Самообразование по теме: Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
материал по окружающему миру
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 54.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №92 общеразвивающего вида»
Самообразование по теме:
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Воспитатель: Швецова Евгения Олеговна
Сыктывкар, 2020
Содержание:
1. | Актуальность работы | 3 |
2. | Перспективный план работы по самообразованию | 4 |
3. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности в старшейи подготовительной группах. | 6 |
3.1 | Экспериментирование с воздухом | 6 |
3.2 | Экспериментирование с песком | 6 |
3.3 | Экспериментирование с водой | 7 |
3.4 | Экспериментирование с магнитом | 8 |
3.5 | Выводы | 8 |
4. | Картотека экспериментов (неживая природа) | 9 |
4.1 | Воздух и вода | 11 |
4.2 | Песок | 14 |
4.3 | Магниты | 15 |
4.4 | Зеркало | 15 |
4.5 | Космос | 17 |
5. | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | 21 |
6. | Список литературы | 23 |
1.Актуальность.
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
2. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
- изучить методическую литературу по данной теме;
-помочь ребенку в освоении соответствующего словаря, в умении точно и ясно выражать свои суждения и предположения;
- обобщение знаний по данной теме.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
Этапы | Содержание работы | Сроки выполнения | Результат |
1. организационно - ознакомительный | Изучение методической литературы | Октябрь, ноябрь, декабрь. | Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности . | |
Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Октябрь ноябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. | |
2. практический | Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка презентации по экспериментированию. |
Работа с родителями. | В течение года. | Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение. | |
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» | Декабрь апрель | ||
Посадка лука, укропа, в группе. Конкурс «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки) | апрель Первая половина мая. | По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда. Ребята делают кашпо вместе с родителями, параллельно знакомясь со свойствами пластмассы. | |
3. заключительный. | Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
3.Перспективное планирование опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Неделя | Название опыта | Цель опыта | Проведение опыта |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | «Откуда берётся песок» | Закрепить представления детей о песке | Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге.
|
2 | «Из чего состоит песок» | Насыпьте песок на листок бумаге, с помощью лупы рассмотрите его.
Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка. Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. | |
3 | «Лепим из песка» | Показать, что мокрый песок может принимать любую нужную форму и пока не высохнет, из него можно лепить. | Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания
Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается. |
4 | «Мокрый песок принимает любую нужную форму» | Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки.
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму. | |
ОКТЯБРЬ | |||
1 | Какие бывают камни? | Сформировать представление о разнообразии камней, познакомить со свойствами камня, учить классифицировать по различным признакам. | Рассматривание камней через лупу (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.) Определение характера поверхности (гладкие, шершавые, пористые, плотные и т. д. Камни по цвету и форме бывают разные. Камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. |
2 | Твердый камень. | Сформировать представление о твердости камня. | Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином. Вывод: Пластилин смялся, а камешек нет, потому что он твердый. Постучите комочком пластилина о камень, двумя камнями друг о друга. В чем разница? Вывод: Когда стучали пластилином о камешек, то ничего не слышно, а двумя камешками – слышно, потому что камешки твердые, а пластилин мягкий. |
3 | Тонет – не тонет | Сформировать представление о свойствах камня. | Взять деревянный кубик и попробовать опустить его в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает.) А теперь опустить в воду камушек. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Вывод: Дерево легче воды, а камень тяжелее. |
4 | Рисующие камни | Сформировать представление о свойствах камня. | Дети рисуют на асфальте мелом и углем. Чем рисовать лучше? Почему? Вывод: Мелом рисовать лучше, потому что он мягкий, а уголек твердый. |
НОЯБРЬ | |||
1 | Воздух – невидимка | Познакомить со свойством воздуха – прозрачностью | Берем полиэтиленовый пакет, набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким, потому что в нем нет воздуха. Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. |
2 | Воздух есть внутри пустых предметов | Помочь определить, что воздух занимает место. | Взять пустую баночку, опустить баночку вертикально вниз в тазик с водой, а потом наклонить в сторону. Из баночки выходят пузырьки воздуха. Вывод: баночка была непустая, в ней был воздух. |
3 | Воздух легче воды | Доказать, что воздух легче воды | Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды, поэтому игрушки не тонут. |
4 | Кораблики | Показать, что ветер – это движение воздуха. | Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. |
ДЕКАБРЬ | |||
1 | Что притягивает ся? | Познакомить со свойством магнита – притягивать железные предметы. | Подготовим предметы и игрушки из разных материалов: пластмасса, железо, стекло, резина, бумага и пр. По очереди подносим к магниту разные предметы и проверяем, что притягивается, а что нет. Вывод: не все предметы притягиваются. Притягивается только железо! |
2 | Как достать скрепки из воды, не замочив руки? | Показать свойство магнита – действовать на расстоянии. | Берем мисочку с водой. Опускаем в мисочку несколько скрепок. Берем магнит, подносим к поверхности воды, не касаясь воды. Наблюдаем, как скрепки “выпрыгивают” из воды и прилипают к нашему магниту. Вывод: Магнит притягивает железные скрепки. |
3 | Скрепочная веревка | Доказать, что магниты умеют передавать свои свойства другим предметам. | Берем магнит, и прикладываем к нему одну скрепку. Не касаясь магнита, к 1-ой скрепке аккуратно прикладываем 2-ую скрепку. Обнаруживаем, что она не падает! Ко 2-ой скрепке прикладываем 3-ью… Получается забавная скрепочная лестница… Проверьте, сколько скрепок у вас получится соединить друг с другом таким образом? А если магнит убрать? Да, наша скрепочная веревочка рассыпется… Но! Попробуйте поднести 1-ую скрепку с другим.. они притянутся!..Вывод: наша 1-ая скрепка, побывав в магнитном поле магнита, сама стала магнитом.. |
4 | Шарик-магнит | Наглядно продемонстрировать существование статического электричества | Понадобится надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги. Потрите шарик о волосы. Поднесите к кусочкам бумаги - они прилипнут на шарик! Шарик будет притягивать не только бумажки, но и волосы, пылинки, прилипать к стене и даже искривлять тонкую струйку воды из крана. Вывод: шарик наэлектризовался и притягивает к себе другие предметы. |
ЯНВАРЬ | |||
1 | Откуда берётся иней? | Выявление механизма образования инея. | Выносим на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку. Она покрылась снегом, а снег не идет. Ветка все больше и больше в снегу. Что это? Это иней. Вывод: При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней. |
2 | Нужен ли растениям снег? | Доказать, что снег сохраняет тепло. | Берем две ёмкости с водой. Одну ёмкость поместить на снег, вторую под снег. Оставить на некоторое время. В первой ёмкости вода не замерзла, а во второй – замерзла. Вывод: Под снегом вода не замерзает, там тепло. Значит растениям нужен снег как одеяло. |
3 | Снег и лёд – это тоже вода | Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега, льда и воды. | Принести снег и лед в помещение, через некоторое время они растают. Вывод: Снег и лед превращаются в воду в теплом помещении. |
4 | Таяние льда в воде | Показать взаимосвязь количества и качества от размера | Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. |
ФЕВРАЛЬ | |||
1 | Имеет ли вода форму? | Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). | В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов. Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. |
2 | Вкус воды | Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода? Вывод: Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено. | |
3 | Запах воды | Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода? Вывод:Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено. | |
4 | Цвет воды. | Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь? Вывод: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено. | |
МАРТ | |||
1 | Соль растворяется в воде | Познакомить детей со свойствами соли. | В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода? Вывод: Она растворилась. |
2 | Соль выпаривается и кристаллизуется | В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли. Вывод: Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках. | |
3 | Что растворяется в воде? | Показать, что не всё растворяется в воде. | Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке соли, сахара, гречки и масла. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте за реакциями. Сахар и соль растворились, крупинки гречки опустились на дно, а масло осталось плавать на поверхности. Вывод: сахар и соль растворяются в воде. |
4 | Сортировка | Выяснить – возможно ли разделить перемешанные перец и соль? | Расстелите на столе бумажное полотенце. Насыпьте на него соль и перец. Тщательно перемешайте ложкой соль и перец. Надуйте шарик, завяжите и потрите им о шерстяной шарф. Поднесите шарик поближе к смеси соли и перца. Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Вывод: соль не электризуется. |
АПРЕЛЬ | |||
1 | Живая вода | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни. Вывод: Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. |
2 | Для чего корешки? | Показать, что растения питаются через корни. | Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению ( корни закрепляю растение в земле), забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой ( воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Вывод: Корешок растения всасывает воду. |
3 | Как питаются растения? | Показать сокодвижение в стебле растения. | Налить воду подкрашенную пищевым красителем в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден. Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета. |
4 | На свету и в темноте | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел) Вывод: свет необходим для роста и развития растений. |
МАЙ | |||
1 | Свет и тень | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра. |
2 | Таинственные стекла | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. | Посмотреть вокруг себя в цветные стекла (использовала полоски от пластмассовых бутылок, солнцезащитные очки). |
3 | Знакомство с лупой | Познакомить детей с помощником-лупой и ее назначением. | 1.Рассмотреть песчинки через увеличительное стекло. |
4 | Солнечные зайчики | Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков. | Поймать луч света зеркалом и блестящими предметами, и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой. Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.) |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в подготовительной группе.
Ноябрь – декабрь.
3.1 Экспериментирование с воздухом
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | Рисование Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Ручной труд Тема: «Новогодие Ёлочки» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.) |
Октябрь – ноябрь.
3.2 Экспериментирование с песком
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | Рисование
|
Январь – февраль
3.3 Экспериментирование с водой
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
- Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками;
- Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | Рисование:
|
Апрель
3.4 Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | Рисование
|
Литература:
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
- Рыжова Н.А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г.-№ 2
- 4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2
- Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. - Детское экспериментирование: Старший дошкольный возраст: Учебное пособие для вузов
- Наталья Зубкова: «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.», «Научные ответы на детские "почему". Опыты и экспер. для детей на свежем воздухе. Набор развив. Карт» Издательство: Речь, 2010 г
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред.Л.Н. Прохоровой. - м.: аркти, 2004.
- Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий Авторы-составители: Мартынова Е. А. / Сучкова И. М.
Издательство: Учитель, 2011 - 9. "Секреты знакомых предметов. Опыты и эксперименты для детей. Набор развивающих карточек" Шапиро Анатолий Израилевич Издательство: Речь, 2010 г.
- Дыбина О.В «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
- Стивен У.Мойе «Занимательные опыты с бумагой», Издательства: АСТ Астрель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Программа самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». 2019 -2020 уч.год
Актуальность цели, задачи, план работы...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического ...
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Самообразование по теме: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Перспективный план по самообразованию. Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
laquo;Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»...
Проект по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....