И снова об эмпатии у дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_empatii_u_detey_v_dou.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие эмпатии у детей в ДОУ
Эмпатия — с греческого переводится как «чувство», «сочувствие» - осознанное сопереживание эмоциональному состоянию другого человека.
Психологи выделяют три вида эмпатии.
Когнитивная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других людей с помощью анализа и обработки данных: например, проводим параллели с художественной литературой и кинематографом.
Эмоциональная эмпатия. Мы осмысливаем чувства других, ассоциируя со своим опытом. Например, понимаем, что человеку сейчас плохо, потому что сами были в аналогичной ситуации.
Действенная эмпатия. Мы не только осмысливаем чувства других, но и переходим к действиям: например, предлагаем человеку конкретную помощь.
Стоит сразу отметить, что эмпатия — не врождённая способность, а следствие воспитания. Её основы должны закладываться в раннем возрасте как в семье, так и в детском саду.
Развитие эмпатии в период дошкольного возраста проходит несколько этапов.
1-ый год жизни – ребенок впитывает, запоминает, а потом возвращает обратно свои первые мироощущения в процессе общения с близкими людьми.
2-ой год жизни – малыш начинает проявлять активный интерес к детям и взрослым, различает ярко выраженные чужие эмоции и переживает их как свои: может заплакать, когда плачет другой ребенок, или засмеяться, когда смеются его родители.
На 3 - 4 году жизни, выделяя себя из окружающего мира, ребенок приобретает «способность понимать других» (осознает, что у людей есть свои чувства и желания, но, в силу своего возраста, он еще пока очень эгоцентричен, и поэтому ребенок чаще всего склонен игнорировать чувства и желания других людей).
В 4 – 6 лет начинается четвертый этап «сочувствия и отзывчивости». Ребенок учится сосредотачиваться на проблемах других людей, соотносить свои и чужие чувства, может предвидеть последствия своих и чужих поступков, проявляет стремление к содействию, правда, пока еще он не всегда знает, что делать и как помочь страдающему
Заключительный этап «со-радости» (ощущение радости от успехов других людей) формируется между 6 и 9 годами. В этот период, если развитие ребенка прошло правильно, он уже довольно быстро реагирует на проблемы сверстников и оказывает им адекватную помощь.
Как мы видим, период дошкольного возраста самый благоприятный для развития эмпатии у ребенка. Поэтому система воспитания и образования в детском саду построена на том, чтобы дошкольники полноценно и благополучно прошли этот этап формирования эмпатии.
Так как формирование эмпатии – процесс непрерывный, то вся воспитательная и образовательная деятельность педагогов детского сада направлена на него.
Воспитатели дошкольного учреждения реализуют следующие виды деятельности:
- коммуникативная (чтение и рассказывание воспитанникам сказок, рассказов, обсуждение с детьми прочитанного, анализ жизненных ситуаций, беседы с детьми, различные игры на сплочение группы);
- учебная (решение задач с «этическим подтекстом» (например, как разделить яблоки поровну), проектная деятельность;
- художественная (игры-театрализации, кукольный театр, лепка, рисование, аппликации, прослушивание музыкальных произведений, просматривание и обсуждение произведений изобразительного искусства)
- игровая (сюжетно-ролевые игры, игры с предметами, коллективные игры с определенными правилами);
- трудовая (распределение и выполнение обязанностей в группе, уход за комнатными растениями, изготовление кормушек для птиц, изготовление подарков);
- физическая культура (психогимнастика, командные игры, различные спортивные соревнования и эстафеты между группами).
Кроме того, не стоит забывать о том, что родители тоже активно помогают в развитии эмпатии у ребенка. Это совместное времяпрепровождение (посещение театров, выставок, музеев, спортивных мероприятий), чтение перед сном, просмотр вместе с ребенком детских фильмов, их обсуждение, беседы с ребенком и тому подобное. Также помним, что дети постоянно учатся на нашем примере – помогли пожилому человеку донести тяжелые пакеты, покормили бездомного котенка, насыпали корм в птичью кормушку, объяснили дорогу обратившему с вопросом прохожему – у ребенка все эти моменты откладываются в памяти и в дальнейшем сказываются на формировании эмпатии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...
Формирование эмпатии в дошкольниках
Методы, упражнения и игры, направленные на формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии...
Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...
Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)
Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к пр...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...
Эмпатия у дошкольников раннего возраста.
Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период - время ,когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и малыши...
И снова об эмпатии у дошкольников
Что такое эмпатия и какие ее виды. Зачем она дошкольникам и каким образом происходит ее формирование педагогами ДОУ и родителями воспитанников...