Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы Патриоты» для детей раннего возраста.
рабочая программа (младшая группа)
Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_patrioty.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Сибирячок»
Дополнительная образовательная
программа по нравственно - патриотическому
воспитанию
«Мы Патриоты»
для детей
раннего возраста.
Срок реализации: сентябрь – май
Программу разработала воспитатель: Степанова С.В.
Сургут 2023г
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства».
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современные нравы постепенно деформируют чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных западных мультфильмов искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Наша родная культура, как мама и папа для ребенка, должна стать неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы ни менялось наше общество, чтобы не происходило, воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Дети 3-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некую враждебность, это проявляется в нежелании делиться игрушками, в отказе помочь товарищу в трудной ситуации, так же слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения человек стремится к идеалу хорошего, поэтому уже с раннего возраста необходимо показать ребенку нравственную сторону каждого поступка и оказать максимальное влияние на формирование и развитие нравственных качеств человека.
Сроки реализации программы: сентябрь-май.
Участники: дети группы раннего возраста (2-3 года), родители, педагоги.
Постановка проблемы:
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания. Вследствие этого дети научатся сохранять все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя нашу Родину.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств детей через различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Заложить у детей основы патриотического воспитания.
- Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
- Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Формировать: элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
- Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
Развивающие:
- Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
- Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.
- Развивать чувства ритма и музыкально-слуховые представления.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственно - патриотические чувства.
- Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим.
- Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким.
- Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
- Воспитывать в детях любовь к родной земле.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности.
- Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки.
Предполагаемый результат:
- умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и со взрослыми;
- дети должны уметь играть вместе;
- быть вежливыми, знать «волшебные слова»;
- быть внимательными по отношению к себе и к товарищу;
- уметь анализировать поступки сказочных героев.
Критерии мониторинга:
- Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
- Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
- Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
- Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
- Имеет элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо.
- Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
- Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с народными промыслами (матрешки, ложки и т.п).
- Умеет отвечать на простые вопросы.
- С вниманием и заботой относится к окружающим.
- Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
- Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
- Умеет бережно относиться к родной природе.
- Имеет негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное - к чистоте и опрятности.
Методы осуществления:
1.Совместная деятельность педагогов и детей:
- групповая и подгрупповая
- этические беседы
- дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения
- создание игровых ситуаций
- театрализованные представления
- художественное творчество (нетрадиционное рисование)
- чтение худ. литературы
- слушание музыки
- наблюдение на прогулке
- поручения
2.Индивидуальная:
- обсуждение проблемных ситуаций.
Работа с родителями:
1. Оформление родительского уголка по теме.
2. Оформление выставки «Умелые ручки», по мотивам русского народного творчества и народов ханты и манси.
3. Папка – передвижка на тему «Что такое доброта».
4. Консультация на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Культура и обычаи народов ХМАО - Югры».
5. Совместная выставка «Наша дружная семья в образе Матрешек».
Тематический план:
Месяц | Тема | Задачи | Количество занятий |
Сентябрь – ноябрь | «Давайте познакомимся» | Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Развивать элементарные представления о дружеских отношениях, формировать представление о себе как о человеке | 10 |
Декабрь | «Мои друзья» | Развивать представление о том, что такое дружба. | 4 |
Январь | «Мир сказки» | Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. | 3 |
Февраль | «Наши защитники» | Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины. Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым. | 4 |
Март | «Моя мама» | Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке и другим членам семьи. | 4 |
Апрель | «Народная культура и традиции» | Приобщать к культуре русского народа. Продолжать знакомить с устным и прикладным народным творчеством, с народными музыкальными инструментами. Обогатить словарь за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве. | 4 |
Май | «Моя семья» | Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Формировать понятие «Мой дом (семейный очаг)», «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким. | 4 |
Перспективный план:
Месяц | Тема | Программное содержание | Методическое обеспечение |
Сентябрь | 3-я неделя. Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока». | Познакомить детей с сотрудниками группы и их трудом. Наладить тактильный контакт между воспитателем и детьми. Облегчить адаптацию в детском саду. | |
4-я неделя. Чтение потешек «Водичка, водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу сладенькую…». | С помощью народных песенок-потешек воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесывание, кормление. | ||
Октябрь | 1-я неделя. Совместные игры «Покажите кого назову», «Сделай как я». | Помочь детям понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом. | |
2-я неделя. Кукольный театр «Репка» | |||
3-я неделя. Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду». | Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми. | ||
4-я неделя. Беседа «Вежливые слова» | Приучать детей к вежливости. Развивать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к другим людям. | ||
Ноябрь | 1-я неделя. Беседа «Для чего человеку имя?». | Развивать представление детей об имени, фамилии, что означает имя. | |
2-я неделя. Словесные игры «Назови ласково», «Кто я?» | Развивать речь и память детей, учить называть ласково не только себя, но и других ребят, животных. | ||
3-я неделя. Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка». | |||
4-я неделя. Составление небольших рассказов: «Я люблю, когда…» | Развивать речь детей, побуждать их составлять небольшие фразы, предложения. Формировать представление о себе как о человеке. | ||
Декабрь | 1-я неделя. Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне». Хоровод «Ходит Ваня». | Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способом выхода из конфликта. | |
2-я неделя. Чтение/пение С.Михалков «Песня друзей» | |||
3-я неделя. Беседы «Друзья», «С кем я дружу». | Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств. | ||
4-я неделя. Игры «Ласковые слова», «Назови ласково» | |||
Январь | 2-я неделя. Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка». | Развивать речь детей посредствам запоминания стихов и песен о зиме, зимних праздниках, дружбе. | |
3-я неделя. Разучивание потешки «Маша варежку надела». | |||
4-я неделя. Игра-ситуация «Узнай сказку», «Чей хвост». | Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам. | ||
Февраль | 1-я неделя. Беседа «Кто такие богатыри», рассматривать картину Васнецова «Три богатыря». | Познакомить с русскими народными героями, защитниками. | |
2-я неделя. Чтение С.Маршак «Сказка про короля и солдата». | |||
3-я неделя. Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом», знакомство с родами войск «Моряки и летчики». | Воспитывать у детей чувство долга, силы, ответственности, желание защитить слабых, свою Родину. | ||
4-я неделя. Нетрадиционное рисование «Самолеты летят». | Развивать мелкую моторику рук детей через изготовление подарков для пап - рисование открыток по трафаретам. | ||
Март | 1-я неделя. Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с\р игра «Дочки- матери». | Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг | |
2-я неделя. Чтение стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине». | |||
3-я неделя. Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет». | Развитие мелкой моторики, воспитание чувства прекрасного через изготовление подарков для мам. | ||
4-я неделя. С/р игры «Дочки- матери», «Уложи малышку спать». | Учить применять потешки, колыбельные песни в играх. | ||
Апрель | 1-я неделя. Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой. | Вызвать интерес к русскому народному творчеству. | |
2-я неделя. Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси». | Приобщить к народному музыкальному искусству | ||
3-я неделя. Чтение и разучивание заклички «Божья коровка…», потешки «Уж как я ль свою коровушку люблю» . | Формировать бережное, отзывчивое отношение к растениям, птицам и животным. | ||
4-я неделя. Раскраски «Платочек для матрешки», «Веселые ложечки» | Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус. | ||
Май | 1-я неделя. Чтение худ. литературы С.Прокофьева «Маша и Ойка». Беседы «Мой папа», «Моя мама», «Мои брат и сестра». | Учить детей составлять небольшие рассказы о членах семьи. | |
2-я неделя. Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай». | |||
3-я неделя. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик дедушка…», потешки «Еду, еду к бабе, к деду». | Развивать речь детей, закрепить знания о семье. | ||
4-я неделя. Чтение С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе)?». | Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким. |
В течение года для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудом взрослых используются прогулки и наблюдения. Включать детей в работу по благоустройству участка детского сада. Организовывать подкормку птиц зимой. Акцентировать внимание детей на значимость их труда для остальных.
Итоговое мероприятие: Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
Список используемой литературы
- «Знакомство детей с русским народным творчество» Т.А.Буранина, О.А.Маркива.
- Интернет ресурсы.
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О.Л. Князева, М.Д.Миханева.
- Программа «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по формированию нравственных норм и представлений у детей раннего возраста
перспективное планирование нравственных норм раннего возраста...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование нравственных навыков и культуры поведения детей раннего возраста"
Аккутуальность темы, цели, задачи, формы реализации....
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности «Карамельки» для детей раннего возраста
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Карамельки» знакомит детей раннего возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет зн...
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию «Семья» для детей раннего возраста
Создание условий для формирования чувства принадлежности к своей семье как основы патриотического воспитания дошкольников...
Дополнительная общеразвивающая программа социальной-гуманитарной направленности «Патриот» для детей дошкольного возраста 6-7 лет
Дополнительная общеразвивающая программа «Патриот» имеет социальногуманитарную направленность. Согласно принципу проектирования и реализации, дополнительных общеразвивающихся программ, дан...