Конспект НОД по речевому развитию "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия (старшая группа)

Силантьева Елена Михайловна

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: развитие речи детей посредством художественной литературы.

Задачи:

«Речевого развития»

  • развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы;
  • учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий;
  • развивать  умение передавать содержание сказки близко к тексту с опорой на мнемотаблицу;
  • развивать связную речь детей;
  • продолжать знакомить детей с литературным творчеством – загадками, сказками;
  • обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_stranu_skazok_konspekt.docx41.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в страну сказок»

Основная общеобразовательная программа: ОПП ДОУ

«Мир открытий» (под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой).

«Развитие речи дошкольников» (программа О.С.Ушакова).

Возрастная группа: старшая

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цель: развитие речи детей посредством художественной литературы. 

Задачи:

«Речевого развития»:

  • развивать умение строить полные и четкие предложения при ответе на вопросы;
  • учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий;
  • развивать  умение передавать содержание сказки близко к тексту с опорой на мнемотаблицу;
  • развивать связную речь детей;
  • продолжать знакомить детей с литературным творчеством – загадками, сказками; 
  • обогащать словарный запас детей, углублять интерес к художественной литературе;

«Познавательного развития»:

  • развивать внимание, память, мышление, воображение;
  • активизировать интерес детей, любознательность;

 «Социально–коммуникативного развития»:

  • развивать навыки общения, умение договариваться и действовать согласованно в подгруппах и в коллективе;
  • формировать самостоятельность при решении поставленной задачи; умение высказывать предположения и делать выводы;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;
  • воспитывать культуру поведения.

«Физического развития»:

  • формировать осознанную потребность в двигательной   активности.

 «Художественно-эстетического развития»:

  • формировать эстетическое отношения к окружающему миру;
  • формировать интерес к сказкам, любовь к устному народному творчеству.

Форма организации: подгруппа – 8 человек.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Форма организации: подгрупповая, индивидуальная, групповая.

Словарная работа: лубяная, посечь.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа о героях сказок;  раскрашивание картинок по мотивам  сказок; дидактическая игра «Угадай сказку», пересказ по мнемотаблицам.

Оборудование и материалы: книга, фотография Бабы-Яги, письмо в конверте, клубок, аудиозапись заставка «В гостях у сказки», презентация «Загадки про сказки», нарисованная избушка на курьих ножках, мешочек,

цветные палочки (4 желтые и 4 зеленые), 2 конверта (желтого и зеленого цвета), 2 разрезные картинки (пазлы) с изображением сказок, мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка», картинки с изображением веселого и грустного колобка (по одному на каждого ребенка), стулья по количеству детей, 2 стола.

   

                                             Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Организационная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите читать сказки?

Воспитатель: Сегодня я принесла вам новую книгу сказок, давайте ее почитаем.

Воспитатель открывает книгу, а в ней пустые страницы.

Воспитатель: Не понимаю, что могло случиться. А это, что за фотография? В книге лежит фото Бабы-яги. 

Воспитатель: Кто это, ребята?

Воспитатель: Тут еще и конверт.

Кажется, он не пустой. Хотите узнать, что там написано.

Воспитатель: Тогда слушайте. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба-Яга, забрала и спрятала страницы из вашей книги сказок. Если хотите вернуть их обратно, то вам предстоит отправиться в страну сказок и выполнить задания. Справитесь с ними, получите страницы из вашей книги сказок. Удачи»

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться в страну сказок за страницами нашей книги?

Воспитатель: Тогда отправляемся. А  путь в страну сказок укажет волшебный клубочек. Его нам прислали герои сказок. Возьмите нить в руки и повторите слова: «Нам клубочек, помоги, в страну сказок приведи!»

Звучит аудиозапись «В гостях у сказки».

Дети заходят в группу

Дети: Да.

Дети: Баба-яга.

Дети: Да.

Дети слушают.

Дети: Да.

Дети берут в руки нить от клубка и повторяют слова.

  1. Основная часть

Воспитатель с дети подходят к стульям.

Воспитатель: Вот оказались мы в сказочной стране. Ребята, садитесь на стулья.

Воспитатель: Сказка - это  волшебная история, где с героями случаются чудеса, оживают предметы, звери и птицы  начинают разговаривать человеческим голосом. У сказки всегда счастливый конец, и обязательно добро побеждает над злом. В сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и взрослые и дети.

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Ребята, а вас ждет первое задание от Бабы-Яги. Вы должны отгадать загадки.

Воспитатель читает загадки. После ответа детей на мониторе демонстрируются изображения правильных ответов.

Воспитатель:

Бабушка девочку очень любила, Шапочку бабушка ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите, как звали её.

Воспитатель:    

Жили братья-толстячки,

Все три носа - пятачки.

Старший братец - всех умней,

Дом построил из камней. 

Воспитатель:

С пылу с жару из печи,

Ни минуты не молчит.

По тропинке катится,

Подвигами хвалится.  

Воспитатель:

Отвечайте на вопрос:

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был?

Воспитатель:
Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу, Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто Зайца обманул?

Воспитатель:
Бабушка в лесу живёт,

Травы, зелье собирает,

Пол в избе метлой метёт.

В ступе по небу летает,

Из кости её нога.

Эту бабу звать …

Воспитатель:

 У отца был мальчик странный

 Необычный деревянный,

 На земле и под водой

 Ищет ключик золотой.

 Всюду нос суёт свой длинный

 Кто же это?

 Воспитатель:

Этот сказочный герой

 С хвостиком, усатый,

 В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. Все загадки отгадали.  А следующее задание называется «Расскажи слова из сказки». Ребята, давайте вспомним:

Воспитатель: Что пела коза своим козлятам?

Воспитатель: Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

Воспитатель: Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

Воспитатель: Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?

Воспитатель:  Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно ответили. Продолжаем наше сказочное путешествие. Давайте подойдем к столу.

На столе избушка на курьих ножках, мешочек с разноцветными палочками, зеленый и желтый конверты.

Воспитатель: Посмотрите, на нашем пути избушка на курьих ножках. Кто в ней живёт? 

Воспитатель: Верно. И Баба-Яга приготовила нам следующее задание. Ребята, здесь лежат два конверта. Баба-Яга разрезала картинки со сказками на части и положила в эти конверты.  Вам, ребята, нужно собрать из частей две разные сказки. Но сначала нужно разделиться на две команды. И поможет нам это сделать мешочек, который оставила Баба-Яга. В мешочке находятся разноцветные палочки: желтые и зеленые. Ребята, достаньте по одной палочке из мешочка.

Воспитатель: Ребята с желтыми палочками подойдите к желтому конверту, а ребята с зелеными палочками подойдите к зеленому конверту.

Воспитатель: Каждая команда будет собирать свою картинку. Работаем вместе и дружно. Начинайте собирать!

По ходу выполнения задания воспитатель проходит и смотрит правильность выполнения задания.

Воспитатель: Молодцы, справились и с этим заданием. Какие сказки у вас получились?

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем. Выходите в центр. Встаньте в круг.

Физкультминутка.

В темном лесе есть избушка.

Стоит задом наперёд.  

В той избушке есть старушка,

Бабушка Яга живёт.

У неё глаза большие. 

Словно огоньки горят.

Ух! Сердитая какая!

Дыбом волосы стоят.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Немного отдохнули. Продолжаем наше путешествие. Давайте  сядем на стулья.

Перед детьми магнитная доска.

На ней мнемотаблица к сказке «Заюшкина избушка».

Воспитатель: Отгадайте, какая это сказка?

Снежный терем у лисицы,

Убежал весной водицей,

К зайке попросилась в дом

Да и выгнала потом.

Воспитатель: Правильно! С этой сказкой вы знакомы. Ребята, а с каких слов чаще всего начинаются сказки?

Воспитатель: Что значит ледяная избушка?

Воспитатель: Что значит лубяная?

Воспитатель: Что случилось с зайчиком?

Воспитатель: Какая лиса была в этой сказке?

Воспитатель: Кто первый хотел помочь зайчику?

Воспитатель: Кто еще хотел помочь?

Воспитатель: Почему они не смогли помочь?

Воспитатель: А кто смог помочь зайчику?

Воспитатель: Давайте вспомним, что прокричал петушок, чтоб выгнать лису?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что значит «посечь»?

Воспитатель: Почему петуху удалось выгнать лису?

Воспитатель: Ребята, чтобы Баба-Яга вернула нам все страницы из нашей книги, нам надо ещё немного потрудиться  и рассказать для нее сказку.   Я подготовила  таблицу с картинками-схемами  к строчкам сказки. Эта таблица поможет рассказать сказку, вспомнить ее подробнее.  Кто из вас хочет рассказать сказку, используя таблицу?

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Как вы думаете, чему нас учит сказка?

Воспитатель:  Эта сказка  учит заступаться за слабых, быть смелым, добрым и отзывчивым на просьбы других. А нам, ребята пора возвращаться. Возьмите нить в руки и повторите слова: «Раз, два, три, клубок, в группу нас веди».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад обратно. Посмотрите, в книге появились все страницы. Понравилось вам наше путешествие? Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку.

Дети садятся на стулья.

Дети: Красная Шапочка.

Дети: Три поросенка.

Дети: Колобок.

Дети: Медведь.

Дети: Лиса.

Дети: Яга.

Дети: Буратино.

Дети: Кот в сапогах.

Дети: Коза пела своим козлятам: «Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся. Ваша мать пришла – молока принесла. Бежит молоко по вымечку, из вымечка по копытечку, из копытечка во сыру землю!»

Дети:Маша, сидя в коробе говорила медведю: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, Не ешь пирожок! Неси бабушке, Неси дедушке!» 

Дети: Курочка Ряба говорила: «Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!»

Дети: Звери в сказке «Теремок» говорили: «Терем, теремок, кто в тереме живет?»

Дети: Емеля говорил: «По щучьему веленью, по моему хотенью».

Дети подходят к столу.

Дети: Баба-Яга.

Дети достают из мешочка разноцветные палочки.

Дети подходят к конверту нужного цвета.

Дети выполняют задание.

После выполнения задания дети называют получившиеся сказки.

Дети встают в круг.

Дети выполняют движения по показу воспитателя.

Идут по кругу.

Прыжком поворачиваются в другую сторону.

Идут по кругу в другую сторону.

Разжимают кулачки подобно открывающимся глазам.

Приседают.

Резко поднимают руки вверх.

Дети садятся на стулья.

Дети: «Заюшкина избушка».

Дети: Жили-были.

Дети: Сделана изо льда.

Дети: Сделана из коры дерева.

Дети: Лиса выгнала из дома.

Дети: Злая, хитрая.

Дети: Собаки.

Дети: Медведь.

Дети: Испугались, убежали.

Дети: Петух.

Дети: Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи!

Дети: Наказать, порубить.

Дети: Он смелый, никого не боится.

Дети по желанию пересказывают сказку «Заюшкина избушка».

Ответы детей.

Дети берут в руки нить от клубка и повторяют слова.

Дети: Да, понравилось.

Дети отвечают на вопросы.

                             3 часть. Рефлексия

Теперь кому было весело и интересно, выберите веселого колобка, а кому было скучно, - грустного.

 Я очень рада, что вам всем понравилось наше путешествие. Спасибо, мне было очень приятно с вами путешествовать.

Дети выбирают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну сказок»

Программное содержание:  учить детей придумывать необычный конец сказки. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т.д. Воспроизводить отрывк...

Конспект театрализованной постановки. Тема: «Путешествие в страну сказок»

Цели: 1.Воспитывать эмоциональное восприятие сказки; закреплять умения передавать интонацией голоса и характер персонажей.2. Активизировать речевые высказывания детей.3. Совершенствовать умение...

Конспект НОД по ФЭМП "Путешествие в страну сказок"

НОД на закрепление знаний о геометрических фигурах, навыков порядкового счета, пространственных предтавлений и конструктивных способностей....

конспект по театрализованной деятельности "Путешествие в страну сказок"

Интеграция образовательных областей:"чтение художественной литературы""Познание""Коммуникация""Здоровье""художественное творчество"...

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию "В страну сказок" (с использованием моделирования) 2 мл. гр.

Дети отгадывают скзку, опираясь на модели, изображенные на зкране. Кратко рассказывают  сказку с помоью метода моделирования....

Речевое развитие "В стране сказок"

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей...