Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.
материал

Гансицкая Ирина Сергеевна

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания. Вследствие этого дети научатся сохранять все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя нашу Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_rastem_patriotami.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Дополнительная образовательная

программа по нравственно - патриотическому

 воспитанию

«Растём патриотами»

для детей

второй группы раннего возраста.

Срок реализации: сентябрь – май

Программу разработали воспитатели: Гансицкая И.С.

Охрименко В.Н.

пгт. Березово

2020г

Пояснительная записка.

Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современные нравы постепенно деформируют чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных  западных мультфильмов  искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Наша родная культура, как мама и папа для ребенка, должна стать неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как  бы ни менялось наше общество, чтобы не происходило, воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.  

Дети  3-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некую враждебность, это проявляется в нежелании делиться игрушками, в отказе помочь товарищу в трудной ситуации, так же слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения человек стремится к идеалу хорошего, поэтому  уже с раннего возраста необходимо показать ребенку нравственную сторону каждого поступка и оказать максимальное влияние на формирование и развитие нравственных качеств человека.

Сроки реализации программы: сентябрь-май.

Участники: дети второй группы раннего возраста (2-3 года), родители, педагоги.

Постановка проблемы:           

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания. Вследствие этого дети научатся сохранять все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя нашу Родину.

Цель:                                                                                                                                       Формирование нравственно-патриотических чувств детей через различные виды деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Заложить у детей основы патриотического воспитания.
  • Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
  • Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
  • Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
  • Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
  • Формировать: элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
  • Знакомить детей с русским народным творчеством  (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы , хороводы, народные подвижные игры ) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).                                          

Развивающие:

  • Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
  • Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.
  • Развивать чувства ритма и музыкально-слуховые представления.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственно - патриотические чувства.
  • Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим. 
  • Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к 

своим  близким.

  • Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
  • Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
  • Воспитывать в детях любовь к родной земле.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.                                                                                                                                                       
  • Воспитывать  негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности.
  • Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки. 

Предполагаемый результат:

  • умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и со взрослыми
  • дети должны уметь играть вместе
  • быть вежливыми, знать «волшебные слова»
  • быть внимательными по отношению к себе и к товарищу
  • уметь анализировать поступки сказочных героев.

Критерии мониторинга:

  • Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
  • Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
  • Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
  • Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
  • Имеет элементарные представлениям о том,  что хорошо и что плохо.
  • Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
  • Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с  народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).                                          
  • Умеет отвечать на простые вопросы.
  • С вниманием и заботой относится к окружающим. 
  • Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
  • Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
  • Умеет бережно относиться к родной природе.                                                                                                                                                       
  • Имеет  негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное - к чистоте и опрятности.

Методы осуществления:
1.Совместная деятельность педагогов и детей:                                                                                         

  • групповая и подгрупповая
  • этические беседы
  • дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения
  • создание игровых ситуаций
  • театрализованные представления
  • художественное творчество (нетрадиционное рисование)
  • чтение худ. литературы
  • слушание музыки
  • наблюдение на прогулке
  • поручения

2.Индивидуальная:

  • обсуждение проблемных ситуаций.

Работа с родителями:

  1. Оформление родительского уголка по теме.
  2. Оформление выставки «Умелые ручки», по мотивам русского народного творчества и народов ханты и манси.
  3. Папка – передвижка на тему «Что такое доброта».
  4. Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Культура и обычаи народов ХМАО -  Югры».
  5. Совместная выставка « Наша дружная семья в образе Матрешек».

Тематический план:

Месяц

Тема

Задачи

Количество занятий

Сентябрь – ноябрь.

«Давайте познакомимся»

Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Развивать элементарные представления о дружеских отношениях, формировать представление о себе как о человеке

10

Декабрь

«Мои друзья»

Развивать представление о том, что такое дружба.

4

Январь 

«Мир сказки»

Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами.

3

Февраль 

«Наши защитники»

Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины. Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым.

4

Март

«Моя мама»

Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке и другим членам семьи.

4

Апрель

«Народная культура и традиции»

Приобщать к культуре русского народа. Продолжать знакомить с устным и прикладным народным творчеством, с народными музыкальными инструментами. Обогатить словарь за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве.

4

Май

«Моя семья»

Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Формировать понятие «Мой дом (семейный очаг)», «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким.

4

Перспективный план:

Месяц

Тема

Программное содержание

Методическое обеспечение

Сентябрь

3-я неделя.

Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока».

Познакомить детей с сотрудниками группы и их трудом. Наладить тактильный контакт  между воспитателем и детьми. Облегчить адаптацию в детском саду.

4-я неделя.

 Чтение потешек «Водичка,водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу  сладеньку…».

С помощью народных песенок-потешек воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умывание,  причесывание, кормление.

Октябрь

1-я неделя.

 Совместные игры «Покажите кого назову», «Сделай как я».

Помочь детям понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

2-я неделя.

Кукольный театр «Репка»

3-я неделя.

Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду».

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми.

4-я неделя.

Беседа «Вежливые слова»

Приучать детей к вежливости. Развивать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к другим людям.

Ноябрь

1-я неделя.

Беседа «Для чего человеку имя?».

Развивать представление детей об имени, фамилии, что означает имя.

2-я неделя.

Словесные игры  «Назови ласково», «Кто я?»

Развивать речь и память детей, учить называть ласково не только себя, но и других ребят, животных.

3-я неделя.

Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка».

4-я неделя.

Составление небольших рассказов: «Я люблю, когда…» .

Развивать речь детей, побуждать их составлять небольшие фразы, предложения. Формировать представление о себе как о человеке .

Декабрь

1-я неделя.

Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне ». Хоровод «Ходит Ваня».

Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способом выхода из конфликта.

2-я неделя.

Чтение/пение С.Михалков «Песня друзей»

3-я неделя.

Беседы «Друзья», «С кем я дружу».

Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

4-я неделя.

Игры «Ласковые слова», «Назови ласково»

Январь

2-я неделя.

Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка».

 Развивать речь детей посредствам запоминания стихов и песен о зиме, зимних праздниках, дружбе.

3-я неделя.

Разучивание потешки «Маша варежку надела».

4-я неделя.

Игра-ситуация «Узнай сказку», «Чей хвост».

Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам.

Февраль

1-я неделя.

Беседа «Кто такие богатыри»,рассматривать картину Васнецова «Три богатыря».

Познакомить с русскими народными героями, защитниками.

2-я неделя.

Чтение С.Маршак «Сказка про короля и солдата».

3-я неделя.

Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом», знакомство с родами войск«Моряки и летчики».

Воспитывать у детей чувство долга, силы, ответственности, желание защитить слабых, свою Родину.

4-я неделя.

Нетрадиционное рисование «Самолеты летят».

Развивать мелкую моторику рук детей через изготовление подарков для пап - рисование открыток по трафаретам.

Март

1-я неделя.

Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с\р игра «Дочки- матери».

Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг

2-я неделя.

Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине».

3-я неделя.

Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет».

Развитие мелкой моторики, воспитание чувства прекрасного через изготовление подарков для мам.

4-я неделя.

С/р игры «Дочки- матери», «Уложи малышку спать».

Учить применять потешки, колыбельные песни в играх.

Апрель

1-я неделя.

 Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой.

Вызвать интерес к русскому  народному творчеству.

2-я неделя.

Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси».

Приобщить к народному музыкальному искусству

3-я неделя.

Чтение и разучивание заклички «Божья коровка…», потешки «Уж как я ль свою коровушку люблю» .

Формировать бережное, отзывчивое  отношение к растениям, птицам и животным.  

4-я неделя.

Раскраски «Платочек для матрешки», «Веселые ложечки»

Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус.

Май

1-я неделя.

Чтение худ.литературы С.Прокофьева «Маша и Ойка». Беседы «Мой папа», «Моя мама», «Мои брат и сестра».

Учить детей составлять небольшие рассказы  о членах семьи.

2-я неделя.

Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай».

3-я неделя.

Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик дедушка…», потешки «Еду, еду к бабе, к деду».

Развивать речь детей, закрепить знания о семье.

4-я неделя.

Чтение С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».

Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?».

Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким.

 

        В течение года для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудом взрослых используются прогулки и наблюдения.  Включать детей в работу по благоустройству участка детского сада. Организовывать подкормку птиц зимой. Акцентировать внимание детей на значимость их труда для остальных.

Итоговое мероприятие: Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».

Список литературы:

  1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л. Князева, М.Д.Миханева.
  2. «Знакомство детей с русским народным творчество» Т.А.Буранина, О.А.Маркива.
  3. Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста «Адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста».

Цель: Приобщение семьи к духовно - нравственному воспитанию детей.Задачи:1. Узнать о семьях, их интересах, познакомиться друг с другом поближе.2. Довести до понимания родителей ценности, передачи подр...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности "Маленький художник" Вторая группа раннего возраста

Рабочая программа «Маленький художник» разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и реализуется нормативными документами:*Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизн...

Программа дополнительного образования по развитию сенсорных эталонов у детей второй группы раннего возраста "Калейдоскоп".

В программе представлены специальные игры и упражнения, на развитие тактильного восприятия с водой,на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой,на выкладывание, которые помогут укрепить руки ма...

Методическая разработка. Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию. "Растём патриотами". Для детей второй группы раннего возраста.

Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывала...

Отчет по нравственно патриотическому воспитанию у детей в группе раннего возраста

Отчет по нравственно патриотическому воспитанию у детей в группе раннего возраста...