И снова об эмпатии у дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
empatiya_u_doshkolnikov.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмпатии у дошкольников в процессе воспитательной и образовательной деятельности ДОУ.
Эмпатия – это способность понимать чужие переживания
и принимать их. Это направленность внимания, восприятия и мышления на состояния,
проблемы, поведение другого человека.
В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие.
Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
Сочувствие – это формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека.
Эмпатия не присуща человеку с рождения, но развивается в жизненном процессе, когда ребенок взаимодействует с людьми. Маленький ребенок совершенно не способен сопереживать другим людям. Этому он учится в детском саду, постоянно взаимодействуя с детьми из своей группы, а также в ходе образовательного и воспитательного процесса, реализуемого педагогами детского сада.
Рассмотрим более подробно, каким образом можно развить эмаптию у детей в процессе образования и воспитания в детском саду.
Для начала пройдемся по режимным моментам ДОУ.
Утренний прием детей в группе. Здесь очень важно КАК встречает воспитатель каждого ребенка, а именно: искренняя и доброжелательная улыбка для каждого воспитанника во время приветствия, обязательно поинтересоваться у ребенка как его настроение сегодня, если ребенок грустит, спросить, что случилось и как можно ему помочь.
Следующий момент – утренняя гимнастика, в процессе проведения которой можно задать настроение у детей на весь день. Если какой-то ребенок отказывается делать зарядку, не стоит его заставлять это делать. Можно позволить ему просто постоять рядом или посидеть на скамейке и посмотреть, как остальные ребята выполняют упражнения. Ни в коем случае нельзя ругать отказывающегося делать зарядку ребенка. Важно учитывать, что все люди разные и у каждого человека свои особенности высшей нервной деятельности.
Подготовка к завтраку и завтрак. Начиная со средней группы, дошкольники помогают накрывать на стол. Для этого составляется график дежурств, согласно которому все дети имеют возможность принять участие в этом в течение недели. Но бывают случаи, когда тот или иной ребенок хочет дежурить вне графика. В этом случае не нужно убеждать его ждать своей очереди, а можно предложить ему быть помощником дежурных и помочь поставить на столы салфетницы, посчитать количество детей в группе и т.п. Важно дать понять ребенку, что его желания не игнорируются и всегда можно найти компромисс. Точно также во время обеда и ужина.
Свободная игровая деятельность детей. В этот момент среди дошкольников любого возраста довольно часто случаются конфликтные ситуации по поводу игрушек. Здесь главное для педагога не отдавать предпочтение какому-то определенному ребенку. Необходимо разрешить конфликтную ситуацию между детьми таким образом, чтобы никто не остался обделен. Например, каждый ребенок по 5 минут будет играть с этой игрушкой. Воспитатель засекает время на часах в группе и показывает и объясняет, когда будет играть следующий ребенок.
Прогулка. Во время прогулок на участке у дошкольников также регулярно происходят спорные ситуации по поводу уличных игрушек. Педагогу можно распределить игрушки между детьми по интересам и предложить им через определенное время поменяться между собой. Либо организовать общую игру с распределением ролей каждому ребенку. Если прогулка происходит, например, зимой, можно всем вместе строить снежную крепость – Саша, Коля, Петя, Катя копают траншею, Вика, Оля, Никита, Денис изготавливают снаряды снежколепами, остальные – строят снежную стену.
Во время укладывания детей на дневной сон воспитатель тоже проявляет чуткость и внимание к каждому ребенку. Во-первых, чтение в спальне небольшой сказки со спокойным сюжетом, когда детки уже улеглись. Практически в каждой группе есть дети, которым необходимо особое внимание перед засыпанием – погладить ребенка по спинке, прошептать ласковые успокаивающие слова, просто посидеть рядом с ребенком.
Уход детей домой. Вечером, прощаясь с ребенком, педагог доброжелательно улыбается и родителю, и воспитаннику, собирающемуся домой.
Примерно таким образом воспитывается и развивается эмпатия у дошкольников в процессе режимных моментов ДОУ.
Теперь коснемся непосредственно образовательного процесса в детском саду. Обязательно во всех возрастных группах детям читают и рассказывают сказки и истории. Как мы знаем, большинство произведений, изучаемых в ДОУ, направлены на развитие сочувствия и эмпатии у дошкольников. Здесь важно не упустить этот момент и обсудить с ребятами хорошие и отрицательные поступки героев произведения, дать возможность каждому воспитаннику высказать свое мнение. Дать возможность детям подискутировать между собой.
Во время проведения творческих занятий (лепка, рисование, аппликация) могут возникать ситуации, когда у кого-нибудь из детей нет карандаша или пластилина какого-то определенного цвета. В такой момент педагог направляет ребят на то, что надо поделиться с их товарищем, выручить его.
Занятия физкультурой также предполагают развитие эмпатии у воспитанников. Прежде всего, это командные игры, а также игры по типу «Хитрая лиса», «Колдуны» и т.п., в которых важно помогать товарищам и выручать друг друга.
Нельзя не сбрасывать со счетов и бытовые моменты. Например, воспитанник упал и ударил коленку. Ни в коем случае не стоит его ругать в этот момент, даже если сильно хочется. Наоборот, нужно пожалеть ребенка и других детей призвать к сочувствию. Если каждый раз в подобных случаях поступать таким образом, у ребят закрепится модель соответствующего поведения (жалеть и сопереживать, когда кому-то плохо или больно).
По мере того, как формируется эмпатия, дети учатся заботиться о других, уважать природу и адекватно эмоционально воспринимать происходящее. И все это крайне необходимо, чтобы стать дошкольниками полноправными членами общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Развитие эмпатии у дошкольников"
статья для родителей и педагогов...
Формирование эмпатии в дошкольниках
Методы, упражнения и игры, направленные на формирование осознавания собственного эмоционального мира, а также чувств других людей, развитие эмпатии...
Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...
Средства формирования эмпатии у дошкольников (из опыта работы)
Развитие представлений об эмоциях – это выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, являются необходимой подготовкой к пр...
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...
Эмпатия у дошкольников раннего возраста.
Чувства и эмоции играют огромную роль в жизни любого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период - время ,когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и малыши...
И снова об эмпатии у дошкольников
Виды эмпатии и возрастные особенности формирования эмпатии у дошкольников. Вклад педагогов ДОУ и родителей воспитанников в развитие эмпатии у детей дошкольного возраста...