонет» | Учить определять тяжелые и легкие предметы. |
| 2. «Свойство бумаги» | Учить узнавать предметы, сделанные из бумаги и знанию о её свойства. |
| 3. «Посадим лук» | Предложить посадить лук, дать понятие о его росте. И что для его роста необходимо. |
| 4. «Что тонет, а что плавает» | Познакомить со свойствами предметов |
Апрель | 1. «Веточки» | Наблюдать за появлением листочков на веточках. |
| 2. «Поиграем с солнечным зайчиком» | Дать представление о том, что это луч солнечного света. |
| 3. «Деревянные предметы и их свойства» | Учить определять свойства деревянных предметов. |
| 4. «Где воздух» | Дать детям понятие о том, что воздух находиться вокруг нас. |
Май | 1. «Ткань, её свойства и качества» | Учить узнавать вещи из ткани, и её свойства. |
| 2. «Мы печём пироги» | Расширять знания о свойствах песка. |
| 3. «Сравнить песок, почву, глину» | Учить сравнивать и делать выводы. Закрепить свойства. |
| 4. «Отчего вода имеет вкус» | Дать детям представление о сладкой и соленой воде. |
Примерный перспективный план работы с родителями
Сроки работы | Формы работы | Практический выход |
Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста» | Анкетирование |
Октябрь | Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования | Беседы с родителями |
Ноябрь | «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» | Памятка |
Декабрь | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Родительское собрание |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. |
Февраль | Консультация «Игры с водой и песком. Это интересно! ». | Папка-передвижка «Игры с водой и песком. Это интересно! ». |
Март | «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Консультация |
Апрель | «Юные исследователи» (фотографии детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.) | Фотовыставка |
Май | Фотовыставка «Семейная лаборатория» | Фотоколлаж. Представление родителями своего первого опыта |
Список литературы
- ФГОС
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- «Опытно-экспериментальная деятельность» В.В. Москаленко.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. , №2/ 2000 г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию по теме:"Экспериментирование как средство развития творческой деятельности детей"
В программе подробно описано как можно работать по данной теме....
Рабочая программа кружка «Волшебная глина» ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа кружка «Волшебная глина»ОО «Художественно-эстетическое развитие»...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»
Основная цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного художественного творчества, и ознакомления с народными росписями....
Рабочая программа кружка «Всезнайка» для средней группы (познавательное развитие)
Рабочая программа кружка «Всезнайка»для средней группы (познавательное развитие)...
Рабочая программа Кружка «Радуга красок» по художественно – эстетическому развитию (изобразительное искусство) с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе на 2015 – 2016 учебный год
Кружок по художественно – эстетическому развитию...
Программа саморазвития на 2019 – 2020 год Тема «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 6 – 7 лет».
Анализ проблем профессионально-педагогической деятельности:В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, ...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию в старшей группе «Я-ХУДОЖНИК»
Нетрадиционные техники рисования...