Речевые упражнения для детей дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
1. « Чудесный мешочек»
В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно
Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер, вкус, материал) или животное (что оно делает, где живет); рассказать, из какой сказки этот предмет или герой.
В мешочке лежат следующие предметы : машина, мяч, заяц, собака, кубик, кружка, лошадь.
2.Игры с мячом:
- « Скажи ласково» Цель: учить образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом). Активизировать, пополнять и расширять словарный запас детей. Способствовать формированию представлений о культуре речи. : мяч, машина, стул, воробей, кукла, шапка, собака.
- « Один-много» : обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа; формировать грамматический строй речи ,лексическую систему слов;
-закрепить умения согласовывать слова;
-развивать внимание, память, мышление, речь : ложка, гусь, карандаш, котенок, дерево, картина, велосипед. - « Скажи наоборот» : научить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявлять их взаимосвязь. Игра способствует расширению словарного запаса у детей, развивает мышление.
Дерево высокое, а куст …
Дорога широкая, а тропинка …
Летом нужна летняя одежда, а зимой …
Пирожное сладкое, а лекарство …
Ночью темно, а днем …
У волка хвост длинный, а у зайца …
Чай горячий, а лед …
Летом жарко, а зимой …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца. Воспитатель говорит, что сегодня утром в детский сад приходил почтальон и принес нам открытку. Давайте посмотрим что на ней.
Картина «Собака и щенок» :
-Кто нарисован на этой картине ?
-Какая собака?
-Что она делает?
-Кто лежит около собаки?
-Какой щенок ? Сколько щенков ?
-Щенок маленький, а собака какая?
-Куда смотрят собака и щенок?
-Где живут собаки?
-Какое это животное?
Образец : Это собака со щенком. Собака большая, добрая. Она стоит и смотрит на улицу. У нее один щенок. Он маленький, неуклюжий. Щенок лежит около мамы. Собака с щенком –это домашние животные, они охраняют дом. Они мне очень нравятся.
-Кто хочет попробовать рассказать о собаке со щенком ?
3. Физминутка : выполняем веселые упражнения и учимся правильному произношению звуков:
--- Вышли уточки на луг, кря—кря---кря, кря ---кря ---кря,
---Пролетел веселый жук, ж--- ж---ж, ж---ж --- ж,
--- Гуси шеи выгибают, га --- га --- га, га --- га --- га,
--- Их собачка догоняет, р --- р --- р, р --- р --- р,
---Зашептал в воде камыш, ш--- ш --- ш, ш --- ш --- ш,
--- И опять настала тишь, ш ---ш --- ш, ш --- ш --- ш.
5. « Хлопни, если услышишь звук (ш)»: Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие. Воспитатель :Ребята , вы умеете внимательно слушать ?Я сейчас проверю. Я буду медленно произносить слова, и если вы услышите, что в слове есть звук (ш), то хлопните в ладоши.
Машина, стол , матрешка, чебурашка , лопата, кукла, кошка, буратино , клюшка, сушка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста.
Игровые упражнения для развития речевого дыхания детей дошкольного возраста....
Презентация "Развитие коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости посредством речевых упражнений"
Раскрыта поэтапность работы по диагностики и развитию коммуникативных умений....
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Консультация для родителей " Физическое развитие детейдошкольного возраста в семье"
Данная консультация предлагает актуальные способы физического воспитания детей в семье....
Трудовое воспитание детейдошкольного возраста
Интерактивная игра " Путешествие по детскому городу профессий "...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....