Кружковая деятельность “LEGO-РОБОТЁНОК”. Steam-образование детей дошкольного возраста Модуль «Робототехника»
рабочая программа (подготовительная группа)
Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение усвоения программного материала. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Вполне, если создать ребенку такие условия, при которых он имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.
Робототехника -это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС ДО и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.
На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни. На каждом шагу мы с вами сталкиваемся с роботами. Роботы повсюду.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что справиться с компьютером или любой другой компьютерной игрушкой для наших детей не проблема.
Немаловажным будет отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhkovaya_deyatelnost_lego_robotyonok.docx | 106.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад общеразвивающего вида №7 ”Сказка“
Steam-образование детей дошкольного возраста
Модуль «Робототехника»
Кружковая деятельность
“LEGO-РОБОТЁНОК”
Руководитель кружка: Дурнева С.В.
Актуальность.
Как сделать в современном мире воспитательно-образовательный процесс интересным и увлекательным? Пожалуй, это один из самых серьезных и значимых вопросов, стоящих не только перед современным детским садом, но и в целом перед образованием. Зачастую у ребенка отсутствует мотивация к какой-либо деятельности, отсюда идет снижение усвоения программного материала. Можно ли исправить сложившуюся ситуацию? Вполне, если создать ребенку такие условия, при которых он имел бы возможность совершать, хотя бы маленькие, но открытия.
Робототехника -это универсальный инструмент для дошкольного образования в четком соответствии с требованиями ФГОС ДО и подходит для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Причем обучение детей с использованием робототехнического оборудования - это не только обучение в процессе игры, но и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом, самодостаточных людей нового поколения.
На сегодняшний день робототехника одна из самых динамично развивающихся областей промышленности. Можно ли представить жизнь в современном мире без механических машин. Вряд ли! Ведь именно благодаря роботам многие задачи человечества стали значительно проще в реализации, повысилась точность, ускорились темпы, увеличилось качество. В ближайшем будущем роботы станут составной частью повседневной жизни. На каждом шагу мы с вами сталкиваемся с роботами. Роботы повсюду.
В России для детей предлагается целый спектр знаний, но, к сожалению, крайне мало представлено такое направление, как робототехника. Современные технологии настолько стремительно входят в нашу повседневную жизнь, что справиться с компьютером или любой другой компьютерной игрушкой для наших детей не проблема.
Немаловажным будет отметить, что применение робототехники в детском саду как инновационной методики обеспечивает равный доступ детей всех социальных слоев к современным образовательным технологиям.
Формулировка педагогической проблемы.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. Интеграция в массовые школы детей с речевыми нарушениями успешна только при условии достаточно высокого уровня развития речи.
Учитывая, что основными видами в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная деятельность, большое внимание отводится разработке и внедрению таких инновационных педагогических технологий, которые имеют ярко выраженный моделирующий характер. Они дают возможность формировать у детей как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.
В 2021-2022 учебном году в подготовительной группе №9 была продолжена работа кружка образовательной робототехники «LeGo-роботёнок».
Продолжительность реализации кружка – 1 год. Занятия проводятся в рамках кружковой деятельности 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 35 минут.
Цель: развитие личности, способной к свободному коммуникативному общению, умению ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения; развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе.
Задачи, направленные для реализации данной цели:
Образовательные:
Ø Знакомить детей с основными принципами механики;
Ø Стимулировать речевое развитие, обогащать словарный запас научными понятиями и законами;
Ø Содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).
Ø Формировать умение видеть конструкцию, анализировать ее основные части, их функциональное назначение.
Развивающие:
Ø Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
Ø Развивать логико-математическое представление.
Ø Активизировать мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
Ø Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Оборудование:
Ø Наборы Лего-конструкторов LEGO WeDO Education.
Ø Ноутбуки.
Ø Программное обеспечение LEGO WeDO Education.
Методы реализации проекта.
1. Объяснительно-иллюстративный – предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с литературой и др.);
2. Эвристический – метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
3. Проблемный – постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения;
4.Программированный – набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ;
5. Репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
6. Частично-поисковый – решение проблемных задач с помощью педагога;
7. Поисковый – самостоятельное решение проблем.
Практическая значимость.
Основой образовательной работы с применением робототехники является конструирование «Умных игрушек», воспроизведение действий персонажей с оживлением и озвучиванием, конструирование моделей с последующим их описанием, использование сопровождающей речи, а также использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи. Работа по лексическим темам с помощью конструктора ЛЕГО WeDo, имеющего широкий выбор наборов, даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное. Эмоциональная составляющая игры способствует активизации диалогов в процессе работы. Составление рассказов по построенным «Умным игрушкам», последующее объединение их в общее большое повествование, помогает детям проследить пространственно-временные отношения, необходимые для связности высказывания. Аналогичная работа проводится и по другим лексическим темам.
Возможность совершения самостоятельных действий с элементами конструктора, их описания и сравнения способствуют формированию взаимосвязанного комплекса семантических, звуковых, морфологических и ритмических операций, осуществляющих поиск слова, что даёт возможность, помимо увеличения лексического запаса, перевести слова из пассивного словаря в активный. Использование конструктора ЛЕГО WeDo в работе детьми позволяет осуществлять образовательный процесс с наибольшим психологическим комфортом. Работа над пересказом, рассказом, диалогом становится более эффективной. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным. При этом, работа над связной речью веду в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности. Поскольку вся деятельность проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, то одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО-игра (игры-драматизации, сюжетные командно-ролевые игры). То есть, созданные постройки из ЛЕГО WeDo использую в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия связываются единым сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д. Наряду с этим, в работе с конструктором отрабатываются грамматические конструкции: согласование числительных с существительными, например: сколько в твоём домике окошек? Сколько ягод на кусту? Как рычит лев в клетке? Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний, например: Котёнок без чего? Без хвоста. Составление частей разных животных помогает развивать понимание образования сложных слов.
Использование робототехники позволяет делать образовательный процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению программного материала. Кроме того:
Ø При использовании конструктора ЛЕГО WeDo у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
Ø В работе с конструктором ЛЕГО WeDo у ребенка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.
Ø Конструктор ЛЕГО WeDo не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся работа воспринимается им как игра.
Ø Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
Ø Работа с ЛЕГО WeDo позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
Особенность и новизна.
Работа по проекту дает возможность детям самостоятельно создавать яркие "Умные" игрушки, наделяющие их интеллектом, изучать базовые принципы программирования на ПК, умение работать с моторами и датчиками. Это позволяет им почувствовать себя настоящими инженерами-конструкторами.
Содержание самого проекта построено таким образом, что дети под руководством педагога смогут не только создавать роботов посредством конструктора, следуя предлагаемым пошаговым инструкциям, но и, проводя эксперименты, узнавать новое об окружающем их мире. Полученные знания служат при этом и доказательством истинности (или ложности) выдвинутых юными экспериментаторами тех или иных теоретических предположений, поскольку именно в ходе творчества они подтверждаются или опровергаются практикой. Отличительной особенностью проекта является то, что он построен на обучение детей в процессе практики.
Кроме того, благодаря конструктору ЛЕГО WeDo педагогам предоставляется возможность выявлять одаренных детей, стимулировать их интерес и развитие навыков практического решения актуальных образовательных задач. Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями, а также коммуникативное общение в процессе работы способствуют разностороннему развитию воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Планируемые ожидаемые результаты:
Ø повысится уровень речевого развития;
Ø повысится устойчивый интерес к легоконструированию (ЛЕГО WeDo), умение работать по предложенным инструкциям;
Ø повысятся конструктивные умения.
Разделы комплекта заданий.
Комплект включает 12 заданий, которые разбиты на четыре раздела, по три задания в каждом.
В каждом разделе дети занимаются технологией, сборкой и программированием. а также упражняются во всех четырех образовательных областях. Однако каждый раздел имеет свою основную предметную область, на которой фокусируется деятельность детей.
В разделе «Забавные механизмы» основной образовательной областью является познание.
На занятии «Танцующие птицы» дети знакомятся с ременными передачами, экспериментируют со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. На занятии «Умная вертушка» ученики исследуют влияние размеров зубчатых колёс на вращение волчка. Занятие «Обезьянка-барабанщица» посвящено изучению принципа действия рычагов и кулачков, а также знакомству с основными видами движения. Дети совместно с педагогом изменяют количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки обезьянки барабанить по поверхности с разной скоростью.
В разделе «Звери» основной образовательной областью является познание и технология, понимание того, что система должна реагировать на свое окружение. На занятии «Голодный аллигатор» дети программируют аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». На занятии «Рычащий лев» они программируют льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. На занятии «Порхающая птица» создается программа, включающая звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен. Кроме того, программа включает звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли
Раздел «Футбол» сфокусирован на математике. На занятии «Нападающий» измеряют расстояние, на которое улетает бумажный мячик. На занятии «Вратарь» дети подсчитывают количество голов, промахов и отбитых мячей, создают программу автоматического ведения счета. На занятии «Ликующие болельщики» они используют числа для оценки качественных показателей, чтобы определить наилучший результат в трёх различных категориях.
Раздел «Приключения» сфокусирован на развитии речи. На занятии «Спасение самолёта» дети осваивают важнейшие вопросы любого интервью Кто?, Что?, Где?, Почему?, Как? и описывают приключения пилота – фигурки Макса. На занятии «Спасение от великана» дети исполняют диалоги за Машу и Макса, которые случайно разбудили спящего великана и убежали из леса. На занятии «Непотопляемый парусник» дошкольники последовательно описывают приключения попавшего в шторм Макса.
План реализации.
1 год обучения (6-7 лет)
Занятие | Тема занятия | Задачи |
Раздел «Первые шаги» | ||
№1 | Знакомство с конструктором. | Познакомить детей с деталями конструктора LEGO WeDo. |
№2 | LEGO-игра детей или «Знакомство с LEGO WeDo продолжается». | В игровой форме расширить знакомство детей с деталями конструктора LEGO WeDo. |
№3 | Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета. | Знакомство детей с конструктором LEGO WeDo, его деталями, с цветом LEGO-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. |
№4 | Исследователи кирпичиков | Продолжение знакомства детей с конструктором LEGO, WeDo с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Начало составления LEGO-словаря. Выработка навыка различения деталей в коробке, умения слушать инструкцию педагога. Развитие графических навыков. |
Раздел «Забавные механизмы» | ||
№ 5-7 | «Танцующие птицы» | Продолжить знакомить детей с ременными передачами, экспериментирование со шкифами разных размеров, прямыми и перекрестными ременными передачами. Продолжить составление LEGO-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. |
№ 8-10 | «Умная вертушка» | Исследование влияния зубчатых колес на вращение волчка. Продолжать составлять LEGO-словарь. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. |
№ 11-13 | «Обезьянка-барабанщица» | Учить детей принципу действия рычагов и кулачков, знакомство с основными видами движений. Развитие фантазии и воображения детей, закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей. Продолжать развивать речевую компетентность детей. |
Раздел «Звери» | ||
№ 14-16 | «Голодный аллигатор» | Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных. |
№ 17-19 | «Рычащий лев» | Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о диких животных. |
№ 20-22 | «Порхающая птица» | Учить детей навыкам программирования на компьютере. Продолжать развивать речевую компетентность детей, умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков скрепления, обогащение знаний о птицах. |
Раздел «Футбол» | ||
№ 23-25 | «Нападающий» | Учить детей измерять расстояние, на которое улетает бумажный мячик. Продолжать учить навыкам программирования, развивать речь детей. |
№ 26-28 | «Вратарь» | Учить детей создавать программу автоматического ведения счета. Обогащать знания детей о футболе, развивать речь. |
Раздел «Приключения» | ||
№ 29-30 | «Спасение самолета» | Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора, программировать их и составлять описательный рассказ по объекту. |
№ 31-33 | «Спасение от великана» | Продолжать учить создавать прочные модели из конструктора, программировать их и вести диалог. |
Список литературы:
1. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. Филиппов для детей и родителей. – СПб.:Наука, 2010, 195 стр.
2. Программное обеспечение LEGO WeDO Education.
3. Интернет
Анализ кружковой деятельности в подготовительной группе №9
В результате реализации кружковой деятельности «LeGo-роботёнок» уже на этапе дошкольного детства мы предоставили детям возможность освоения профессии инженера, ведь уже в дошкольниках можно увидеть будущих конструкторов и инженеров, которые так необходимы стране. Таким образом, образовательная робототехника — это мощный инновационный образовательный инструмент, позволяющий обеспечить преемственность от дошкольного до профессионального образования. Ребёнку интересно собственными руками создавать настоящего робота и наблюдать за результатом своих трудов. А перед педагогом стоит другая задача: познакомить детей с основами программирования, развить конструкторские навыки, логику, целеустремлённость, уверенность в себе. Робототехника — это идеальное сочетание развлечения с развитием, удовольствия с пользой. Наши воспитанники с лёгкостью собирают модели по схеме и составляют элементарную программу ее поведения, самостоятельно придумывают модель, конструируют ее и пишут программу движения. С помощью технологии образовательной робототехники мы познакомили дошкольников с целым спектром технических профессий, таких как инженер, конструктор, программист, механик, робототехник, сформировали у ребят начальное техническое мышление. Таким образом, внедрив технологию образовательной робототехники, мы создали условия, необходимые для развития начального технического творчества, проявления социальной инициативы и самостоятельности дошкольника, ранней профориентации, а также воспитания информационной культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")
Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)
Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...
Занятие по парциальной программе STEM – ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста Модуль «Экспериментирование» Тема: «Свойства воздуха»
Это мои первые шаги в цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии". Занятие было открытым. Показывала своим коллегам....
«STEAM - образование детей дошкольного возраста. Модуль математическое развитие»
Данная программа является одной из новейших, направленной на развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество...
Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста. Модуль «Мой дом – моя Мордовия».
Проект и отчет о использовании модульной технологии в педагогической деятельности по развитию речи детей дошкольного возраста....
Проект: «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»
laquo;Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом&r...
Образовательный проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль « Моя малая Родина - Саранск»
Актуальность: Наш Саранск подобен огромному дереву. Но всякое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу ...